Тема занятия по доп. образованию: «Рисование с натуры осенних листьев».
Цель: научить детей рисовать с натуры листья деревьев простой формы используя поэтапное рисование простым карандашом и акварельными красками.
Задачи:
Образовательная: формировать умения поэтапно выполнять работу при построении листьев деревьев простой формы; формировать умения самостоятельно по образцу выполнять рисование с натуры листьев, используя основные правила рисования.
Воспитательная: расширять знания о художниках пейзажистах и их творчестве; воспитывать с детства бережное отношение к природе родного края.
Развивающая: развивать эстетическое восприятие и эмоциональное отношение к предметам и явлениям действительности.
Личностные: понимают личностный смысл учения; имеют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Ход занятия.
Орг. момент и психологический настрой.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «доброе утро»
Доброе утро, солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам!
Слушают учителя. Настраиваются на работу.
Вступительная часть.
- Красота природы во все времена была источником вдохновения для поэтов, музыкантов и художников- Ребята, а чем может вдохновить осень, творческих людей для написания музыки, стихов и картин?
- Правильно
- Я думаю, вы догадались, что сегодня на уроке мы будем рисовать?
- Отгадайте загадку.
Из почек появляются,
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью под ногами лежат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
Молодцы!
Основная часть.
- Тема нашего урока: Рисование с натуры осенних листьев. А еще мы сегодня поговорим о красоте осенней природы по картинам русских художников.
- Ребята, чему бы вы хотели научиться на уроке?
- Так же мы узнаем, почему осенью листья меняют цвет?
- Почему одни листочки называют простыми по форме, а другие сложные?
- Какие цвета преобладают в осенних пейзажах?
Давайте, вместе ответим на эти вопросы.
Отвечают, рассуждают.
(яркими красками, цветными деревьями, осенними дарами природы)
- С наступлением холодов, количество солнечного света уменьшается, что приводит к изменению химических процессов в листовой пластине, и цвет листьев, начинает, меняться.
- Если прогуляться по парку или по лесу осенью, то можно заметить, как по разному меняются краски на деревьях.
- Посмотрите как красиво изобразил осенний пейзаж русский художник 20 века Игорь Эммануилович Грабарь на картине «Рябинка».
- Какими яркими цветами передает он осенние листья деревьев.
- Ребята, как вы думаете, какие цвета преобладают на картине художника? (Теплые)
- Перечислите эти цвета.
- Ребята, а все ли породы деревьев имеют одинаковую форму листьев и цвет осенью?
- А давайте проверим, знаете ли вы деревья, а главное форму и цвет листьев, которые меняются с наступлением осени.
Слушают учителя, смотрят презентацию.
Дидактическое упражнение
«Угадай, с какого дерева лист»
Учитель показывает изображение разных пород деревьев (береза, дуб) и предлагает из множества листьев выбрать какому дереву они принадлежат, и украсит ствол.
- Молодцы ребята!
- Ребята, а листья какого дерева остались на столе? (Клена)
- Правильно, эти листья в отличии от березовых, дубовых имеют сложную форму, их листовая пластина разделена на пять маленьких листочков.
- Посмотрите на листочки и определите, где простая форма, а где сложная.
Для выполнения упражнения дети делятся на две группы: девочки украшают березу, а мальчики дуб. При помощи магнитов прикрепляют нужные листья на кроны деревьев. Называют по очереди форму листьев.
Практическая часть.
Подготовка рабочего места к творческой работе.
Альбомный лист, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти (средняя, тонкая), емкость с водой, тряпочка, салфетка сухая и конечно же ваши умелые ручки.
Проверяют рабочее место
Гимнстика пальчиковая
Повторяем движения за мной, разогреваем свои руки перед творческой работой.
Повторяют движения за учителем
Совместная творческая работа с учителем.
(Формат А2, карандаш простой, гуашь, кисти, емкость с водой, салфетка. Музыка для фона спокойная).
Этапы выполнения рисунка (лист дуба)
1.Композиция рисунка.
- Прежде чем нам начать разметку рисунка, необходимо решить, как будет располагаться осенний лист по отношению к высоте и ширине всего альбомного листа. От этого зависит композиция рисунка в целом. Затем определяем местоположение рисунка: по середине листа проводим линию симметрии, горизонтальные линии, отмечающие длину листочка, и вертикальные, определяющие его ширину.
2.Построение формы предмета.
- Легкими линиями намечаем центральную жилку и черенок листка, уточняем внешний контур рисуемого листочка, соблюдая пропорции.
3.Заливка контура цветом.
- Рисунок осеннего листа покрываем желтой краской. Не дожидаясь, пока высохнет желтая краска, добавляем другие краски, которые мы заметили на осеннем листе – коричневую, зеленую, темно-желтую, темно-красную.
4.Прорисовывание деталей.
- Кончиком тонкой кисти прорисовываем некоторые прожилки, подчеркиваем кое-где край листа.
- Наш рисунок готов.
Повторяют за учителем все этапы рисования листа дуба.
Познавательные: осваивают приемы рисования красками.
Регулятивные: контролируют процесс рисунка, руководствуясь планом.
Личностные: стремятся к творческой работе.
Физминутка
Мы сегодня рисовали и немного все устали.
Дружно все тихонько встанем.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем!
Под ногами листопад,
Листья желтые лежат,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок –
Мама, папа и лисенок.
Повторяют движения за учителем
Итог урока
(Рефлексия)
Ребята, какие красивые листья у вас получились! В наш класс пришла осень и принесла такой волшебный листопад!
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
М.Ивенсен
- А сейчас попробуйте самостоятельно оценить свою работу на уроке.
- На доске ствол дерева, посмотрите. А на столе у вас конверт, если у вас все получилось и вы не испытывали трудности, тогда достаньте из конверта красный листик. А если вам сегодня было сложно, тогда возьмите желтый листик.
- Покажите свои листики.
-Хорошо.
- Ну а сейчас, давайте выбранными листиками украсим наш ствол дерева.
Выставка работ на классной доске (коррекция самооценки)
Просмотр видеоклипа «Осенний блюз».
-Урок окончен. Всем спасибо.
Дети оценивают свою работу на уроке (на дерево приклеивают выбранные листики).
Регулятивные: оценивают художественные особенности детских рисунков.
Познавательные: учатся совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.