Министерство образования Тверской области ГБП ОУ «Торжокский государственный промышленно-гуманитарный колледж»
Профессия «Повар, кондитер»
|
||||
|
||||
ПРИГОТОВЛЕНИЕ СУПОВ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
|
||||
|
||||
Торжок, 2020
|
Пояснительная записка
«…с куском мяса наваристый, красный,
-
захлебнёшься от вида слюной».
Методическая разработка учебного занятия по разделу «Приготовление супов» профессионального модуля 03 «Приготовление борщей», разработана в помощь мастеру производственного обучения. Она включает в себя план урока по учебной практике и содержит необходимый дидактический материал.
Тема данного урока разработана в соответствии с профессиональными и общепрофессиональными компетенциями согласно ФГОС. Используемый дидактический материал является эффективным средством для развития познавательной деятельности учащихся и развития профессиональных умений и навыков.
Цель методической разработки представление нового материала, обобщение и углубление знаний, полученных на предыдущих этапах теоретического обучения. Также формирование научного мировоззрения, активизация мыслительной деятельности студентов с использованием активного метода обучения, развитие умений и навыков во время показа трудовых приёмов.
Методическая разработка включает обобщение и предъявление практического опыта проведения занятий по учебной практике с использованием активных методов обучения. Она состоит из следующих разделов:
- План – конспект урока в виде технологической карты
- Карта – задание по теме: «Тепловая обработка»
- Тест по теме «Борщи»
- Домино по теме «Приготовление борщей»
- Эталон ответов на вопросы карты и теста
- Фронтальный блиц – опрос
- Инструкционно – технологическая карта – борщ «С черносливом и грибами»
- Технологическая карта по приготовлению борща «Украинского»
- Технологическая карта по приготовлению Борща Московского.
- Карты – задания для расчета сырья при приготовлении борщей
- Схема приготовления борща с капустой и картофелем
- Отчёт о выполнении производственного задания
- Карту контроля и оценки умений и навыков по приготовлению блюда
Использование материала данной методической разработки помогает мастеру оптимально использовать отобранные и подготовленные средства обучения и контроля, позволяет экономить учебное время, осуществлять дифференцированный подход к обучающимся и формировать необходимый уровень знаний, умений и навыков в условиях коллективного и индивидуального обучения. Применение разнообразных методов повышает эмоциональность восприятия материала, а организация практической работы повышает интерес к получению будущей профессии. Наиболее высокой эффективностью в процессе обучения обладают не только дидактические средства, но и их сочетание со словами мастера и практической деятельностью студентов.
На уроках учебной практики мы должны подготовить специалиста, который владеет знаниями, умениями и навыками и умеет применять их не только на практике, но и знает, зачем они необходимы. Большое значение имеет формирование профессиональных компетенций на занятиях учебной практики. Так как переход на компетентностно – ориентированное образование является закономерным этапом позволяющим подготовить трудоспособного человека, в котором нуждается рынок труда. Также качественное формирование профессиональных компетенций при изучении учебных дисциплин и учебной практики, возможно в том случае если студент будет занимать активную позицию в учебном процессе.
Тема: Приготовление горячих супов
Тема урока: Приготовление борщей
ПК 3.1. Готовить бульоны и отвары;
ПК 3.2. Готовить простые супы;
Цель:
- готовить бульоны
- сформировать и закрепить знания по теме «Приготовление заправочных супов»
- развитие умений и навыков по приготовлению первых блюд - борщ «Украинский»
- воспитание интереса к профессии, чувства ответственности и коллективизма.
- Эстетического вкуса при приготовлении и подачи блюд.
Задачи:
- Научить правильно, работать со сборником рецептур
- Рассчитывать сырьё на необходимое количество порций
- Правильности заполнения технологической карты
- Закрепить знания по теме «Приготовление борщей»
- Изучить технологию приготовления борщей
- Приготовить первое блюдо борщ «Украинский»
- Произвести оформление и подачу блюда
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения определенных руководителем.
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
иметь практический опыт:
приготовления основных супов;
уметь:
- проверять органолептическим способом качество и соответствие основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним технологическим требованиям к основным супам;
- выбирать производственный инвентарь и оборудование для приготовления супов;
- использовать различные технологии приготовления и оформления основных супов;
- оценивать качество готовых блюд;
знать:
- классификацию, пищевую ценность, требования к качеству основных супов;
- правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним при приготовлении супов;
- правила безопасного использования и последовательность выполнения технологических операций при приготовлении основных супов;
- температурный режим и правила приготовления супов;
- правила проведения бракеража;
- способы сервировки и варианты оформления, температуру подачи;
- правила хранения и требования к качеству готовых блюд;
- виды необходимого технологического оборудования и производственного инвентаря, правила их безопасного использования.
Производственное задание: приготовление горячих супов /борщ «Украинский»/, оформление и подача блюда.
В результате освоения обучающийся – должен уметь производить подготовку сырья для приготовления супов, также осуществлять тепловую обработку сырья, приготовление и оформление первых горячих блюд.
Тип урока: комбинированный
Материально – техническое оснащение: тепловое оборудование, инструменты и инвентарь, кухонная и столовая посуда, калькулятор, записи на доске
Учебно-методическое обеспечение: карта – задание, карта – тест, схема приготовления блюда, тематическое планирование по ПМ.01.03., сборник рецептур, бланки заданий, технологические карты по приготовлению 1 – ых блюд.
Место проведения: лаборатория - кулинария
Количество времени: 6 часов
Технологическая карта урока
|
||||||||
Дидактическая структура урока
|
Время
|
Методическая подструктура урока
|
||||||
Содержание деятельности преподавателя
|
Содержание деятельности студентов
|
Методы обучения |
Формы организации деятельности студентов
|
Средства обучения
|
Слайды |
Формируемые компетенции
|
||
Организационная часть |
2 мин |
Приветствие, проверка отсутствующих, наличие спецодежды, обуви и дневников. |
Рапорт дежурного |
Беседа
|
фронтальная |
- |
1 |
|
Постановка целей и задач
|
3 мин |
Сообщение целей и задач урока: Цель: приготовить горячее первое блюдо борщ «Украинский» Задачи: - Закрепить знания по теме «Приготовление борщей», «Подготовка сырья для супов» - Изучить технологию приготовления борщей Приготовить борщ «Украинский» - Произвести оформление и подачу
|
восприятие |
Беседа |
фронтальная |
презентация |
2 |
ПК 3.1 ПК 3.2. ОК 1 ОК 2 |
Актуализация знаний
|
20 мин |
- Блиц – опрос - Индивидуальный опрос по матрицам - Карты расчета сырья
|
- Фронтальный опрос /За правильный ответ выдаётся жетон/ - Работа с тестами и матрицами
|
Контроль знаний и самоконтроль
|
Фронтальная Индивидуальная Игровая |
Тест Карточки презентация |
3,4,5,6 |
ПК 3.2. ОК 2 ОК 4
|
Вводный инструктаж
|
20 мин |
- Проверка опережающего задания /историческая справка/ - Активизация знаний с помощью инструкционных карт - Выдача производственного задания /инструктаж по его выполнению/ - Распределение заданий для практической работы - ТБ при работе с ножом и на тепловом оборудовании
|
- Работа с инструкционными картами
- Запись в дневники
- Ознакомление с производственным заданием - Просмотр и ознакомление с отчётами |
Объяснение, показ наглядных приёмов работы, рассказ с элементами беседы |
Фронтальная Индивидуальная |
Инструкционные карты Презентация |
7,8,9,10,11 12,13,14
|
ПК 3.2. ОК 1 ОК 2 ОК 3 |
Текущий инструктаж
|
20 мин |
- Расстановка студентов по рабочим местам - Целевые обходы с целью проверки: 1. организации рабочих мест 2. показа трудовых приёмов и правильности их выполнения 3. соблюдение ТБ 4. соблюдение правил санитарии и гигиены Сообщение критериев оценивания блюда: - Внешний вид блюда - Вкус и запах блюда - Соблюдение технологии приготовления - Оригинальность подачи блюда - Соблюдение ТБ при работе
|
- выполнение |
Объяснение
|
Индивидуальная
|
карта проверки технологическая карта презентация |
15,16
|
ПК 3.1 ПК 3.2. ОК 1 ОК 2 ОК 3 |
Практическая работа /приготовление борща «Украинского» |
3 часа |
- Приготовление бульона - Подготовка овощей - Подготовка свеклы - Приготовление пампушек - Закладка сырья согласно технологическому процессу - Доведение блюда до готовности - Оформление и подача блюда
|
- Выполнение практической работы |
- практического задания - приготовление борща Украинского - оформление и подача блюда |
|
Схема приготовления блюда |
17 |
ПК 3.1 ПК 3.2 |
Заключительный инструктаж
|
60 мин |
- Выбор самого лучшего блюда - Дегустация блюда - Разобрать блюдо в соответствии с критериями оценки /положительные стороны и виды бракеража/ - Сдача отчётов - Выставление оценок с комментированием - Уборка лаборатории |
- Презентация блюд студентов /представление своего блюда, / - Заполнение отчётов |
Беседа Демонстрация Контроль умений и навыков |
Фронтальная индивидуальная |
Карта проверки отчёт |
18
|
ПК 3.2. ОК 1 ОК 2 ОК 3 |
Домашнее задание |
10 мин |
Инструктаж по выполнению домашнего задания |
- отрабатывать навыки по нарезки овощей, приготовлению бульонов в ассортименте - Найти оригинальные рецепты приготовления борщей в национальных кухнях /оформить технологическую карту/ |
Объяснение, беседа |
Индивидуальная |
Презентация
|
19
|
ПК 3.1 ПК 3.2. ОК 1 ОК 3 ОК 4 |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Карта – задание 1 по теме «Тепловая обработка»
Дайте ответы на вопросы с помощью цифрового кода.
№ вопроса |
Вопросы |
код |
Варианты ответов |
1. |
Что происходит с продуктами в результате тепловой обработки? |
23 |
Пассерование, опаливание, ошпаривание |
2. |
К какому способу т/о относится пассерование? |
15 |
Основные способы |
3. |
Вспомогательные способы т/о? |
10 |
Свёртывание белка |
4. |
Какую роль играют при т/о экстрактивные вещества? |
12 |
Сахара |
5. |
Комбинированные способы т/о? |
18 |
Жарка |
6. |
К каким способам т/о относятся варка и жарка? |
16 |
Варка |
7. |
Какие вещества подвергаются карамелизации? |
19 |
Изменяют свойства |
8. |
Как называется основной способ т/о во фритюре? |
22 |
Вспомогательные способы |
9. |
К какому основному способу т/о относится припускание? |
13 |
Придают вкус, аромат |
10. |
Что такое денатурация? |
31 |
Тушение, запекание, брезирование |
Приложение Б
Тест по теме «Борщи»
Выберите правильный ответ.
1.Особенность в приготовлении борща украинского:
И) добавление фасоли
Е) добавление сладкого перца
О) добавление фрикаделек
2. Форма нарезки свёклы для борща
с капустой и картофелем:
И)
ломтиками
Е) кубики
О) соломкой
3. Что добавляют в свёклу при
тушении для сохранения цвета:
И) глобулин
Е) глютамат натрия
О) уксус
4. Форма нарезки капусты для
приготовления борща «Сибирского»:
И) шашки
Е) крошка
О) соломка
5. Как подготовить отварную
свёклу для приготовления борщей:
И)
пассеровать
Е) тушить
О )запекать
6. Какой бульон используют для
приготовления борща полтавского с
галушками:
И) костный
Е) куриный
О) мясокостный
7. Как нарезают картофель для
приготовления борща «Флотского»:
И)
крупными кубиками
Е) брусочками
О) средними кубиками
8. Чем необходимо заправить в
конце борщ «Украинский»:
И)
репчатым луком с солью
Е) солью и зеленью
О) шпиком, растёртым с чесноком
9. Как подготовить фасоль для
борща «Сибирского»:
И) отварит
вместе с овощами
Е) обжарить
О) отварить отдельно
10. К какому виду борща подают -
пампушки с чесноком:
И)
Белорусскому
Е)Флотскому О)Украинскму
Приложение В
Эталоны ответов к заданиям
Карта – задание 1 |
тест |
||
№ вопроса |
ответ |
№ вопроса |
ответ |
|
19 |
|
Е |
|
22 |
|
О |
|
23 |
|
О |
|
13 |
|
И |
|
31 |
|
И |
|
15 |
|
Е |
|
12 |
|
И |
|
18 |
|
О |
|
16 |
|
О |
|
10 |
|
О |
Приложение Г
карта - задание А по теме «СУПЫ»
Напишите схемы закладки и обработки сырья для приготовления борщей.
1. Борщ «Украинский»:
Бульон
2. Борщ «Сибирский»: Бульон
3. Борщ с капустой и картофелем:
Бульон
4. Как нарезают овощи для борща: «Украинского»:
Картофель
Свёкла
Морковь
Лук
Капуста
Перец сладкий
Приложение Д
Домино по теме «Приготовление борщей»
Какое необходимо добавить сырьё при тушении свёклы? |
Сахар, томат, уксус, бульон |
Для приготовления, какого борща используется – щавель, шпинат, крапива |
Зелёного |
В каком борще не используется для приготовления капуста?
|
Белорусский |
Московский |
Полтавский |
Как подготовить чернослив для борща? |
Промывают и отваривают отдельно |
Ломтиками |
Для приготовления, какого борща используются свинокопчённости? |
Назовите способы подготовки свеклы для борщей? |
Варка, тушение, пассерование |
Чем можно заправить борщ для густоты консистенции? |
Пассерованная мука |
Летний |
Для приготовления, какого борща используется только куриный бульон? |
Чем заправляют украинский борщ перед подачей? |
Шпик, растёртый с чесноком |
Как нарезают морковь для борща Флотского? |
Для приготовления, какого борща используется молодая свёкла с ботвой? |
Как нарезают картофель для борща Сибирского?
|
Кубиками |
Инструкция по игре домино /один из игроков ставит первую карту, а другой должен подставить карту так чтобы это был правильный ответ или вопрос/
Приложение Е
История блюда – «Борщ» /дополнительная информация/
Споры по поводу происхождения блюда идут уже не первое столетие. По одной из версий, борщ был впервые приготовлен на территории Киевской Руси еще в XIV веке. Название супа образовалось при помощи корня "бор" и древнего "щ": первый обозначает "красный" и отражает цвет блюда, второй - наличие в рецепте капусты, которую традиционно используют в щах. Со временем борщ стал очень популярен, его полюбили не только простолюдины, но и представители царской крови. Например, Екатерина II называла борщ своим любимым кушаньем и держала при дворе отдельного повара для его приготовления.
Кроме того, с этим блюдом связано множество древних поверий и интересных традиций. Так, например, на Украине борщ часто подается на поминках, считается, что с паром этого супа улетает душа усопшего. На родине блюда нередко проводятся праздники и фестивали борща.
Борщ - важная часть в культурах южных народов. Варили ведь борщ весной из долго хранящихся продуктов. Таким образом, это было весьма сытное блюдо, дающее хорошие силы для работ. В старинные кулинарные рецепты борща включены кислая капуста, грудинка, старое сало и буряк.
Борщ - традиционное восточнославянское блюдо, которое готовится со свеклой, что придаёт ему характерный насыщенный цвет. В отличие от обычных супов он густой. Борщ считается национальным украинским первым блюдом, хотя он имеет место в кулинарном фонде России, Литвы, Польши, Румынии, Молдовы. Собственными рецептами борща могут похвастаться евреии. О богатом вкусом и цветом борще упоминали в своих работах М. Булгаков, В. Маяковский, И. Котляревский.
Название блюда исходит от старинного названия свеклы "борщевик". В прошлом рецепт блюда сильно отличался от настоящего рецепта и представлял собой похлёбку из "борщевика" или из свекольного кваса. Первые упоминания о блюде относятся к XVI веку.
Особенность приготовления борща
Украинцы, русские, поляки, румыны, литовцы готовят красный борщ по-разному, поэтому конкретного классического рецепта нет. В каждой стране блюдо дополняется народными хитростями. Одни свеклу варят, другие жарят, третьи тушат.… Одни картофель добавляют к свекле в бульон, другие варят свеклу 30-40 минут, прежде чем добавить картофель. Возможности вносить что-то новое в рецепт, сделало блюдо открытым для каждой страны.
Особенность подачи борща
Русский и украинский борщи считаются самостоятельными первыми блюдами, которые не нуждаются в подаче вместе с другими угощениями. К тому же сытность борща может полностью заменить второе блюдо. Борщ подаётся на стол в глубокой пиале, приправленный ароматным укропом. Чтобы подчеркнуть цвет и вкус супа, в пиалу добавляется ложка сметаны. Дополняет гармонию этого вкуса пампушка с чесночной корочкой или ржаной хлеб. Тарелка красного борща и перья зелёного лука – классика подачи блюда на стол. Если на столе есть лук, к нему обязательно ставится солонка.
Приложение З
Блиц – опрос на смекалку
1. Без неё борщ, как скрипач без скрипки? (свекла)
2. Чем больше его раздеваешь, тем больше слез проливаешь? (лук)
3. Семьдесят одежек и все без застежек? (капуста)
4. Самый народный овощ? (картофель)
5. Пищевая приправа или нота? (соль)
6. Часто на Руси, её называли про - матерью хлеба. Считалась символом богатства и благополучия в семье? (каша)
7. Его считают символом солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков – писал А.И. Куприн? (блин)
8. Самый распространенный овощ на Руси, его не урожай был таким же народным бедствием, как нашествие врагов или эпидемия чумы? (репа)
9. Гибрид репы и капусты? (брюква)
10. Какие овощи вызвали два переворота в кулинарии? (картофель, томаты)
11. Напиток из былин и сказок? (квас)
12. Что называют поэзией кухни? (приправа)
13. Палитра повара (секрет повара)? (сохранение цвета овощей при тепловой обработке)
Приложение Ж
Ассортимент борщей и их особенности
Вид борща |
Страна |
Особенность приготовления |
Полтавский |
Украина |
Готовят на курином бульоне, перед подачей заправляют шпиком, растёртым с репчатым луком. Подают с галушками. |
Сибирский |
Россия |
При подаче в тарелку кладут фрикадельки. |
Московский |
Россия |
Бульон готовят с добавление свинокопченностей |
Украинский |
Украина |
Готовят с добавлением красного сладкого перца, перед подачей заправляют чесноком, растёртым со шпиком. |
Белорусский |
Беларусь |
Бульон готовят с использованием сарделек или сосисок и без капусты. |
Зелёный |
Украина |
Используют для приготовления щавель и шпинат. При отпуске добавляют дольку вареного яйца. |
Селянский |
Украина |
Для приготовления используют баранину и яблоки. |
Малороссийский |
Россия |
Готовят с использованием квашеной капусты и бульона из копченостей. Отдельно падают ватрушки с творогом. |
Вегетарианский |
Болгария |
Готовят на воде с использованием сельдерея и стручковой фасоли. Перед подачей заправляют льезоном с молоком. |
Постный борщ с ушками |
Польша |
Для приготовления используют грибной отвар, свекольный квас и сухое красное вино. Отдельно готовят ушки с начинкой из грибов. |
Пасхальный по-еврейски |
Израиль |
Готовят с использованием свекольного кваса. Картофель отваривают целыми клубнями. Отдельно подают с мацой. |
С крапивой |
Молдова |
Готовят пюре из крапивы, затем добавляют картофель, рис и щавель. При подаче в тарелку добавляют рубленые яйца и сметану. |
Летний |
Россия |
Для приготовления используется молодая свёкла с ботвой, свежие помидоры, кабачки и зелень сельдерея. |
Приложение К
Инструкционно – технологическая карта по приготовлению блюда
Борщ с черносливом и грибами
Наименование продуктов |
3 колонка |
|
брутто |
нетто |
|
Свекла |
50 |
40 |
Капуста |
38 |
30 |
Томатное пюре |
8 |
8 |
Лук |
12 |
10 |
Морковь |
13 |
10 |
Жир |
5 |
5 |
Сахар |
3 |
3 |
Уксус 3 % |
3 |
3 |
Чернослив |
10 |
15* |
Грибы сухие |
4 |
4 |
Масса вареных грибов |
- |
10 |
Бульон /вода/ |
200 |
200 |
Выход |
- |
250 |
Подготовить продукты:
- Капусту шинкуют соломкой
- Лук и морковь нарезают соломкой - пассеруют
- Свеклу нарезают соломкой – тушат с добавлением сахара, уксуса и томатного пюре
- Грибы отваривают, нарезают соломкой и добавляют в борщ вместе с отваром
- Чернослив отваривают, удаляют косточки и нарезают соломкой, добавляют в борщ отвар, а чернослив при подаче в тарелку
Схема закладки:
Бульон капуста пассерованные овощи тушеная свекла грибы соль, специи
Приложение Л
Технологическая карта кулинарного изделия (блюда) № ______
Наименование кулинарного изделия (блюда): борщ «Украинский»
Номер рецептуры: 183
Наименование сборника рецептур: сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания
А.И. Здобнов изд. Москва: «Гамма Пресс», К.: - 2010 год
Наименование сырья |
Расход сырья и полуфабрикатов |
|||
1 порция |
100 порций |
|||
Брутто, Грамм |
Нетто, грамм |
Брутто, грамм |
Нетто, грамм |
|
Свекла |
75 |
60 |
7500 |
6000 |
Капуста свежая |
50 |
40 |
5000 |
4000 |
Картофель |
106 |
80 |
10600 |
8000 |
Лук репчатый |
18 |
15 |
1800 |
1500 |
Морковь |
25 |
20 |
2500 |
2000 |
Чеснок |
2 |
2 |
200 |
200 |
Томатное пюре |
15 |
15 |
1500 |
1500 |
Мука пшеничная |
3 |
3 |
300 |
300 |
Шпик |
5,2 |
5 |
520 |
500 |
Кулинарный жир или жир животный, топленый пищевой |
10 |
10 |
1000 |
1000 |
Сахар |
5 |
5 |
500 |
500 |
Выход |
- |
500 |
|
|
Химический состав, витамины и микроэлементы на 1 порцию:
Белки (г): |
89 |
Жиры (г): |
92 |
Углеводы (г): |
78 |
Энергетическая ценность (ккал): |
259 |
Ca (мг): |
0,4 |
Mg (мг): |
0,01 |
Fe (мг): |
0,2 |
C (мг): |
0,2 |
Технология приготовления:
Свеклу шинкуют соломкой, добавляют уксус, жир, сахар, томатное пюре и тушат до готовности с добавлением небольшого количества бульона. Морковь и лук нарезать соломкой и спассеровать с жиром.
В кипящий бульон кладут нарезанный дольками картофель, доводят до кипения, закладывают нашинкованную капусту и варят 10-15 минут, затем добавляют тушеную свеклу и пассерованные овощи.
За 5-10 минут до окончания варки вводят пассерованную муку, разведенную бульоном или водой, перец сладкий нарезанный соломкой, соль, специи.
Готовый борщ заправляют перед подачей шпиком, растертым с чесноком.
Схема закладки: бульон капуста картофель пассерованные овощи свёкла перец сладкий соль, специи
Отпуск блюда:
При отпуске в тарелку кладут мясо, наливают борщ, кладут сметану, зелень. Отдельно можно подать пампушки.
Требования к качеству блюда.
Овощи должны сохранять форму нарезки. Консистенция овощей – мягкая, не переваренная. Цвет – малиново-красный. На поверхности блестки жира. Вкус кисло – сладкий, без привкуса сырой свеклы. Запах пассерованных овощей и чеснока.
Сроки хранения.
Не более 2- х часов, на мармите.
Приложение М
Борщ с капустой и картофелем № 170
1. Норма закладки сырья:
Наименование продуктов |
3 колонка |
|
брутто |
нетто |
|
Свёкла |
50 |
40 |
Капуста |
25 |
20 |
Картофель |
27 |
20 |
Лук репчатый |
12 |
10 |
Морковь |
13 |
10 |
Томатное пюре |
8 |
8 |
Жир |
5 |
5 |
Сахар |
3 |
3 |
Уксус 3 % |
4 |
4 |
Бульон или вода |
200 |
200 |
Выход |
- |
250 |
2. Технология приготовления:
Капусту шинкуют соломкой, картофель нарезают – брусочками, свёклу нарезают соломкой и тушат с добавление бульона, томата, сахара, уксуса и жира, в толстой посуде под закрытой крышкой 1 - 1,5 часа, периодически помешивая.
В кипящий бульон закладывают нашинкованную капусту и доводят до кипения, затем добавляют картофель и варят 10 – 15 минут, кладут пассерованные овощи, тушеную свёклу и варят до готовности за 5 – 10 минут до окончания варки добавляют соль, специи.
Схема закладки:
Бульон капуста картофель пассерованые овощи свёкла соль, специи
3. Отпуск блюда: борщ наливают в тарелку, кладут сметану и зелень.
4. Требования к качеству блюда: овощи должны сохранять форму нарезки. Консистенция овощей – мягкая, непереваренная. Цвет – малиново-красный. Вкус кисло – сладкий, без привкуса сырой свёклы.
5. Сроки хранения: не более 2 часов на мармите.
Приложение Н
Борщ Московский № 173
1. Норма закладки сырья:
Наименование сырья |
3 колонка |
|
брутто |
нетто |
|
Свёкла |
50 |
40 |
Капуста свежая |
25 |
20 |
Морковь |
13 |
10 |
Петрушка /корень/ |
4 |
3 |
Лук репчатый |
12 |
10 |
Томатное пюре |
8 |
8 |
Жир |
5 |
5 |
Сахар – песок |
3 |
3 |
Уксус 3 % |
4 |
4 |
Бульон |
200 |
200 |
Копчености /грудинка, окорок, сосиски/ |
54 |
50 |
Выход |
- |
250 |
2. Технология приготовления: бульон варят с добавление костей свинокопченностей. Все овощи шинкуют соломкой. Свёклу тушат с добавлением сахара, уксуса, томатного пюре и бульона в течение 1 часа. Морковь и лук пассеруют. В кипящий бульон или воду закладывают нашинкованную капусту и варят 10 – 15 минут. Затем кладут пассерованные овощи, тушеную свёклу и варят до готовности. За 5 – 10 минут до окончания варки кладут соль и специи. При использовании квашеной капусты её в тушеном виде вводят вместе с тушеной свёклой. Борщ можно заправить пассерованной мукой, разведенной с бульоном или водой. Вареное мясо, окорок и сосиски нарезают по 1 куску на порцию, заливают бульоном доводят до кипения, проваривают 3 – 5 минут и кладут в борщ при отпуске.
Схема закладки:
Бульон капуста пассерованные овощи тушеная свёкла соль, специи
3. Отпуск блюда: в тарелку кладут мясопродукты, наливают борщ, добавляют сметану и зелень. Отдельно можно подать ватрушки с творогом.
4. Требования к качеству блюда: свёкла, капуста, морковь, лук и коренья должны сохранять форму нарезки. Консистенция овощей – мягкая, непереваренная. Цвет – малиново-красный. Вкус кисло-сладкий, без привкуса сырой свёклы. Запах свинокопченностей и пассерованных овощей.
5. Сроки хранения: хранят на мармите не более 2 часов.
Приложение П
Карта – задание № 1
Рассчитать количество сырья необходимого для приготовления блюда – «Борщ с капустой и картофелем» и записать необходимые данные в таблицу.
Наименование сырья |
На 1 порцию |
На 18 порций |
На 1 кг |
|||
Брутто |
Нетто |
Брутто |
Нетто |
Брутто |
Нетто |
|
Капуста свежая |
25 |
20 |
|
|
|
|
Картофель |
27 |
20 |
|
|
|
|
Морковь |
13 |
10 |
|
|
|
|
Лук репчатый |
12 |
10 |
|
|
|
|
Свёкла |
50 |
40 |
|
|
|
|
Маргарин столовый |
8 |
8 |
|
|
|
|
Сахар |
5 |
5 |
|
|
|
|
Уксус 3 % |
3 |
3 |
|
|
|
|
Томатное пюре |
8 |
8 |
|
|
|
|
Бульон или вода |
200 |
200 |
|
|
|
|
Выход: |
- |
250 |
|
|
|
|
Записать расчет сырья для выхода блюда – борщ с капустой и картофелем в количестве 1000 грамм:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение Р
Карта – задание № 2
Рассчитать количество сырья необходимого для приготовления блюда – «Борщ зелёный» и записать необходимые данные в таблицу.
Наименование сырья |
На 1 порцию |
На 15 порций |
На 1 кг |
|||
Брутто |
Нетто |
Брутто |
Нетто |
Брутто |
Нетто |
|
Картофель |
80 |
60 |
|
|
|
|
Свекла |
76 |
60* |
|
|
|
|
Щавель |
66 |
50 |
|
|
|
|
Фасоль |
20 |
20 |
|
|
|
|
Яйца |
¼ шт. |
10 |
|
|
|
|
Морковь |
25 |
20 |
|
|
|
|
Лук репчатый |
12 |
10 |
|
|
|
|
Шпинат |
68 |
50 |
|
|
|
|
Жир |
10 |
10 |
|
|
|
|
Бульон или вода |
300 |
300 |
|
|
|
|
Выход |
- |
500 |
|
|
|
|
Записать расчет сырья для приготовления 1000 грамм выхода блюда – борщ зелёный:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение С
Карта – задание № 3
Рассчитать количество сырья необходимого для приготовления блюда – «Борщ Летний» и записать необходимые данные в таблицу.
Наименование сырья |
На 1 порцию |
На 26 порций |
На 1 кг |
|||
Брутто |
Нетто |
Брутто |
Нетто |
Брутто |
Нетто |
|
Свекла молодая с ботвой |
125 |
100 |
|
|
|
|
Картофель |
54 |
40 |
|
|
|
|
Фасоль |
20 |
20 |
|
|
|
|
Морковь |
25 |
20 |
|
|
|
|
Петрушка /корень/ |
13 |
10 |
|
|
|
|
Лук репчатый |
24 |
20 |
|
|
|
|
Кабачки |
74 |
50 |
|
|
|
|
Помидоры свежие |
48 |
40 |
|
|
|
|
Жир |
10 |
10 |
|
|
|
|
Уксус 3 % |
3 |
3 |
|
|
|
|
Бульон |
350 |
350 |
|
|
|
|
Выход |
- |
500 |
|
|
|
|
Записать расчет сырья для приготовления 1000 грамм выхода блюда «Борщ Летний»:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение Т
Карта – тест по теме «ПЕРВЫЕ БЛЮДА»
НАПИШИТЕ В КАРТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС?
№ вопроса |
Вопросы |
Ответы |
1. |
Укажите соответствие названия борщей и их особенности? а) на курином бульоне, и заправляют репчатым луком, растёртым со шпиком; б) используется свекла с ботвой, кабачки и свежие помидоры; в) готовится без капусты, бульон варят на основе колбасных изделий; г) при отпуске в тарелку кладут фрикадельки. |
Сибирский - _____ Белорусский - ________ Полтавский - _________ Летний - _________ |
2. |
Установите соответствие формы нарезки овощей виду борща. а) картофель – брусочками, морковь, лук - соломкой; б) кабачки и морковь нарезают ломтиками, лук – мелкий кубик, картофель – крупный кубик; в) капуста, морковь, лук - соломкой, картофель - дольками; г) капуста - шашками, картофель - крупными кубиками, морковь – ломтиками.
|
Борщ с капустой и картофелем - __________ Борщ Флотский -___________ Борщ Украинский - _______ Борщ Летний - __________ |
3. |
Установите соответствие формы нарезки овощей виду заправочного супа. а) капусту рубят и тушат, морковь и лук нарезают мелкими кубиками; б) капуста—соломкой, морковь и лук - соломкой; в) картофель – дольками, капуста, морковь, репчатый лук, свекла - соломкой; г) капуста – шашками, морковь – ломтиками, репчатый лук – мелкими кубками.
|
1.Борщ «Украинский» - ________ 2. Щи по-уральски - ________ 3.Щи из свежей капусты - ________ 4.Борщ «Сибирский» - _______
|
Приложение У
ОТЧЁТ
______________________________группа № _______
/Ф.И/
________________________________________________
/наименование блюда/
Задание |
Ответ |
Ответы на вопросы карты- задания
|
____________________________________ |
Ответы на вопросы теста |
|
Составить схему подготовки свеклы для борща |
___________________________________ ___________________________________ ____________________________________ |
Составить схему подготовки сладкого красного перца |
__________________________________ ___________________________________ ____________________________________ _____________________________________ |
Правила отпуска блюда
|
______________________________________
|
Итоги блиц опроса
|
Количество жетонов _______________ |
Дата________
Подпись _____________
Приложение Ф
Критерии оценивания задания:
Расчёт сырья и составление технологической карты на блюдо
№ |
ФИ студента |
Правильность заполнения колонок /брутто, нетто/ |
Расчёт сырья на 1 порцию |
Составление технологической последовательности приготовления блюда |
Отпуск блюда |
Качественная характеристика блюда |
итог |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
|
11. |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение Ш
Критерии оценивания практического задания
«Приготовление первых блюд»
№ |
ФИ студента |
Соблюдение санитарии и гигиены |
Подготовка сырья |
Соблюдение техники безопасности при работе |
Соблюдение технологии приготовления блюда |
Органолептические показатели блюда |
Оформление и подача блюда |
Итог |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
11. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение Щ
Схема приготовления борща с капустой и картофелем
Приложение Ч
Приложение Ц
Техника безопасности при работе в горячем цехе
1. Работник должен знать правила эксплуатации оборудования.
2. Электрооборудование должно иметь заземление.
3. Температура горячего цеха должна быть + 26 0С.
4. Проходы около рабочих мест нельзя загромождать.
5. Крышки пищеварочных котлов можно открывать лишь через 5 минут после прекращения работы.
6. Пол в цехе должен быть сухим.
7. Должна быть вентиляция и вытяжка для удаления продуктов сгорания.
8. Поверхность электрической плиты должна быть ровной и гладкой без трещин.
9. Обязательна, должна быть аптечка с набором медикаментов.
10. Наплитные котлы должны иметь плотно прикреплённые ручки.
11. Готовые изделия массой свыше 20 кг необходимо транспортировать на тележках.
Список литературы и источников информации
1 Андросов В.П., Пыжова Т.В. Производственное обучение профессии «Повар»: учебное пособие для нач. проф. образования /Андросов В.П., Пыжова Т.В.- М: издательский центр «Академия», 2006 год.
2 Анфимова Н.А. Кулинария учебник для нач. проф. Образования: Учебное пособие для СПО – М: Издательский центр «Академия», 2009 год – 328 стр.
3 Кругликов Г.И. Методическая работа мастера профессионального обучения: учебное пособие для студентов СПО/ Кругликов Г.И. – М.: издательский центр «Академия», 2014 год – 160 стр.
4 С.С. Калинкина, мастер п/о «Интерактивные технологии в подготовке поваров и кондитеров»/ С.С. Калинкина//Среднее профессиональное образование – 2014 № 5 с. 118 - 124
5 Скакун В.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2010. – 208 стр.
6 Харченко Н.Э. Сборник рецептур и кулинарных изделий: учебное пособие для начального проф. образования / Харченко Н.Э. - М: издательский центр «Академия», 2010 год. – 496 стр.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.