Занятие по внеурочной деятельности по программе «Моё любимое Зауралье»
Класс: 2б
Тема: Обереговая кукла «Колокольчик»»
Цель: Развитие художественной творческой активности обучающихся посредством освоения технологии изготовления куклы Колокольчик.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с историей и изготовлением русской тряпичной куклы Колокольчик;
-учить работать руками, развивать мелкую моторику рук;
- расширять знания о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры;
Развивающие:
-способствовать развитию эстетического и художественного вкуса,
-развитию индивидуальных и творческих способностей детей, посредством освоения технологии изготовления куклы Колокольчик;
Воспитательные:
-способствовать воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и уважение к традициям духовной культуры русского народа;
- способствовать формированию в душах детей таких качеств, как : доброта, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм
Планируемые результаты:
- учащиеся создадут куколку – оберег из ткани;
- научатся планировать работу, совместно оценивать результат работы;
- проведут рефлексию способов и условий действий
Формирование УУД:
Личностные
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя).
- умение понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
- умение устанавливать связи между целью и результатом своей деятельности;
- умение применять полученные знания и умения в практической деятельности
Метапредметные:
Регулятивные:
- ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем (изготовить куколку-оберег из ткани), используя технологическую карту в работе,
-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
-выбор наиболее эффективных способов решения задач,
-в сотрудничестве с учителем формулировать тему урока и цель своей деятельности;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие (предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности).
Методы :
словесные – рассказ, беседа, инструктаж;
наглядно – иллюстративный - демонстрация образцов и приемов работы, просмотр презентации;
репродуктивный, диалогический.
Техническое оснащение: мультимедиа, презентация, детали – заготовки из х\б ткани, нитки, вата, этапы изготовления куклы в презентации.
Тип занятия: комбинированный
Продолжительность занятия - 40 минут
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный этап
|
Задача: создание психологического настроя на творческую продуктивную деятельность и активизация внимания. Вместе в круг мы соберёмся, Дружно за руки возьмёмся. Ты мой друг и я твой друг, - Стало весело вокруг! - Ребята, какое у вас настроение? (хорошее) - Наше занятие сегодня посвящено художественному творчеству. - Приступим к труду с хорошим настроением, чтобы изделия получились красивыми и добрыми.
|
2 .Погружение детей в тему занятия.
|
Задача: мотивация творческой деятельности детей и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. (Звенит колокольчик.) -Колокольчик зовёт нас в путь. Прошу вас занять свои рабочие места. - Ребята, вы не раз видели кукол и играли с ними. И в нашем классе мы видим много красивых кукол. Вот посмотрите, у нас есть куклы большие, маленькие и совсем крошечные, куклы. (Рассматривают.) Когда я была маленькой, тоже любила играть в куклы. Наши мамы и бабушки и даже прабабушки тоже играли в куклы. Но они играли не такими куклами, а вот какими куклами играли наши бабушки и прабабушки мы узнаем, заглянув в бабушкин сундучок. (Демонстрация кукол-мотанок из сундучка). -Посмотрите, ребята, какие интересные куклы. Они совсем не похожи на наших современных кукол. -В наш век куклы - это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры русского народа. С куклами играли все, как девочки, так и мальчики. Считалось, чем дольше играет ребёнок в куклы, тем богаче будет его семья. - В кукле отразились народные представления о жизни, о мире, добре и красоте. - Фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом для дома и семьи, являлась символом счастья, добра, благополучия и продолжения рода, защитой от бед и несчастий. - В каждой семье находилось около 100 видов кукол – оберегов. - Ребята, что значит слово ОБЕРЕГ? (На слайде слова ОБЕРЕГ – ТАЛИСМАН) -Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, и который носят на теле в качестве талисмана. - Считалось, что народные куклы-обереги обладали определенной силой и помогали во времена невзгод своим хозяевам, приносили счастье в дом, спасали от нечистой силы. - Народные куклы-обереги создавались безликими. Это значит, что лица им не рисовали. Мы с вами на занятиях уже делали некоторые куклы. Это кукла-купустка и неразлучники. А сегодня нас ожидает новая кукла.
|
3.Определение темы и цели занятия.
|
- Ребята, зачем мы говорим о куклах-оберегах, попробуйте предположить, какова будет тема нашего занятия? (Ученики высказывают свои предположения. Пытаются определить тему урока.) -Ваши предположения подтвердились, тема занятия «Кукла- оберег». -Какова цель занятия? ( Мы должны научиться делать такую куклу.)
|
4. Раскрытие основного содержания внеурочного занятия.
|
Задача: развивать у учащихся творческое воображение, увлечь, заинтересовать историей возникновения куклы. - Сегодня я расскажу про особую куклу, про которую в древности с ожиданием весны говорили так: - Что-то весна к нам всё никак не придёт, опять снег да снег, наверно, плохо весну закликали. И начинали закликать: Жаворонки,
жаворонки, - Попробуем и мы её завлечь. Для этого мы и создадим вот такую куклу похожую на (показ колокольчика). Такие куклы являются талисманом весны и называются Веснянки. Их начинали делать в начале марта и зазывать весну. - Весёлая, задорная кукла, которая приносит в дом радость и веселье, хорошее настроение называется «Колокольчик». Эта кукла добрых вестей. - Даря «Колокольчик», человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нём радостное и весёлое настроение. - Считалось, что если в доме был такой оберег, то его не покидало радость, веселье и счастье. - Кукла ведь не рождается сама, её создает человек. Создавая игрушки, отцы и матери, бабушки и дедушки вкладывали в куколки всю свою жизненную мудрость и любовь к детям. А дети чувствовали это и относились к рукотворным игрушкам очень бережно. - У кого появилось желание смастерить такую куклу? Для изготовления куклы «Колокольчик» вам понадобится: - три детали в форме круга (нижняя, средняя и верхняя юбки куклы) из ткани разных расцветок -прямоугольный лоскут белой ткани для лица и рук куклы; -лоскут в форме треугольника для косынки желательно красного цвета; - вата для головы куклы; - нитки красного цвета. -В русском наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. -Каждый из вас получит возможность изготовить свою куклу по плану с экрана -Работать вы будете и самостоятельно, и в парах.
|
5.Практическая работа
|
- Организуйте свое рабочее место так, чтобы вам ничего не мешало. (Приготовление к практической работе) -Повторим правила, которыми нужно пользоваться во время работы: · Не мешать и не отвлекать рядом сидящих. · Следить за организацией рабочего места. · Пользоваться планом на экране · Если справился с заданием, помоги товарищу.
-Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог бы пораниться. - Куклы мастерить мы будем с помощью самого древнего инструмента – человеческих рук. - Давайте подготовим их к работе. Массаж кистей рук и подушечек пальцев.(Видео) Семья Этот
пальчик - дедушка (большой),
- Сейчас мы смастерим куклу. Выполним работу аккуратно, с любовью! - Каждый из вас в изготовление своей куклы вложит всю душу. У каждого из вас она получится своя, особенная. Удачи! -Приступаем к работе. Смотрим на экран, выполняем по этапам.
(Ученики с помощью этапов на экране под контролем учителя изготавливают куклу Колокольчик.) Индивидуальная помощь, помощь друг другу со стороны одноклассников. Исправление ошибок. По окончании работы. -Рабочее место приводим в порядок. -Ребята, какая особенность у народных кукол? (Куклы не имеют лица) Звенит колокольчик. -Колокольчик зовёт всех в хоровод. (дети встают в круг, держат в руках кукол) -Давайте посмотрим, какие куклы получились у ребят.
|
6.Заключительный этап Рефлексия.
|
-Вспомним, какую цель мы ставили в начале занятия? -Добились успеха в работе? Получились у нас куклы? -Молодцы, вы прекрасные мастера. -Садимся на место. -В век современных технологий, компьютерной техники, мобильных телефонов, скромная кукла Колокольчик, вносит в наше жильё частичку живой души, соединяя нас с нашими предками, и оберегая наше жильё. -А если сделать не одну, а несколько разноцветных куколок, связать их вместе, закрепить дома у двери, у окна или у компьютера, в автомобиле– можно ждать радостных вестей! Всего вам доброго.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.