Занятие с будущими первоклассниками "Развитие фонематического слуха"
Оценка 4.9

Занятие с будущими первоклассниками "Развитие фонематического слуха"

Оценка 4.9
docx
15.10.2022
Занятие с будущими первоклассниками "Развитие фонематического слуха"
Развитие фонематического слуха.docx

Занятие 4 (урок 2)

Тема. Развитие фонематического слуха

Цель: познакомить детей с понятием «рифма»;

           развивать внимание, фонематический слух, мышление, воображение

Оборудование: презентация, у детей – карандаши

Ход занятия

 

1. Создание атмосферы психологического комфорта

          (Учитель произносит слова, служащие сигналом к началу занятия, сопровождая их движениями)

Раз, два, три (хлопает в ладоши 3 раза)

Слушай (показывает на уши) и смотри (показывает на глаза)!

Три, два, раз (хлопает в ладоши 3 раза)

Мы начнём сейчас! (протягивает навстречу классу руки ладонями вверх)

          Вспомним правила-значки,  с которыми мы познакомились.

- Для чего они нужны? (Чтобы на уроках был порядок, тишина)

 

Сегодня, ребята, мы будем заниматься развитием фонематического слуха.

Не пугайтесь этого выражения «фонематический слух»! В переводе с греческого на русский язык «фонема» означает «звук». Значит, мы с вами будем развивать способность слышать и различать звуки.

2. Разминка. Доскажи словечко.

                   Слово спряталось куда-то.

                   Слово спряталось и ждет.

                   «Пусть найдут меня ребята.

                   Ну-ка, кто меня найдет?!»

За рекой шумит буран,

За стеной поет ба… (баян)

                   Удивился дед Тарас,

                   Бородой своей затряс:

                   Сорняки на гряде,

                   А морковки – в бо… (борозде)

Из карманов  у Аркашки

Вечно сыплются бу…(бумажки)

                   Жираф, шакал и бегемот

                   Вчера отправились в по… (полет, поход)

Один олень в осенний день

Отлично отдыхал:

У озера в осиннике

Резвился и ска.. (скакал)

                   Много мам на белом свете,

                   Всей душой их любят де… (дети)

Устала утка на пруду

Учить своих утят.

Утята плавать на виду

У мамы не хо… (хотят)

                   Озорной осенний день

                   Окунул лицо в си… (сирень)

Собаки, не троньте верблюда,

Для вас это кончится худо:

Он ловко дерется с врагами

Своими большими но… (ногами)

                  Сели дети на салазки,

                   Как блестят весельем гла… (глазки)

 

3. Задание  «Превращаем звук в кружок»

         Я произнесу слово, сколько звуков вы услышите, столько кружочков нарисуйте.

         СОН

         СЫР

         КУСТ

         БИНТ        

         МАРТ

         КРЫША

         БАНАН

 

4. Задание  «Пусть слово начинается с указанного звука»

         Я буду задавать вам вопросы. Вы должны отвечать одним словом. Пусть это слово начинается с того, который я назову. Ответы могут быть самыми невероятными, фантастическими.

         1. Пусть слово начинается со звука А.

- Назовите местность, в которой ты отдыхал недавно…

- Назовите месяц, в котором это было (август)

- Назовите транспорт, на котором вы путешествовали (автобус, автомобиль..)

- Что вы там ели? (арбузы, ананасы, айву, абрикосы…)

- Какие предметы вы успели сломать за время пребывания там? (антенну, абажур, автомат…)

- Назови имена друзей, с которыми ты там познакомился?...

         2. Пусть слово начинается со звука [м] или  [м/].

- Как вас зовут?

- Назовите свои любимые блюда, продукты… (Манная каша, мороженое, морс, макароны…)

- Какие цветы растут на вашей клумбе? (Маргаритки, мать-и-мачеха, мак, матиола…)

- Как назовете недавно появившегося на свет котенка? (Маркиз, маруська…

- Назовите место, куда вы хотели бы отправиться в путешествие…

- Какие животные живут в зоопарке? (Мартышка, морж, медведь, макака…)

 

5. Задание  «Собери из звуков слово»

         Я буду называть слово не целиком, а по звукам. Ваша задача – собрать из звуков слово и назвать его.

         [з о н т]   [к р о т ]   [п/ и р о к]   [с а б а к а]   [т/ э н/]  

          [м/ а ч/]    [а л/ э н/]   [м а р/ а к]   [к л/ у к в а]  [к а р а м э л/]

          [й/ о л к а]

 

6. Задание  «Поиграем в рифмы»

         Рифма – это когда окончания слов звучат одинаково или похоже (забор – помидор, пламя – память…)

         Я прочту вам строчку с заданной рифмой. К этой строчке нужно подобрать одно, подходящее слово. Подсказку вы найдете на одной из двух картинок.

         1. Ра-ра-ра-возвышается …(гора)

         2. Ач-ач-ач – прилетает в марте …(грач)

         3. Ат-ат-ат-слышу шумный … (водопад)

         4. Но-но-но-настежь распахни … (окно)

          5. Ты-ты-ты-такие нежные … (цветы)

         6. Он-он-он-в цирке выступит… (питон)

         7. От-от-от-под землёй  живет… (крот)

7. Задание «Потопаем-похлопаем»

         Я назову вам слово. Запомните его. Затем к этому слову я буду называть рифмующиеся слова. Если вы согласитесь со мной, то после каждого названного слова похлопайте в ладоши, а если нет – потопайте ногами.

         ДОЧКА – ночка, почка, бочка точка, косичка (топаем).

         МЫШКА – кубышка, штанишки, вышка, ушко (топаем), крышка, плутишка, мартышка, кошка (топаем).

         ЗАЙЧИК – пальчик, мальчик, чижик (топаем), сарайчик, снеговичок (топаем).

         ТУМАН – болван, балаган, диван, дурман, обмен (топаем), Иван, кафтан, ветеран.

         ГАРАЖ – мираж, саквояж, стеллаж, мякиш (топаем), шалаш, этаж.

         УЛИТКА – попытка, плитка, калитка, ракетка (топаем), нитка.

         ДАЧА – задача, подача, удача, куча (топаем), сдача.

         ВАГОН – угон, Бибигон, бубен (топаем), телефон, ваза (топаем), тритон, склон.

8. Задание  «Сочиняем стишата»

         Я назову строчку с заданной рифмой, в которой не хватает последнего слова. Придумайте его.

         Онь-онь-онь – стоит в конюшне … (конь)

         Ок-ок-ок – откушу я …(пирожок)

         Чу-чу-чу – на салазках я …(лечу, качу)

         Иру-иру-иру – я вхожу в …(квартиру)

         Ан-ан-ан – потерялся …(чемодан, барабан)

         Ат-ат-ат – опять часы …(спешат, стоят)

         Ом-ом-ом – в воскресенье в цирк…(идем)

         Апку-апку-апку – купи мне мама…(шапку, папку)

         Ат-ат-ат – буду есть я все …(подряд)

         Ра-ра-ра – начинается…(жара, игра)

         Эль-эль-эль – люблю я …(вермишель)

         Аль-аль-аль – вручили дедушке…(медаль)

         Ин-ин-ин – открылся новый…(магазин)

         Су-су-су – достань из сумки…(колбасу)

         Эни-эни-эни – сварите мне …(пельмени)

         Олу-олу-олу – я скоро пойду в …(школу)

         Эц-эц-эц – вот какой я…(молодец)

9. Подведение итога занятия


 

Занятие 4 (урок 2) Тема. Развитие фонематического слуха

Занятие 4 (урок 2) Тема. Развитие фонематического слуха

Окунул лицо в си… (сирень) Собаки, не троньте верблюда,

Окунул лицо в си… (сирень) Собаки, не троньте верблюда,

Задание «Поиграем в рифмы»

Задание «Поиграем в рифмы»

9. Подведение итога занятия

9. Подведение итога занятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2022