Занятие с элементами арт-терапии для учителей и педагогов.
Цель: это коррекция внутренних психологических конфликтов
Задачи:
1. Изучить методы арт-терапевтической работы и использовать ее в работе.
2. Проверить на себе арт-терапевтические методы.
Целевая группа: учителя и педагоги.
Продолжительность: 35-40 минут
Технические средства: отдельное помещение, столы и стулья (по количеству участников), листы плотной бумаги для рисования по 2 листа на участника + 1 для ведущего, цветные карандаши, рекомендуется расслабляющий звуковой фон.
Ожидаемые результаты: улучшение эмоционального состояния преподавателей, получение участником сессии опыта погружения в своё прошлое, осознание его ценности, неповторимости, развитие навыка усвоения и активного воспроизводства участником социального опыта.
Разминка
В том случае, если участники данной группы в таком составе раньше не работали, им предлагается представиться и рассказать немного о себе. Если участники уже знакомы – предлагается рассказать о своем настроении. Если же по состоянию участников можно заключить, что развернутого рассказа о настроении не получится – предложить назвать свое внутреннее состояние одним словом с тем условием, чтобы эти слова не повторялись.
Арт-терапия бывает индивидуальная, парная и групповая. Мы очень много говорили об индивидуальных упражнениях, писали о групповых техниках и почти ничего — о работе в парах. Восполняем пробел.
Это одна из самых прекрасных игр, из тех, что заполняют досуг на скучных совещаниях и нудных заседаниях. Её главное условие — работать, не произнося ни звука — как раз подходит к ситуации, когда двое сидят за партой и делают вид, что внимательно слушают докладчика, что-то там конспектируя...
Однако,
после того, как Вы изрисуете всю тетрадку и вернётесь домой — тут-то и начнётся
главная Ваша работа — медленный анализ быстрых почеркушек.
Эту тетрадь Вы будете пересматривать ещё много-много раз, пока, наконец, Вас не
постигнет знаменитый инсайт — и Вы не поймёте многое и себе и
о том человеке, который работал с Вами в паре...
Итак,
возьмите тетрадь и разверните её так, чтобы она предстала перед Вами в
альбомном формате. Разделите каждую страничку на две части вертикальной чертой.
А затем — начинайте рисовать в паре со своим партнёром.
Рисовать нужно быстро, не задумываясь, примерно так, как играют в блиц-шахматы.
Игра первая «Проблема и её решение»
Быстро
нарисуйте на своей половинке листа картинку, изображающую какую-то проблему.
Передайте тетрадь партнёру.
Он, в свою очередь так же быстро, должен нарисовать картинку, в которой
показано — как эту проблему можно разрешить.
Придумайте и нарисуйте десять проблем, затем поменяйтесь ролями. Партнёр будет
рисовать проблемы, а Вы — их решать.
Игра вторая «Опасное путешествие»
Нарисуйте
на своей части листа картинку, которая изображает Путь с некими Препятствиями.
Передайте тетрадь партнёру.
Он должен нарисовать способы преодоления этих препятствий.
Дополнительные указания
Договоритесь
о том, чтобы каждый из партнёров коротко, но внятно подписывал каждую свою
картинку.
Можно также рисовать двумя разными цветами, договорившись, кому какой цвет
принадлежит.
Это правило поможет Вам по прошествии времени не забыть — с кем Вы играли в эту
игру.
Рисуйте очень схематично, не стоит увлекаться живописным рисунком. Пусть Ваши
человечки напоминают человечков на дорожных знаках.
Начиная эту игру, не планируйте заранее все ситуации, которые Вы будете
рисовать — в ходе игры должен включиться поток бессознательного — не
перекрывайте его своим планированием.
Когда Вы рисуете проблему — лица человечков изображаются как «грустные» или
«озадаченные» смайлики.
Когда Ваш партнёр решает проблему — он рисует лица героев как «улыбающиеся
смайлики».
О чём скажет колонка «Проблема»?
Она покажет, разумеется, то, что действительно волнует человека — на
сознательном или подсознательном уровне.
О чём скажет колонка «решение проблемы»?
Она расскажет Вам о том, каким образом Ваш партнёр привык выходить из трудных
ситуаций, на что он надеется, насколько находчив, креативен.
Кроме того, Вы увидите такие решения, которые Вам одному, вероятно, никогда бы
не пришли в голову!
Когда у Вас накопится стопка таких тетрадей, её просматривание долгими
свободными вечерами может полноценно заменить Вам чтение полезной
психологической литературы...
А
теперь даю всем задание: Разгадайте, какую проблему я зашифровала — слева и как
она была решена — справа.
Помните условие? Рисующий проблему партнёр не объясняет, что он имел в виду —
каждый догадывается о чём-то своём.
Итоги, рефлексия
После того, как задание будет выполнено, участникам предлагается по очереди поделиться впечатлениями, соображениями, мыслями по поводу произошедшего.
Для поддержания непосредственного общения важно следить за тем, чтобы не высказывалось оценочных суждений в адрес говорящего, а также, чтобы каждый участник говорил о своих чувствах, пониманиях, ощущениях.
В качестве варианта обратной связи, можно предложить участникам описать свое состояние, одним словом. Участникам предлагается забрать свои рисунки с собой.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.