Развитие речи «Птицы весной»
Цель:
- Учить детей образовывать новые слова - прилагательные и существительные, сложные слова из двух простых.
Продолжать развивать мышление, память, внимание.
- Различать и называть птиц, используя в ответе «перелетные птицы», «зимующие птицы».
- Закреплять названия детенышей птиц
- Называть домики птиц.
- Пересказ сказки «Где мой домик?».
Ход занятия
— Ребята сегодня у нас необычное занятие, сказочное и полное разных, чудес. Чудеса поможет совершать волшебная палочка. Стоит взмахнуть ею, сказать волшебное слово и произойдет чудо. Вы хотите увидеть чудо? Тогда все закройте глаза и считайте со мной до трех. 1-2-3 — чудо произойди! (по возможности включить пение птиц)
— Ну, что чудо произошло? — Да!
— Ребята, мы с вами попали в сказочный лес! Послушайте, кто же это так поет?
— Это птицы!
День сегодня необычный,
Удивить хочу я вас.
В гости к тетушке Совунье
Мы попали все сейчас.
Мудрая тетушка Сова знает обо всем на свете, и очень любит ребят. Всякий раз она задает детям разные сложные задачки и если ребята справляются, то их ждет сюрприз. А вы хотите поиграть с тетушкой Совой?
Если снег повсюду тает,
День становится длинней.
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит.
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… (весна).
— Да, с приходом весны все оживает вокруг. Зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, весело звенят ручьи, звонко заливаются птицы. Домой возвращаются перелетные птицы, улетавшие на зиму в теплые края. А какие птицы прилетели? Вы их узнаете, отгадав загадки. Слушайте внимательно.
Снится ночью червяку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела!
А кого червяк боится?
Угадали? Это.. . (птица).
1). Ходить не умеет,
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей)
3). Кто из леса прилетит?
Кто на крыше затрещит?
Белобокая болтунья,
Говорушка, стрекотунья,
Белый бок и длинный хвост.
Что за птица – вот вопрос. (Сорока)
4). Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
5). Непоседа-невеличка,
Желтогруденькая птичка.
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня.. . (Синичка)
6). Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет!
Видишь, кружат 20 пар
И кричат «Кар! Кар! Кар!» (Ворона)
— Молодцы!
Игра «Прилетели птицы».
Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, хлопайте в ладоши!
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, цапли и ужи, чайки и моржи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, палки, стрижи, бабочки, чижи, аисты, кукушки, плюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!
А теперь давайте поработаем язычком.
Ла-ла-ла - Есть у птицы два крыла.
Ца-ца-ца- Птица вывела птенца.
Ча-ча-ча- Птицы нет черней грача.
Де-де-де - Птенцы в гнезде.
Бей-бей-бей - Прилетел воробей.
Би-би-би - Прилетели голуби.
Бой-бой-бой – Покружили над трубой.
Бу-бу-бу – Птицы сели на трубу.
Бе-бе-бе – Птицы на трубе.
Ро-ро-ро - легкое перо.
Цы-цы-цы - В гнезде сидят птенцы.
Ок-ок-ок - Села птичка на цветок.
Ор-ор-ор - Птица села на забор
Игра: «Скажи одним словом».
• Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)
У аиста ноги длинные, поэтому его называют (длинноногим)
У соловья звонкий голос,поэтому его называют (звонкоголосым)
• Если у птицы черная голова? (черноголовая)
• Если у птицы белый бок? (белобокая)
Воспитатель: Ребята, весной у птиц появляются птенцы, они любопытные и непослушные, как и все дети.
Воспитатель: как называются птенцы у скворца?
Дети: Скворчата
Вос-тель: Как называются птенцы у кукушки?
Дети: Кукушата
Вос-тель: А если он один?
Дети: Кукушонок
Вос-тель: Как называются птенцы у галки?
Дети: Галчата
Вос-тель: Как называются птенцы у воробья?
Дети: Воробушки
А с воробушком приключилась вот какая история.
Жил-был воробышек со своей мамой воробьихой. Однажды он решил полетать, посмотреть, что кругом творится.
Мама- воробьиха:Далеко не улетай и запомни: наш домик воробьиный
Воробышек летал, летал и не заметил, как заблудился. Страшно ему стало.
Воробышек: Где моя мама? Где мой домик?
Стал бедный птенчик стучаться в каждый домик и спрашивать: «Чей это домик?»
Подлетел он к вороньему гнезду и спрашивает :
Воробушек: скажите пожалуйста,чей это домик?
Ворона: А тебе чей нужен?
Воробушек: Воробьиный.
Ворона: Нет, это не воробьиный домик, а воронье гнездо. Здесь я живу, ворона.
Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, постучал и спрашивает
Воробушек: Чей это домик?
Дятел: А тебе чей нужен?
Воробушек: Воробьиный.
Дятел: Нет, это не воробьиный домик, а дупло дятла. Здесь я живу, дятел.
Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик,стучится и спрашивает:
Воробушек: Чей это домик?
Скворец: А чей тебе нужен?
Воробушек: Воробьиный.
Скворец: Нет, это не воробьиный домик, а скворечник. Здесь живу я,скворец.
Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит еще один домик, постучался,спросил:
Воробышек: Чей это домик?
Голубь: А чей тебе нужен?
Воробышек: Воробьиный.
Голубь: Нет, это не воробьиный домик, а голубятня. Здесь я живу, голубь.
Заплакал воробьишко: Что же мне делать? Как найти домик? Голубю стало жалко воробьишко.
Голубь: Хочешь, я покажу где твой домик?
Воробушек: Покажи пожалуйста!
Полетели они вместе и нашли воробьиный домик. Обрадовался воробушек и его мама, стали благодарить голубя.
Воробьиха: Спасибо тебе, голубь, ты очень добрая птица!
Воробушек: Спасибо голубь, что ты помог найти мне мою маму и домик.
Голубь: А ты, воробьишко, слушайся маму и больше не улетай далеко от дома.
Вот такая история приключилась,с маленьким воробышком.
Итог занятия:
Дети, мы много сегодня говорили о птицах, называли признаки весны, называли детенышей птиц, слушали сказку про воробушка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.