План-конспект
занятия «Школы младшего командира»
Тема: «Правила соблюдения дисциплины и правопорядка. Организация повседневной работы по соблюдению дисциплины и правопорядка в классах и отделениях»
Дата проведения: 11.11.2021 г.
ФИО воспитателя: Чернов В.В.
Участники: воспитанники 6 курса (командиры классов и отделений).
Форма проведения: рассказ.
Учебные вопросы:
1. Определение воинской дисциплины. Ее объективная и субъективная составляющие.
2. Признаки и особенности воинской дисциплины.
3. Методы и формы воспитания у подчиненных дисциплинированности.
4. Способы достижения высокого уровня воинской дисциплины и правопорядка.
5. Ответственность командиров за состояние воинской дисциплины.
6. Обязанности командира (начальника) по укреплению воинской дисциплины и правопорядка.
7. Оценка деятельности командира по укреплению воинской дисциплины и правопорядка.
8. Принцип единоначалия.
Учебные и воспитательные цели:
1. Ознакомить обучаемых с основными положениями строевого Устава ВС РФ;
2. Изучить содержание работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка.
3. Формировать у обучаемых командирские навыки.
Методическое оснащение: План-конспект, презентация
Используемая литература:
- Общевоинский Устав Вооруженных Сил РФ;
Использование современных образовательных технологий, приемов и методов работы:
№ п/п |
Название современных образовательных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе |
Инновационные приёмы и методы работы |
Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется |
1. |
Элементы информационно-коммуникационной технологии. |
Поисковый метод
|
Вводная часть |
2. |
Элементы технологии групповой деятельности |
Метод коллективного способа обучения |
Основная часть
|
3. |
Элементы технологии целеполагания |
Метод тематического обсуждения |
Рассказ |
4. |
Элементы личностно-ориентированной технологии |
Метод рефлексии деятельности и содержания материала |
Заключение. Рефлексия. |
Ход занятия
1. Вводная часть (сообщение темы занятия, краткий опрос-проверка знаний воспитанников по предложенной теме).
2. Основная часть (рассказ, тренировка, ответы на вопросы по предложенной теме).
3. Заключение. Рефлексия.
1. Вводная часть (5 мин.).
Принимаю доклад исполняющего обязанности командира 6 А класса о наличие воспитанников (командиров) и готовности кадет к проведению занятия.
Осуществляю приветствие воспитанников по установленной форме.
Объявление темы, учебных целей и порядка проведения занятия.
Содержание военно-дисциплинарных отношений составляют субъективные права и юридические обязанности субъектов, которые в совокупности образуют дисциплинарную власть командира (начальника). Каждый кадет обязан соблюдать воинскую дисциплину (ст. 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации). Командир (начальник) обязан постоянно поддерживать высокую воинскую дисциплину, требовать от подчиненных ее соблюдения, поощрять достойных, строго, но справедливо взыскивать с нерадивых (ст. 5 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации).
Командир имеет право и обязан применять все предоставленные ему средства стимулирования (поощрения), а в необходимых случаях и в установленном порядке применять дисциплинарные взыскания. Особенность военно-дисциплинарных отношений заключается в том, что права одновременно являются и обязанностями, т.е. образуют единую правообязанность.
2. Основная часть (35 мин.).
1. Определение воинской дисциплины. Ее объективная и субъективная составляющие.
Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — общевоинские уставы) и приказами командиров (начальников).
Дисциплина в широком смысле есть «обязательное для всех членов коллектива подчинение установленному порядку, правилам».
В статье ДУ ВС РФ воинская дисциплина определена как обязательное для всех военнослужащих подчинение порядку и определенным правилам, закрепленным как в нормативных правовых актах (законах, воинских уставах), так и в приказах командиров (начальников). Она выполняет роль организующего фактора, упорядочивает и охраняет систему отношений внутри воинского коллектива. Воинская дисциплина существует в диалектическом единстве ее объективной и субъективной сторон.
Объективная сторона находит свое выражение в правовых нормах, правилах дисциплины, закрепляющих требования, предъявляемые к военнослужащим, и порядок их выполнения.
Эти нормы и правила составляют содержание воинской дисциплины. Субъективная сторона проявляется в фактическом соблюдении военнослужащими установленных требований.
2. Признаки и особенности воинской дисциплины.
Каждый кадет обязан содействовать командирам и старшим в поддержании порядка и воинской дисциплины. Признаками воинской дисциплины являются:
— обеспечение точного (строгого) соблюдения кадетами установленного порядка взаимоотношений между кадетами, способствующих укреплению и поддержанию единоначалия;
— безусловное повиновение подчиненных законным приказам и распоряжениям командиров в целях реализации принципа единоначалия.
Особенности воинской дисциплины:
— правила воинской дисциплины распространяются и на внеслужебное время (абз. 8 ст. 3 ДУ ВС РФ);
— воинская дисциплина предъявляет более высокие требования к исполнителям, чем другие виды государственной дисциплины, в частности: стойко переносить трудности военной службы; не щадить своей жизни для выполнения воинского долга; быть храбрым при выполнении воинского долга и т.д. (ст. 3 ДУ ВС РФ);
— за нарушение требований воинской дисциплины установлена более строгая юридическая ответственность по сравнению с другими видами государственной дисциплины. Так, уголовная ответственность установлена за неповиновение, неисполнение приказа, самовольное оставление части.
3. Методы и формы воспитания у подчиненных дисциплинированности.
Воинская дисциплина основывается на осознании каждым кадетом воинского долга и личной ответственности за защиту Российской Федерации. Она строится на правовой основе, уважении чести и достоинства кадет. Основным методом воспитания у кадет дисциплинированности является убеждение.
Однако это не исключает возможности применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга. Воинский долг является одним из важнейших понятий воинской этики, нравственной и правовой нормой поведения кадета.
Основными требованиями воинского долга являются:
— соблюдение Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации;
— строгое выполнение требований Военной присяги, воинских уставов, приказов командиров и начальников;
— защита свободы, независимости и конституционного строя России и российского народа.
Таким образом, основаниями воинской дисциплины являются, во-первых, знание кадетами Конституции Российской Федерации, законов, уставов и иных нормативных правовых актов, а во-вторых, сознательное, разумное и неукоснительное их исполнение во всех случаях, даже если это противоречит личному чувству или личным интересам каждого.
Под воспитанием кадет понимается совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих единый, целостный и непрерывный процесс формирования и развития личности кадет и побуждения их к самосовершенствованию качеств, необходимых для успешного выполнения задач. Система мер воспитательных воздействий на кадет включает регулярное информирование личного состава об общественно-политических событиях в стране и за рубежом, проведение мероприятий по социально-правовой, психологической и культурно-досуговой работе, а также проведение командиром индивидуально-воспитательной работы с подчиненными.
Методами воспитания являются способы воздействия на сознание, чувства, волю и поведение кадет для выработки у них определенных целью воспитания качеств.
Методы воспитания:
— убеждение;
— личный пример;
— включение кадет в различные виды деятельности;
— поощрение;
— критика и самокритика;
— принуждение.
Убеждение — такой способ воздействия на сознание, волю, чувства и поведение кадет, который разъясняет факты и явления общественной жизни, формирует взгляды на окружающий мир. Метод убеждения реализуется в различных формах:
— разъяснения;
— совета;
— аргументированной рекомендации;
— личного или коллективного примера;
— примера из других источников (литературы, кино и т.п.).
При реализации метода убеждения в ходе монолога или диалога необходимо соблюдать следующие правила:
— личная убежденность в том, что необходимо довести до кадет;
— правдивость, точность и достоверность того, что говорится;
— ясность и доступность речи;
— знание и всесторонний учет индивидуальных и групповых особенностей кадет;
— умение расположить к себе людей, завоевать их доверие.
Вместе с убеждением в воспитательном процессе используется и метод принуждения.
Под принуждением понимается система средств и приемов воздействия на кадет, нарушающих законы и воинские уставы, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно выполнять воинский долг.
Принудить человека — значит заставить его выполнять волю командира в интересах задач, стоящих перед подразделением.
С практической точки зрения обычно под принуждением понимают:
— категорическое требование в выполнении чего-либо;
— запрещение, ограничивающее какие-либо действия, права и т.п.;
— применение дисциплинарного взыскания в соответствии с нормами ДУ ВС РФ;
— осуждение общественностью;
Вышесказанное, конечно, не означает, что к недисциплинированным кадетам необходимо применять только принуждение, а к дисциплинированным — только убеждение. Лишь умелое сочетание методов убеждения и принуждения, т.е. не односторонний, а сложный комплексный процесс воздействия на военнослужащих, позволяет достичь целей воинской дисциплины.
4. Способы достижения высокого уровня воинской дисциплины и правопорядка.
Воинская дисциплина достигается:
- воспитанием у кадет морально-психологических качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам);
- знанием и соблюдением кадетами законов Российской Федерации, других нормативных правовых актов Российской Федерации, требований общевоинских уставов и норм международного гуманитарного права;
- личной ответственностью каждого кадета за исполнение обязанностей кадета;
- поддержанием в классе внутреннего порядка всеми кадетами;
- повседневной требовательностью командиров к подчиненным и контролем за их исполнительностью, уважением личного достоинства кадет и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;
- созданием в классе необходимых условий учебы, быта и системы мер по ограничению правонарушений.
Данная статья регламентирует основные направления деятельности командиров (начальников) по достижению определенного, а именно высокого состояния воинской дисциплины, которая представляет собой совокупность мероприятий, надлежащее проведение которых является системой работы в классе.
Воспитывать — это значит формировать у кадет определенные качества личности.
Внутренним порядком в соответствии со ст. 163 УВС ВС РФ называется строгое соблюдение кадетами определенных федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации правил размещения, быта в училище (подразделении), несения службы суточным нарядом и выполнение других мероприятий повседневной деятельности.
Внутренний порядок достигается и поддерживается:
— знанием, пониманием, сознательным и точным исполнением всеми кадетами обязанностей, определенных федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
— целенаправленной воспитательной работой, сочетанием высокой требовательности командиров (начальников) с постоянной заботой о подчиненных и об охране их здоровья; — организацией боевой подготовки;
— образцовым несением дежурства и службы в суточном наряде;
— точным выполнением распорядка дня и регламента служебного времени;
— соблюдением правил эксплуатации вооружения, военной техники и другого военного имущества;
— созданием в местах расположения кадет условий для их повседневной деятельности, жизни и быта, отвечающих требованиям общевоинских уставов;
— соблюдением безопасных условий обучения, обеспечивающих защищенность кадет в ходе выполнения мероприятий повседневной деятельности училища.
Элементами внутреннего порядка является проведение мероприятий:
— по размещению кадет (ст.ст. 164-184 УВС ВС РФ);
— по содержанию помещений (ст.ст. 185-198 УВС ВС РФ);
— по отоплению, проветриванию и освещению помещений (ст.ст. 199-208 УВС ВС РФ).
Средства достижения высокой воинской дисциплины, с помощью которых командиром достигаются изменения в состоянии воинской дисциплины, — это требовательность и спрос. Требовательность выступает как способность начальника регулярно осуществлять спрос с подчиненных и предполагает, что сам спрос должен быть основан на уважительном отношении к подчиненным.
5. Ответственность командиров за состояние воинской дисциплины.
За состояние воинской дисциплины в училище отвечают командир и заместитель командира по воспитательной работе, которые должны постоянно поддерживать воинскую дисциплину, требовать от подчиненных ее соблюдения, поощрять достойных, строго, но справедливо взыскивать с нерадивых. Ответственность командира воинской части и его заместителя по воспитательной работе за состояние воинской дисциплины определяется ст. 30 УВС ВС РФ; единоначалие — основной принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации.
Командир, являясь единоначальником, выполняет возложенные на него обязанности, в том числе по поддержанию в подразделении высокой воинской дисциплины (ст. 75 УВС ВС РФ).
Командир несет непосредственную ответственность (т.е. отвечает в первую очередь) за состояние воинской дисциплины в подразделении.
Статья ОВУ ВС РФ предписывает командиру использовать методы, которые будут способствовать поддержанию воинской дисциплины, как-то:
— требовать от подчиненных выполнения и соблюдения соответствующих правил и норм;
— поощрять тех, кто эти правила и нормы выполняет;
— объективно, т.е. справедливо взыскивать с тех, кто эти нормы нарушает.
Ответственность за состояние воинской дисциплины несут не только командир воинской части и его заместитель по воспитательной работе, но и каждый командир (начальник) подразделения в составе училища и его заместитель по воспитательной работе.
6. Обязанности командира класса по укреплению воинской дисциплины и правопорядка.
В целях поддержания воинской дисциплины в классе командир обязан: изучать личные качества подчиненных, поддерживать определенные общевоинскими уставами правила взаимоотношений между ними, сплачивать воинский коллектив, укреплять дружбу между военнослужащими разных национальностей; знать состояние воинской дисциплины и морально-психологическое состояние кадет класса, добиваться единого понимания подчиненными командирами требований, задач и способов укрепления воинской дисциплины, руководить их деятельностью по укреплению воинской дисциплины и морально-психологического состояния личного состава, обучать практике применения поощрений и дисциплинарных взысканий; немедленно устранять выявленные нарушения и решительно пресекать любые действия, которые могут причинить вред; организовывать воспитание, проводить работу по предупреждению преступлений, происшествий и проступков; воспитывать подчиненных кадет в духе неукоснительного выполнения требований воинской дисциплины и высокой исполнительности, развивать и поддерживать у них чувство собственного достоинства, сознание воинской чести и воинского долга, создавать в классе нетерпимое отношение к нарушениям дисциплины,; анализировать состояние воинской дисциплины и морально-психологическое состояние подчиненных кадет, своевременно и объективно докладывать воспитателю о нарушениях, а о преступлениях и происшествиях — немедленно. Уважение личного достоинства кадет, забота об их правовой и социальной защите — важнейшая обязанность командира класса.
На основании данных, имеющихся у командира класса, проводятся мероприятия по сплочению класса и укреплению дружбы между кадетами.
Сплоченность — социально-психологическое явление, присущее воинскому коллективу, в котором реализуется высокий уровень развития взаимоотношений в морально-информационной, военно-профессиональной и межличностно-бытовой сферах деятельности.
Основным результатом сплоченности являются моральное единство (общность знаний, взглядов и убеждений). Знание состояния воинской дисциплины и морально-психологического состояния личного состава предполагает определение тех критериев (показателей), по которым и осуществляется их оценка.
Исходя из вышесказанного, критериями оценки состояния воинской дисциплины являются:
— уровень учебы;
— состояние уставного порядка;
— количество и характер нарушений воинской дисциплины;
— дисциплинарная практика;
— общественная активность кадет, их личное участие в решении всех задач, стоящих перед классом
Морально-психологическое состояние личного состава является понятием, которое отражает готовность и способность класса выполнить поставленные задачи с максимальным напряжением духовных и физических сил при постоянной угрозе жизни в сложных условиях обстановки.
Морально-психологическое состояние кадет определяется:
— глубоким осознанием кадетами своего долга по защите Отечества;
— моральной готовностью к выполнению задач и твердой волей к достижению победы;
— психологической устойчивостью;
— высоким профессионализмом и физической подготовкой;
— верой в своих командиров (начальников);
Исходя из определения состояния воинской дисциплины и морально-психологического состояния кадет, деятельность по укреплению воинской дисциплины и повышению морально-психологического состояния кадет включает в себя достижение следующих результатов:
а) развитие и укрепление отношений в коллективе, которые подразделяются следующим образом:
— отношения кадет друг к другу и между классами, т.е. человеческий компонент;
— отношение кадет к имуществу (вещам,), т.е. вещный компонент;
— отношение кадет к «общественным идеям» (защите Отечества, конституционному долгу и др.), т.е. идеологический компонент;
б) увеличение количества позитивных поведенческих актов кадет;
в) сокращение количества негативных поведенческих актов кадет;
г) сокращение правонарушений, происшествий и преступлений;
д) обеспечение своевременного поощрения примерного поведения кадет;
е) обеспечение быстрого и полного раскрытия правонарушений, фактов недисциплинированности кадет, правильное применение законов, уставов, общественного воздействия;
ж) исполнение административного, дисциплинарного, общественного воздействия (наказания), которое обеспечивало бы исправление нарушителей.
В целях общественного осуждения нарушений воинской дисциплины или общественного порядка проступки кадет по решению командира (начальника) могут рассматриваться и обсуждаться:
— на общих собраниях кадет;
Командир допустивший сокрытие нарушений воинской дисциплины, преступлений и происшествий, привлекается к дисциплинарной ответственности в зависимости от состава правонарушения.
7. Оценка деятельности командира по укреплению воинской дисциплины и правопорядка
Деятельность командира по поддержанию воинской дисциплины оценивается не по количеству правонарушений в классе , а по точному соблюдению им законов Российской Федерации, других нормативных правовых актов Российской Федерации и требований общевоинских уставов, полному и эффективному использованию своей дисциплинарной власти и исполнению своих обязанностей в целях наведения внутреннего порядка, своевременного предупреждения нарушений воинской дисциплины. Ни один нарушитель воинской дисциплины не должен уйти от ответственности, но и ни один невиновный не должен быть наказан. Командир, не обеспечивший необходимых условий для соблюдения уставного порядка и требований воинской дисциплины, не принявший мер для их восстановления, несет за это ответственность.
Командир не несет дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные его подчиненными, за исключением случаев, когда он скрыл правонарушение или не принял необходимых мер в пределах своих полномочий по предупреждению правонарушений и привлечению к ответственности виновных лиц. Каждый кадет обязан содействовать командиру в восстановлении порядка и поддержании воинской дисциплины.
За уклонение от содействия командиру кадет несет ответственность. Все кадеты независимо от воинского звания равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, с учетом особенностей своего правового положения За совершенные правонарушения кадеты привлекаются, как правило, к одному виду ответственности.
В случае совершения правонарушения, связанного с причинением материального ущерба, кадетами возмещают ущерб независимо от привлечения к иным видам ответственности или применения мер общественного воздействия. При привлечении к ответственности недопустимо ущемление чести и достоинства кадет.
При нарушении кадетом воинской дисциплины командир (начальник) может ограничиться напоминанием о его обязанностях и воинском долге, а в случае необходимости — подвергнуть дисциплинарному взысканию. При этом, он должен учитывать, что налагаемое взыскание как мера укрепления дисциплины и воспитания кадета должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, установленным командиром в результате проведенного.
При определении вины и меры дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, его последствия, прежнее поведение виновного.
8. Принцип единоначалия
Право командира отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться являются основными принципами единоначалия.
В случае открытого неповиновения или сопротивления подчиненного командир обязан для восстановления порядка и воинской дисциплины принять все установленные законами Российской Федерации и общевоинскими уставами меры принуждения, вплоть до задержания и привлечения нарушителя к предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности.
Единоначалие является одним из принципов взаимоотношений между кадетами. Суть его состоит в том, что командир наделяется всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и на него возлагается персональная ответственность за все стороны жизни и деятельности класса. Командир как единоначальник вправе единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение. В то же время право командира отдавать приказ одновременно является его обязанностью, поскольку он отвечает за все стороны деятельности класса, т.е. речь идет о правообязанности командира. Подчиненный не имеет права не исполнять отданного приказа, за некоторым исключением, касающимся незаконного приказа. Данное требование всецело вытекает из характера военной организации и является непреложным принципом служебных взаимоотношений, стержнем воинской дисциплины.
3. Заключение. Рефлексия (5 мин.)
- подведение итогов занятия;
- отмечаются отличившиеся, объявляются оценки за занятие.
- постановка задач для самоподготовки.
Отвечаем на вопросы, возникшие в ходе проведенного часа воспитателя:
1. Что такое воинская дисциплина, чем она достигается?
2. Основные обязанности командира по укреплению воинской дисциплины?
Воспитатель 6-«Е» класса В. Чернов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.