Занятие 4 (урок 2)
Тема. Развитие фонематического слуха
Цель: познакомить детей с понятием «рифма»;
развивать внимание, фонематический слух, мышление, воображение
Оборудование: презентация, у детей – карандаши
Ход занятия
1. Создание атмосферы психологического комфорта
(Учитель произносит слова, служащие сигналом к началу занятия, сопровождая их движениями)
Раз, два, три (хлопает в ладоши 3 раза) –
Слушай (показывает на уши) и смотри (показывает на глаза)!
Три, два, раз (хлопает в ладоши 3 раза) –
Мы начнём сейчас! (протягивает навстречу классу руки ладонями вверх)
Вспомним правила-значки, с которыми мы познакомились.
- Для чего они нужны? (Чтобы на уроках был порядок, тишина)
Сегодня, ребята, мы будем заниматься развитием фонематического слуха.
Не пугайтесь этого выражения «фонематический слух»! В переводе с греческого на русский язык «фонема» означает «звук». Значит, мы с вами будем развивать способность слышать и различать звуки.
2. Разминка. Доскажи словечко.
Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждет.
«Пусть найдут меня ребята.
Ну-ка, кто меня найдет?!»
За рекой шумит буран,
За стеной поет ба… (баян)
Удивился дед Тарас,
Бородой своей затряс:
Сорняки на гряде,
А морковки – в бо… (борозде)
Из карманов у Аркашки
Вечно сыплются бу…(бумажки)
Жираф, шакал и бегемот
Вчера отправились в по… (полет, поход)
Один олень в осенний день
Отлично отдыхал:
У озера в осиннике
Резвился и ска.. (скакал)
Много мам на белом свете,
Всей душой их любят де… (дети)
Устала утка на пруду
Учить своих утят.
Утята плавать на виду
У мамы не хо… (хотят)
Озорной осенний день
Окунул лицо в си… (сирень)
Собаки, не троньте верблюда,
Для вас это кончится худо:
Он ловко дерется с врагами
Своими большими но… (ногами)
Сели дети на салазки,
Как блестят весельем гла… (глазки)
3. Задание «Превращаем звук в кружок»
Я произнесу слово, сколько звуков вы услышите, столько кружочков нарисуйте.
СОН
СЫР
КУСТ
БИНТ
МАРТ
КРЫША
БАНАН
4. Задание «Пусть слово начинается с указанного звука»
Я буду задавать вам вопросы. Вы должны отвечать одним словом. Пусть это слово начинается с того, который я назову. Ответы могут быть самыми невероятными, фантастическими.
1. Пусть слово начинается со звука А.
- Назовите местность, в которой ты отдыхал недавно…
- Назовите месяц, в котором это было (август)
- Назовите транспорт, на котором вы путешествовали (автобус, автомобиль..)
- Что вы там ели? (арбузы, ананасы, айву, абрикосы…)
- Какие предметы вы успели сломать за время пребывания там? (антенну, абажур, автомат…)
- Назови имена друзей, с которыми ты там познакомился?...
2. Пусть слово начинается со звука [м] или [м/].
- Как вас зовут?
- Назовите свои любимые блюда, продукты… (Манная каша, мороженое, морс, макароны…)
- Какие цветы растут на вашей клумбе? (Маргаритки, мать-и-мачеха, мак, матиола…)
- Как назовете недавно появившегося на свет котенка? (Маркиз, маруська…
- Назовите место, куда вы хотели бы отправиться в путешествие…
- Какие животные живут в зоопарке? (Мартышка, морж, медведь, макака…)
5. Задание «Собери из звуков слово»
Я буду называть слово не целиком, а по звукам. Ваша задача – собрать из звуков слово и назвать его.
[з о н т] [к р о т ] [п/ и р о к] [с а б а к а] [т/ э н/]
[м/ а ч/] [а л/ э н/] [м а р/ а к] [к л/ у к в а] [к а р а м э л/]
[й/ о л к а]
6. Задание «Поиграем в рифмы»
Рифма – это когда окончания слов звучат одинаково или похоже (забор – помидор, пламя – память…)
Я прочту вам строчку с заданной рифмой. К этой строчке нужно подобрать одно, подходящее слово. Подсказку вы найдете на одной из двух картинок.
1. Ра-ра-ра-возвышается …(гора)
2. Ач-ач-ач – прилетает в марте …(грач)
3. Ат-ат-ат-слышу шумный … (водопад)
4. Но-но-но-настежь распахни … (окно)
5. Ты-ты-ты-такие нежные … (цветы)
6. Он-он-он-в цирке выступит… (питон)
7. От-от-от-под землёй живет… (крот)
7. Задание «Потопаем-похлопаем»
Я назову вам слово. Запомните его. Затем к этому слову я буду называть рифмующиеся слова. Если вы согласитесь со мной, то после каждого названного слова похлопайте в ладоши, а если нет – потопайте ногами.
ДОЧКА – ночка, почка, бочка точка, косичка (топаем).
МЫШКА – кубышка, штанишки, вышка, ушко (топаем), крышка, плутишка, мартышка, кошка (топаем).
ЗАЙЧИК – пальчик, мальчик, чижик (топаем), сарайчик, снеговичок (топаем).
ТУМАН – болван, балаган, диван, дурман, обмен (топаем), Иван, кафтан, ветеран.
ГАРАЖ – мираж, саквояж, стеллаж, мякиш (топаем), шалаш, этаж.
УЛИТКА – попытка, плитка, калитка, ракетка (топаем), нитка.
ДАЧА – задача, подача, удача, куча (топаем), сдача.
ВАГОН – угон, Бибигон, бубен (топаем), телефон, ваза (топаем), тритон, склон.
8. Задание «Сочиняем стишата»
Я назову строчку с заданной рифмой, в которой не хватает последнего слова. Придумайте его.
Онь-онь-онь – стоит в конюшне … (конь)
Ок-ок-ок – откушу я …(пирожок)
Чу-чу-чу – на салазках я …(лечу, качу)
Иру-иру-иру – я вхожу в …(квартиру)
Ан-ан-ан – потерялся …(чемодан, барабан)
Ат-ат-ат – опять часы …(спешат, стоят)
Ом-ом-ом – в воскресенье в цирк…(идем)
Апку-апку-апку – купи мне мама…(шапку, папку)
Ат-ат-ат – буду есть я все …(подряд)
Ра-ра-ра – начинается…(жара, игра)
Эль-эль-эль – люблю я …(вермишель)
Аль-аль-аль – вручили дедушке…(медаль)
Ин-ин-ин – открылся новый…(магазин)
Су-су-су – достань из сумки…(колбасу)
Эни-эни-эни – сварите мне …(пельмени)
Олу-олу-олу – я скоро пойду в …(школу)
Эц-эц-эц – вот какой я…(молодец)
9. Подведение итога занятия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.