Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
Тема: «Составление рассказов об осени»
Воспитатель Зубченко Татьяна Александровна
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Учить детей составлять связные рассказы на осеннюю тематику с использованием наглядных пособий.
Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень».
Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Продолжать развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление.
Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
МАТЕРИАЛ:
Таблицы по теме «осень», игрушка – Незнайка.
ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ:
Наблюдения на прогулке за приметами осени,чтение произведений : Бунин «Листопад», Майков «Осенние листья…», Ушинский «Четыре желания», Могилевская «Колосок».
Заучивание Новицкая «Тишина», Стройло «Как приходит осень».
Рассматривание иллюстраций по теме «Осень». Беседы с детьми, Рисование по теме «Осень».Дидактические игры: «Когда это бывает?», «В гостях у осени». Составление и рассматривание таблиц с символами, объяснение их значения.
Ход ЗАНЯТИЯ.
---Дети стоят полукругом---
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята,отгадайте загадку:
Несу я урожаи, птиц к югу отправляю,
деревья наряжаю, затем их раздеваю,
Бываю золотая, поздняя,
А зовут меня все. (осень)
- Правильно – это загадка об осени и сегодня мы с вами будем говорить о ней. Давайте поиграем в игру «Ласковые слова».
Я говорю - солнце, а вы говорите ласково – солнышко.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»
Ветка - веточка,
Лист - листочек,
Дождь - дождичек,
Ручей - ручеек,
Трава - травка,
Цветок - цветочек,
Ветер - ветерок,
Туча - тучка,
Песок – песочек,
Дерево – деревце.
Игровое упражнение: «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБ ОСЕНИ»
На смену лету пришла. (золотая осень).
Солнышко все реже и реже выглядывает. (из—за туч).
Деревья надели. (разноцветный наряд).
. (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем. (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром.
Дождик. (моросит) и заставляет прятаться. (по домам).
Птицы собираются в стаи. (и улетают в теплые края).
Зверям некогда резвиться, они делают. (запасы на зиму).
Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
---Дети садятся---
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?
(На ширме появляется кукла – Незнайка)
(На ширме появляется кукла – Незнайка)
НЕЗНАЙКА: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! У меня в голове все перепуталось. Ничего не пойму, какое у нас сейчас время года? Ребята, расскажите мне об осени, а то я запутался.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Конечно, Незнайка, ребята тебе помогут. Ребята, расскажите Незнайке, какая бывает осень?
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «КАКАЯ БЫВАЕТ ОСЕНЬ?»
(теплая, золотая. дождливая, хмурая, красивая, грустная, печальная, яркая, разноцветная)
Игровое упраждение:Подбери действие
Листья осенью (что делают) — желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью — моросит, идет и т. д.
Урожай осенью — убирают.
Птицы осенью — улетают.
Деревья осенью — роняют листья.
Листья осенью (какие) — желтые, красные, багряные, золотые.
Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
Дождь осенью (какой) — холодный, моросящий.
Погода осенью (какая) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
Деревья осенью (какие) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.
Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.
лиса, белка, горностай, заяц (не меняет окраску); белка, мышь-полевка, заяц, барсук (не делает запасы).
ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас давайте для Незнайки придумаем красивые предложения про осень. Каждое предложение начинается со слова «Осенью».Например: «Осенью листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают».
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
(Осенью солнышко светит, но не греет. Осенью часто идут затяжные, моросящие дожди. Осенью листья на деревьях разноцветные. Осенью землю покрывают листья — все вокруг желтое. Осенью ветер обрывает листья с деревьев, они кружатся и падают на землю. Осенью много листьев с шуршанием летят на землю — это листопад. Осенью погода бывает хмурая, грустная, печальная. Осенью небо закрыто тучами, часто идут холодные дожди. Осенью перелетные птицы улетают в теплые края. Осенью люди собирают урожай овощей и делают запасы на зиму. Осенью многие животные строят и утепляют норы, делают запасы.)
НЕЗНАЙКА: Молодцы, ребята, придумали много красивых предложений об осени.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, мы с вами знаем три осенних месяца: сентябрь, октябрь и ноябрь. Сейчас у нас октябрь.Русский народ называл его такими именами: листобой, грязник, ветродуй, мокрохвост, а еще хлебник – потому что закрома полны, убраны все поля.
Как вы думаете, почему так говорят?
ФИЗМИНУТКА.
А. Стройло
КАК ПРИХОДИТ ОСЕНЬ
На красных парашютах (показывают руками купол над головой)
к нам осень прилетит, (машут руками, как крыльями)
на жёлтых самолётах (руки в стороны)
к нам осень поспешит, (наклоны в стороны)
на лодочках зелёных (руки вытянуты и соединены перед собой)
к нам осень приплывёт, (поочередные взмахи руками - плывут)
в лес сказочных, нарядный (руки вверх – деревья)
с собою позовёт. (показ руками – зовет)
На корочках арбузных, (руки разведены в стороны, слегка приподняты)
в початках кукурузных, (показ овала руками)
на листиках кленовых, (кружатся)
на шишечках еловых (показ пальцами шишки)
к нам осень прилетит, (машут руками)
к нам осень поспешит… (бег на месте)
ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас давайте составим рассказы об осени, чтобы Незнайка запомнил их и рассказал своим друзьям в Цветочном городе. В этом нам помогут таблицы – наши помощники. Кто из вас хочет рассказать об осени.
(Желающие дети выбирают таблицу, составляют рассказ.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, дети, хорошо рассказали об осени, много красивых слов назвали о солнце, небе, деревьях, листьях. А сейчас подойдите к столам и сделайте зарисовки признаков осени, какие запомнили. Мы их подарим Незнайке, чтобы он не путал больше осень с другими временами года.
---дети делают зарисовки---
НЕЗНАЙКА: Спасибо, ребята за ваши рисунки, а мне пора возвращаться домой. До свидания.
Воспитатель: Молодцы, ребята, мне очень понравилось, как вы помогали Незнайке. А вам понравилось?
Делать хорошие дела всегда приятно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.