История происхождения Правил дорожного движения
Цель:
формировать у обучающихся представление о возникновении правил дорожного движения, их роли в жизни общества.
Задачи:
- дать учащимся знания по истории возникновения правил дорожного движения, показывая взаимосвязь исторических событий с эволюцией развития правил дорожного движения, учить детей делать умозаключения и выводы на основании проведенных практических упражнений;
- формировать значимые личностные качества: дисциплинированность в выполнении правил ПДД, осознанность, внимательность, необходимые юным участникам дорожного движения, формировать общую культуру поведения;
- развивать познавательную активность, кругозор учащихся.
Формирование универсальных учебных действий учащихся:
Личностные - формирование бережного отношения к своему здоровью и жизни, дисциплинированность, законопослушность, навыки творческого подхода к деятельности.
Познавательные - формирование умения работать разными информационными источниками, делать умозаключения на основе полученного опыта.
Коммуникативные - формирование умения работать в группе, формулировать и высказывать свои мысли.
Регулятивные - формирование умения сверять полученные результаты с образцом и давать оценку своим знаниям.
Оборудование:
Презентация «Как появились ПДД».
Ход занятия:
1. Мотивация. Целеполагание
Ребята, отгадайте загадку.
Сначала в больших колесницах старинных
Потом на тачанках, сейчас на машинах
За веком стремительно катится век,
С тех пор как его изобрёл человек.
Эта загадка о колесе. Где чаще всего можно встретить колесо?
Колёса есть на транспортных средствах. А ещё, например, колесо есть у водяной мельницы, в парке - колесо обозрения. Колесо имеет разные применения. Но мы с вами остановимся на транспортных средствах. Назовите транспортные средства, с которыми вы уже знакомы.
Дети. Автомобиль, велосипед, автобус, самокат, троллейбус, трамвай, поезд и т. д.
Молодцы, вы назвали много видов транспорта. А что у них общего?
Все они передвигаются на колёсах и по определённым правилам.
Как называются эти правила?
Дети. Правила дорожного движения.
-Прежде чем отправиться в путешествие по разным историческим временам предлагаю вам поиграть.
Игра 1.
-Выходите из-за своих парт, вставайте двойками (один кладет руки на плечи другого), и бегайте по свободному месту в кабинете. (Ребята начинают бегать, сталкиваются, мешают друг другу).
Останавливаю детей и прошу подумать, как можно передвигаться по кабинету не мешая друг другу. (Дети начинают бегать по кругу, вспоминая опыт урока физкультуры).
Учащиеся подводят итог: по кругу стало двигаться комфортнее, несмотря на небольшое пространство.
Теперь предлагаю парам двигаться с разной скоростью - приходим к выводу, что стало неудобно передвигаться, появились заторы.
Делаем вывод: если все двигаются по кругу в одном направлении в умеренном темпе – столкновений не происходит.
Благодарю детей и предлагаю занять свои места за партами.
-Мы с вами продемонстрировали, как одностороннее движения в малом пространстве помогает решить проблему передвижения не только людей, но и всадников с повозками.
Кто догадался, о чем сегодня на занятии пойдет речь?
Сегодня на занятии мы поговорим возникновении правил дорожного движения, их роли в жизни общества.
Ребята, обратите внимание, что за колесо находится на слайде. Это не простое колесо, а колесо времени. Раскрутив его можно попасть в прошлое. И сегодня я предлагаю вам совершить увлекательное и познавательное путешествие, где мы узнаем историю появления ПДД. Вы хотите отправиться в интересный мир исторических событий?
Колесо истории не стоит на месте.
Колесо истории повернём мы вместе.
Расскажи нам колесо и без сожаления,
Как возникли правила дорожного движения.
2. История появления правил дорожного движения. Сопровождается презентацией и дидактическими играми
Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным.
Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, ещё при Юлии Цезаре.
Они помогали регулировать движение по улицам городов. Некоторые из этих правил дошли до наших дней. Например, уже в те давние времена на многих улицах было разрешено только одностороннее движение.
Наверное, вы слышали про то, что движение бывает правостороннее и левостороннее. А какое движение в нашей стране? А почему правостороннее? С чем это связано?
Игра 2.
-Давайте поиграем в рыцарей, которые ездили по дорогам.
Выстраиваю детей в два ряда, которые двигаются навстречу друг другу.
Спрашиваю: когда один рыцарь двигается навстречу другому, знает ли он о намерениях другого. Поэтому, возьмите в руку воображаемый меч. В какую руку большинство людей его берет? Правильно - в правую.
Предлагаю двигаться так, чтобы ряды детей соприкасались правыми руками, обращаю внимание детей, что они двигаются, придерживаясь левостороннего движения.
Вывод: так появилось левостороннее движение.
А как же появилось правостороннее движение?
Игра 3.
А теперь ребята, вы будете крестьянами, которые передвигаются по дороге и несут груз в мешках. Мешок закидывают обычно на правое плечо.
Ребята двигаются по кабинету, придерживаясь правостороннего движения с воображаемыми мешками за плечами, останавливаются для общения, некоторые дети пытаются управлять воображаемой повозкой, объезжать препятствие.
Обсуждаем с детьми - удобно ли было передвигаться?
После того, как рыцари перестали ездить по дорогам с оружием и подозревать в каждом врага, на дорогах стихийно стало складываться правостороннее движении. Сказалась особенность человека, что большинство людей «правши». При разъезде на узкой дороге легче было направлять экипаж вправо на обочину или край дороги, натягивая сильной правой рукой вожжи, придерживая лошадей. Эта норма и закрепилась, как норма правостороннего движения. Законодательно в нашей стране правостороннее движение закрепила своим указом императрица Елизавета в 1752 году. Ее примеру последовал Наполеон, который ввел это правило сначала во Франции, а потом (по мере завоевания) и во всей Европе.
В России дорожное движение регулировалось царскими указами. Так, в указе императрицы Анны Иоанновны от 1730 года говорилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, — бить кнутом и ссылать на каторгу». А в указе императрицы Екатерины II сказано: «На улицах ямщикам ни в коем разе не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать».
В конце XVIII века появились первые «самодвижущиеся повозки» — автомобили. Ездили они очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки. Например, в Англии ввели правило, по которому впереди каждого автомобиля должен был идти человек с красным флагом или фонарём и предупреждать встречные кареты и всадников. А скорость движения не должна была превышать 3 километра в час; кроме того, водителям запрещалось подавать предупредительные сигналы. Вот такие были правила: не свисти, не дыши и ползи как черепаха.
Но, несмотря ни на что, автомобилей становилось всё больше и больше. И в 1893 году во Франции появились первые правила для автомобилистов. Сначала в разных странах были разные правила. Но это было очень неудобно.
Поэтому в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов.
Мы попали в век двадцатый
На события богатый.
В начале 20 века полицейским для регулирования движения давали белые трости, позже трость получила полосатую окраску и стала называться полицейским жезлом. Несколькими годами позднее в России начали устанавливать первые дорожные знаки.
-«Неровная дорога»
-«Опасный поворот»
-«Пересечение равнозначных дорог»
-«Железнодорожный переезд со шлагбаумом»
В 20-х годах 20 века в Москве появилась должность инспектора по регулированию уличного движения. В 1930 году в Санкт - Петербурге (Ленинграде) был установлен первый светофор.
Современным правилам дорожного движения почти 100 лет.
3. Опасности в осенне-зимний период
-Ребята, когда вы шли в школу, что вы почувствовали?
-Погода всё чаще становится капризной, слякотной, непостоянной. -Почему?
-Как вы думаете, легко ли нам быть пешеходам в это время года? Почему?
Вот что советуют тебе сотрудники ГАИБДД на период осенне-зимнего ненастья: Слайд 2.
• Как бы ни хотелось подольше поспать дождливым утром, постарайся выйти из дома немного пораньше, чтобы не спешить. На мокрой и обледеневшей дороге и пешеходу легко поскользнуться, и у автомобиля увеличивается тормозной путь.
• Если есть более длинная, но безопасная дорога в школу, в плохую погоду лучше выбрать ее.
• Если очень сильно ограничивают обзор зонтик или капюшон, надо, подойдя к проезжей части, сдвинуть их, освободив поле зрения
• Обходя лужу, нельзя ни на минуту забывать о дороге: лучше промочить обувь или испачкать одежду, чем оказаться под колесами.
• Во время дождя многочисленные отражения в лужах фар и фонарей дезориентируют водителей и пешеходов. Надо особенно тщательно выбирать место для перехода. Если есть возможность, лучше пропустить машины и слева, и справа, чтобы при переходе не останавливаться посередине улицы.
4. Дорога в темное время суток
Любая дорога в темное время суток становится сложнее и опаснее ведь значительная часть учебного года приходится именно на осенее-зимний сезон, когда рано темнеет и поздно светает. Замечено, что количество ДТП с наступлением сумерек возрастает. В этом нет ничего удивительного: в это время года ухудшается погода, чаще идут дожди, Привычная дорожная обстановка иногда очень резко меняется. Еще вечером было сухо и ясно, а утром видимость ухудшается. В непогоду водитель часто просто не видит человека на дороге или замечает его слишком поздно. Если, переходя дорогу, ты занят тем, как обойти лужу, или отгородился от дождя зонтиком или капюшоном, то может случиться несчастье. Бывает, что фары автомобиля залеплены грязью или кончилась вода в омывателе стекла, отказали «дворники». Случается, что автомобиль может съехать с дороги и водитель за пеленой дождя не заметит пешехода. Не полагайся на то, что водитель увидит тебя, — будь внимателен, предусмотрителен! Желательно позаботиться о том, чтобы в любую погоду и в темноте твоя фигура была бы заметна водителю. Этому может помочь «катафот», стикеры или полоска светоотражающей ткани, нашитая на рукава и на спину. Можно также нашить на одежду, на ранец или рюкзак вместо настоящих «катафов» кусочки любой блестящей ткани. Из такого материала можно сделать также аппликации. Одежду, ранцы и даже обувь с уже вшитыми блестящими, светоотражающими материалами можно купить в магазине. Бывают в продаже и отдельно ленты из светоотражающей ткани, «катафоты» и специальные брелки. Старайся носить яркую и светлую одежду, тогда ты будешь лучше виден издалека.
5. Может ли сразу остановиться транспортное средство?
Итак, ты знаешь, что в дорожном движении принимают участие пешеходы, водители и пассажиры. Водители управляют разными видами транспорта. Пассажиры едут на транспорте. Пешеходы идут по тротуарам.
Но всегда ходить по ним невозможно. Для того чтобы перейти улицу или сесть в трамвай, пешеходам постоянно приходится выходить на проезжую часть. При этом пешеходы оказываются там, где ездят машины. Правила дорожного движения объясняют, когда, где и как пешеходы могут выходить на проезжую часть, чтобы с ними не произошли неприятные происшествия.
Но всегда ли ты делаешь это по правилам?
Оказывается, мало знать, что дорогу надо переходить только по пешеходному переходу и по зелёному сигналу светофора.
Необходимо ещё оценить — безопасное ли расстояние отделяет тебя от едущего по дороге автомобиля. Зачем это нужно? Дело в том, что быстро движущаяся машина не может остановиться мгновенно. У каждого вида транспорта существует так называемый тормозной путь.
Давай разберёмся, что же это такое. Представь себе, что ты очень быстро бежишь по дороге. Сможешь ли ты остановиться мгновенно и застыть на месте? Никому и никогда это ещё не удавалось. Точно так же ни одно транспортное средство не может остановиться сразу. Допустим, что на дорогу неожиданно вышел или выбежал пешеход.
Водителю необходимо принять одно из двух решений: объехать пешехода или затормозить? На то, чтобы принять решение, водителю необходимо время. У опытного водителя на принятие решения обычно уходит совсем немного времени, не больше одной секунды. У неопытного водителя — больше. Кажется, что одна секунда — очень мало. Пешеход за это время сделает один шаг. А вот машина проедет большое расстояние. И зависит оно от скорости движения. Если машина движется со скоростью 60 километров в час (а именно такая скорость разрешена для машин в городе), то за одну секунду она проедет около 20 метров! Но даже если водитель нажал через одну секунду на тормоз, машина всё равно будет продолжать двигаться. То есть колёса прекратят вращаться, а машина по инерции будет скользить вперёд. И вот так, по инерции, она проедет ещё 20 метров. Сложим эти два числа вместе. Получается, что после того, как водитель заметил внезапно появившегося на дороге пешехода и стал тормозить, машина проедет ещё около 40 метров! И это за 2 секунды!
А ведь машина может ехать быстрее. И тогда её тормозной путь возрастёт. При скорости 80—90 километров в час он может возрасти до 100 метров! То есть после того, как водитель затормозит, машина за 2—3 секунды проедет расстояние, примерно равное длине футбольного поля. И это на сухой дороге!
Вот и подумай — можно ли внезапно выбегать на дорогу, рассчитывая, что машина сразу остановится? Конечно, нет!
Ни одно транспортное средство не может остановиться мгновенно.
6. Рефлексия
Для чего нам правила дорожного движения и вообще, нужны ли они?
Как менялись правила дорожного движения и в связи с чем?
А как вы думаете, будут ли меняться ПДД в будущем и почему?
- Ребята, мы совершили небольшую экскурсию по страницам истории правил дорожного движения и узнали только их небольшую часть. Вы можете продолжить самостоятельно свои познания, пользуясь подборкой книг и журналов в библиотеке и изучая интернет-ресурсы дома. К следующему занятию, вы можете поискать информацию об истории возникновения светофора.
Согласитесь ли вы со мной ребята, что чем больше мы узнаем об истории правил, тем больше у нас формируется интерес к изучению правил дорожного движения, а значит и к их выполнению?
Спасибо за внимание, занятие закончено, желаю вам безопасного пути домой!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.