Занятие с элементами тренинга «Мальчики и девочки»
Цель:
Укрепить и развить представления воспитанников об уникальности своей личности и гендерной принадлежности, способствовать формированию у девочек и мальчиков позитивных установок по отношению к себе и друг к другу, рассмотреть, чем поступки мальчиков отличаются от поступков девочек, объяснить особенности поведения мальчиков и девочек.
Задачи:
1. Создание условий для осознания воспитанниками различий между представителями своего и противоположного пола.
2. Создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии детей.
3. Создание условий для формирования отношения друг к другу как партнерам.
4. Развитие умения работать в группе.
5. Воспитывать доброту, чувство коллективизма и взаимопомощи.
6. Создание положительного эмоционального отношения к дальнейшему изучению психологии.
Ход занятия.
1) Притча «Мальчики с Марса, девочки с Венеры»
Воспитатель предлагает воспитанникам представить, что мальчики родом с Марса, а девочки – с Венеры.
Однажды очень давно марсиане-мальчики посмотрели в свои телескопы на Венеру и увидели девочек. Один взгляд на них пробудил в марсианах интерес и желание увидеть девочек поближе. Марсиане быстренько изобрели межпланетные корабли и помчались на Венеру. Обитательницы Венеры встретили гостей радушно. Отношения между представителями разных планет самым волшебным образом изменили их жизнь, им очень нравилось общаться. Они выросли в разных мирах и с удовольствием изучали друг друга, таких разных в предпочтениях и поведении.
Долгие годы прожили они в любви и гармонии. Затем решили отправиться на Землю. Вначале все было чудесно и увлекательно, но…видно, сказалось влияние земной атмосферы, и однажды утром представители обеих планет проснулись, частично потеряв память: и мальчики с планеты Марс, и девочки с планеты Венера напрочь забыли, что родились на разных планетах и что должны быть разными. За одну ночь в их памяти стерлось все, чем они были не похожи. С тех пор мальчикам, и девочкам стало тяжело понимать и уважать друг друга. Они сердятся и расстраиваются: мы желаем чтобы он или она хотели того, чего хотим мы, и чувствовать то, что чувствуем мы… Ребята забыли простую истину: мальчики и девочки отличаются друг от друга. И мы будем учиться видеть эти различия и уважать их, тогда путаницы в общении с представителями противоположного пола станет значительно меньше.
Вопросы воспитанникам:
- Согласны ли вы, что мальчики и девочки настолько не похожи, будто они с разных планет?
- Подумайте и назовите: какие черты присуще только мальчикам, а какие только девочкам?
2) Упражнение «Волшебный сундучок»
Дети по очереди вынимаю из сундучка карточки, зачитывают вслух правило этикета, комментируют (возможно дискутируют). При обсуждении обязательно делать акцент на гендерных особенностях каждого правила.
Воспитатель напоминает детям, что говорить комплименты – одно из правил этикета. Этикет (один корень со словом «этика») это общепринятые манеры и правила поведения, основанные на красоте жеста и уважительном отношении людей друг к другу. Каждая конкретная эпоха и культурная среда создают свой этикет. Предлагаю вам обсудить современные правила этикета. (Ребята по одному достают карточки).
Содержания карточек. Общие правила этикета:
· Делать все достойно, без суеты (громко не смеяться, прилюдно не чесаться, не сплёвывать на пол или землю, не ковырять в носу).
· Одеваться опрятно.
· Говорить ясно, не бормотать и не глотать окончания, не использовать слова паразиты.
· При обращении к другим людям использовать вежливые слова.
· Обращаться к не знакомым людям на «вы».
· Мужчина пропускает женщину вперед, за исключением подвальных помещений и спуска по лестнице.
· При причинении неудобств другим людям извиниться, по возможности оказать помощь.
· Не смотреть на людей пристально. Взгляд не должен задерживаться на человеке больше нескольких секунд (особенно если он это заметил).
· Не говорить о других людях плохо в их отсутствии.
· Сдерживать негативные эмоции.
· Изящно выражать позитивные эмоции.
· Не опаздывать.
· Держать слово.
· Мужчина открывает дверь спутнице.
· Входящий выпускает выходящего (правило может нарушаться во время дождя).
· Мобильный телефон отключать (ставить на беззвучный режим) в театрах, кино, музеях, на уроках, в больницах, самолетах. Желательно не использовать в транспортных средствах.
3) Релаксационная пауза.
Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть, минутку полежать на парте.
- Представьте, что вы маленькие снежинки, которые легли на землю и спокойно отдыхают. (Звучит медленная, спокойная музыка). А теперь снежинки постепенно просыпаются, встают, потягиваются, кружатся в воздухе. (Дети выполняют произвольные упражнения.) Первыми за парты садятся хрупкие и маленькие снежинки – это девочки, а потом уже мальчики – снежинки побольше.
4) Сейчас я прочитаю отрывки из разговоров мальчиков и девочек. Ваша задача узнать: кто о себе рассказывает – мальчик и девочка.
· Я люблю играть с друзьями в футбол, поэтому я всегда хожу в спортивном костюме и кроссовках.
· Я обожаю ходить по магазинам, примерять различные наряды и красоваться перед зеркалом.
· Мне нравятся фильмы о войне.
· Я очень люблю лазить по деревьям и никогда не плачу, даже если падаю.
· Я всегда слежу за своей осанкой и стараюсь ходить красиво.
· Я люблю делать с папой ремонт в квартире.
· Я люблю шить своим игрушкам платья.
- Ребята, легко ли было вам определить, кто о себе говорит? Почему?
Давайте сделаем вывод:
Мальчик должен быть умным и образованным, активным, сильным, ловким. Ему предстоит быть защитником. Мальчики не должны быть болтливыми, плаксивыми, нервными. Мальчики должны умет пользоваться молотком, лопатой, заниматься спортом. Мальчики трудолюбивые и выносливые, они должны сдерживать своё слово. Мальчики с уважением относятся к девочкам.
Девочки миролюбивы, не грубят, не дерутся, они старательны и аккуратны во всём. Их интересует литература и искусство. Девочки любят и знают природу. У девочек хороший вкус. У них прическа, одежда, обувь всё в порядке, они красиво ходят. Девочки лучше понимают состояние другого человека и готовы помочь не только добрым словом, но и делом.
Воспитатель дополняет, корректирует высказывания детей.
- Как вы думаете, ребята, почему же мальчику нужно проявлять уважение к девочке, защищать ее?
Д. Девочки слабее мальчиков; тяжелее переносят боль, обиду; нуждаются в защите.
Воспитатель дополняет высказывания детей ссылкой на спортивные правила, нормы (для женщин короче дистанции в беге, ниже планка при прыжках) и т.п.
- Конечно, ребята, мальчики должны понимать, что девочки отличаются своим поведением от них, поэтому лучше прощать им слабости, а иногда и не замечать их недостатков.
5) Беседа по литературным текстам.
Воспитатель читает стихотворение А. Барто.
Сонечка.
Тронь ее нечаянно –
Сразу: - Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
- Ой, я укололась! –
Слышен Сонин голос.
- Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
- Голова болит…
Я бы полежала бы –
Мама не велит.
Сговорились мальчики
- Мы откроем счет:
Сосчитаем жалобы –
Сколько будет в год!
Испугалась Сонечка
И сидит теперь тихонечко.
- Почему таких, ребята, как Сонечка не любят? Почему надо хорошенько подумать, стоит ли так себя вести?
Д. У таких ребят возникает привычка постоянно в чем-то обвинять других. Они без конца жалуются на всех остальных учителю и родителям.
- У Барто есть еще такое стихотворение.
Рыцари.
В коридоре, в классе ли –
Всюду парты красили,
Терли краску, терли мел,
Каждый делал, что умел.
Труд делили поровну
Мальчики и девочки:
Шкаф тащили в сторону
Девочки, девочки.
А два парня-крепыша
Стул тащили не спеша.
- А у нас нет ли таких «рыцарей»? Умеют ли наши мальчики помогать девочкам, защищать их? Приведите примеры.
Дети высказываются, приводят положительные и отрицательные примеры.
Воспитатель делает выводы: мы видим, что у мальчиков и у девочек есть пожелания друг другу, какими бы они хотели их видеть. Чтобы узнать об этих советах и пожеланиях, давайте поиграем.
6) Упражнение «Комплименты»
Ребята передают мягкую игрушку и называют комплименты. Условия:
- Комплименты не должны повторяться.
- Игрушку передавать нужно лицу стоящему справа.
Выиграет тот, кто сможет придумать больше хороших слов-комплиментов.
7) «Уважение»
Вопрос девочкам:
- За что нужно уважать мальчиков?
(ум, силу, ловкость, справедливость, правдивость, доброту)
- Я думаю, мальчикам теперь понятно, какими им следует быть, чтобы их уважали.
Вопрос мальчикам:
- За что нужно уважать девочек?
(ум, правдивость, доброту, аккуратность, за то, что всё умеют)
- Я думаю, девочкам теперь понятно, какими им следует быть, чтобы добиться уважения к себе.
Мальчики воспитывают в себе истинного мужчину, рыцаря, а девочки - истинную женщину, прекрасную и отзывчивую.
8) Упражнение «Доброе тепло».
Дети становятся в круг. Нежно берутся за руки и улыбаются друг другу, передают «тепло» слегка пожимая своему соседу справа руку, называя его ласковым именем, он – следующему, и так по кругу, тем самым дарят хорошее настроение товарищам.
9) Игра «Волшебный цветок».
Каждому ребенку раздается цветок.
Ребята должны написать свое доброе пожелание, совет друг - другу. Высказать свое пожелание он должен так, чтобы те, кто его слушает, не обиделись.
Если кто-то из ребят стесняется или не может что-то сказать, не надо его принуждать.
Воспитатель помогает, корректирует.
- Ну что ж, каждому есть о чем подумать. Постараемся запомнить эти добрые советы и поразмышлять.
10) Творческое задание.
Найти в словаре, что означает слово «рыцарь».
Раскрасить рисунок рыцарей и принцесс.
11) Обобщение.
- Несмотря на то, что девочки и мальчики отличаются, в советах есть много общего. Теперь важно, чтобы все эти наказы друг другу выполнялись, чтобы каждый стремился стать лучше. А это поможет каждому из вас жить в коллективе.
12) Рефлексия.
- Что понравилось на занятии?
- Что больше всего запомнилось?
- Что вызвало трудности?
- Почему так важно уважать друг друга?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.