Занятие для будущих первоклассников «Необитаемый остров»
«Школа будущего первоклассника» работает в нашем учебном заведении достаточно давно. Занятие по физике «Необитаемый остров» проводится с детьми дошкольного возраста в конце года по завершении курса «Школа будущего первоклассника».
Цель занятия: расширять кругозор детей, развивать интерес к наукам о природе и знакомить детей с предметами, которые им предстоит изучать в школе.
Урок проводится в кабинете физики. В разных местах кабинета готовятся островки – заранее приготовленное оборудование для занятий.
Уч. В школе вы будете изучать много различных наук. Сегодня с одной из них вы познакомитесь. Для этого мы отправимся с вами на поиски необитаемых островов. А чтобы понять какую науку мы будем постигать – отгадайте загадку:
Механику и атомы,
Наука изучает,
И оптику, молекулы,
Дотошно разбирает!
Ответ: Физика
1. Уч. Вот на нашем пути первый остров. Чтобы попасть на этот остров, нужно перепрыгнуть большой ров. (Перед входом в кабинет на полу изображены две линии. Это ров.) Что вы делаете, чтобы дальше прыгнуть? (разогнаться, размахнуться).
Когда машина трогается или тормозит, что происходит. (показывают). Кто подскажет какое явление здесь виновато? (инерция).
2. Мы попали на необитаемый остров. На этом острове мы можем узнать почему летает самолет. Что мы видим на этом острове?
На столах находятся узкие полоски бумаги.
Опыт 1 с листиком бумаги: нужно подуть вдоль листика бумаги сверху. Лист поднимается вверх. Лист бумаги - это воображаемое крыло самолета. Так возникает подъёмная сила.
Опыт 2: на нитях подвешены два воздушных шарика на небольшом расстоянии друг от друга. Если подуть между ними, то шарики сближаются.
Как мы назовем этот остров? (Дети придумывают название). Теперь мы его жители. Отправляемся дальше. На нашем пути новый остров.
Оборудование: узкие полоски бумаги, два воздушных шарика, штативы.
3. Этот остров еще более загадочен. Что вы видите? Давайте осваивать. Опыт 1: «летающая бабочка». Из фольги вырезаем бабочку, при помощи шелковой нити прикрепляем ее к штативу. Электризуем пластиковую трубу при помощи шерстяной варежки. Заряжаем бабочку, затем, при помощи этой же трубы заставляем ее летать.
Опыт 2: «прыгающие шарики». На стеклянную тарелку помещаем мелкие кусочки пенопласта, накрываем прозрачным пластиковым контейнером. При помощи пластиковой заряженной трубы заставляем «плясать» кусочки пенопласта.
Опыт 3: заряжаем султанчики одноименными и разноименными зарядами и наблюдаем взаимодействие султанчиков.
Опыт 4: две алюминиевые банки помещаем на кусочки резины, на банки подвешиваем шарик из пенопласта на коктейльную трубочку. Заряжаем банки. Шарик совершает колебательные движения.
В чем секрет? Это волшебная палочка? Как мы назовем этот остров?
Оборудование: фольга, шелковая нить, пенопласт, шарик из пенопласта прозрачная тарелка, прозрачный контейнер, 2 султанчика, 2 банки из-под кока-колы, трубочка для коктейля, палочки стеклянная и эбонитовая, кусок пластиковой трубы.
4. Еще один остров на нашем пути. На этом острове вам предстоит выполнить несколько заданий.
Опыт 1: собери радугу. Собирают радугу, используя детскую игрушку. Опыт 2: мыльные пузыри. При помощи коктейльных палочек выдувают мыльные пузыри. Рассматривают пузыри, пытаясь найти радугу.
Опыт 3: через стеклянную пластину наблюдают спектр.
Оборудование: модель радуги, мыльный раствор, трубочки для коктейля, стеклянные пластины.
Как назовем остров?
В конце подарить смайлики или медали «Умняшка».
Дети с удовольствием участвуют в проведении экспериментов. Они уже обладают достаточным жизненным опытом, чтобы объяснить некоторые физические явления. Такие как «электризация», «инерция», разложение света – получение спектра.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.