Занятие «Я анализирую себя и собственную жизнь»
Цель: понимание собственной индивидуальности на основе обратной связи от участников группы.
Материалы: клубки ниток разных цветов по количеству участников, чистые карточки для записи качеств, карандаши, мешочек, карточки с именами, цветные карандаши, чистая бумага.
Предварительная подготовка: ведущий пишет на карточках качества, заматывает их в клубки (по количеству участников) — индивидуально для каждого участника.
Ход встречи:
Настрой на работу.
Игра –приветствие «Цветные Ладошки»
Основная часть.
Друзья мои! Каждый человек — загадка. Что же мы отгадываем, знакомясь с человеком? Мы думаем, какой он и как может поступить, какие у него качества, сильные и слабые стороны.
Вопрос к детям. Зачем нам знать, какой человек?
(вывод: Знание качеств и особенностей человека нужно, чтобы хорошо общаться с ним.)
Послушайте сказку.
Сказка «Волшебный клубок» В одном сказочном царстве, когда рождался ребенок, мудрецы дарили ему клубок, который помогал в жизни. В самую серединку они клали жемчужинку — самую главную силу, самую тайную, о которой должен знать только хозяин клубка. На жемчужинку наматывали нитку с узелками — другими качествами и силами человека.
Кому-то доставалось много доброты, кому-то ума, кому-то радости.
Каждый клубок был хорош по-своему, и каждый хозяин клубка был счастлив по-своему. Нельзя было сказать, что красивый человек лучше умного или добрый человек замечательнее сильного. Всех можно было назвать лучшими.
Каждый ребенок получал свой клубок, и, когда приходила пора, он начинал его распутывать и узнавать свои силы. Постепенно клубочек становился все меньше и меньше, сквозь нитки уже начинала проступать жемчужинка, и через некоторое время человек узнавал о своем главном качестве-силе. Эта главная сила помогает человеку справиться со всеми трудностями, эдакая волшебная палочка.
Однажды мудрец делал клубок для одного мальчика. Неожиданно он отвлекся, и жемчужинка выскользнула из его пальцев. Однако мудрец не заметил этого и продолжал наматывать нитку. Мальчик же, получив свой клубочек, побежал играть в песочнице, строить дома и дороги. Ах, какие красивые у него получались домики, какими ровными оказались дороги! Вдруг какая-то девочка взяла и наступила на прекрасный дом. Мальчик растерялся, он не знал, что ему делать.
-Что бы сделали вы?
Он ушел из песочницы. Решил покачаться на качелях. Сел, начал раскачиваться, и вдруг кто-то рядом начал плакать: «Дай мне покачаться! Мне так сильно хочется покачаться! Дай, пожалуйста! Ты же такой добрый!». Мальчик растерялся, он не знал, что
ему делать.
-Что бы сделали вы?
Мальчик слез с качелей и ушел кататься с горки. Только он устроился, как вдруг его толкнули в спину и закричали: «Давай быстрее катись!» Мальчик растерялся, он не знал, что ему делать.
-Что бы сделали вы?
Мальчик не мог понять, что с ним не так, как будто у него не хватает чего-то важного, главной силы. Он оглянулся вокруг. Другие дети, если их домики из песка ломали, стыдили обидчика или защищали свои постройки. Если их просили уступить качели,
договаривались или не обращали внимания. Если их толкали, то укоряли или же уступали место. Один только этот мальчик все время терялся, не мог понять, что ему делать.
Вдруг рядом с ним раздался голос: «Ага, вот она!» Мудрец наклонился, поднял из пыли жемчужинку и, улыбаясь, отдал мальчику со словами:
— Я отвлекся и потерял ее. Это твоя главная сила. Храни ее, она будет помогать тебе.
Как только жемчужинка попала мальчику в руки, он понял, как нужно было поступать в тех историях. Его главной силой была доброта. Как вы думаете, как бы он поступил в каждой ситуации?
Обсуждение сказки. Рефлексия.
Понравилась ли вам сказка? Что было самым главным для вас в сказке? (можно предложить нарисовать наиболее понравившийся эпизод)
- Как вы думаете, есть ли у вас жемчужинка, волшебная сила?
-Что такое главное качество: то, которое чаще всего показывает человек, или то, которое он хранит как секрет, никому о нем не рассказывая?
(Вывод: каждому обязательно нужна главная сила, главное качество, которое он может показывать или скрывать.)
Посмотрите вокруг. Вглядитесь в лица: мы все знакомы, о каждом можем что-то рассказать. Попробуйте, одним словом, ответить на вопрос: каков ваш сосед справа?
(Вывод: трудно выразить одним словом главное качество человека.)
Игра по мотивам сказки
-Сейчас мы с вами побудем мудрецами и ответим на вопрос: какие нас окружают люди? Для этого нам понадобятся клубки ниток, чистые карточки и карандаши.
(Ведущий в этот момент предлагает каждому участнику достать из мешка карточку с именем.)
-Внимательно посмотрите на человека, карточка с именем которого вам досталась. Как вы думаете, какое качество у него самое главное? То, которое, как жемчужина, прячется у него внутри? Возьмите чистую карточку и запишите его. Сверните и начните обматывать ниткой. Делайте это медленно, почувствуйте, как двигаются ваши пальцы, как нитка
проходит через них. Посмотрите еще раз на человека, чье имя у вас в руках. Какое еще качество кажется вам очень важным? Запишите его на карточку. Начните ее заматывать в клубок. Делайте это медленно, почувствуйте нитку в ваших пальцах. Еще раз взгляните на человека. Какое еще качество может оказаться в середине клубка? Напишите его на карточке. Замотайте в клубок.
Это очень приятная работа: понимать человека, самое главное — не торопиться, вглядываться в лицо, осанку, одежду.
-Снова взгляните на человека. Почувствуйте, какие еще качества есть у него? Возьмите еще семь карточек и запишите те качества, которые приходят в голову, когда вы вглядываетесь в человека. Замотайте их в клубочек. Не торопитесь, внимательно разгадывайте своего человека-загадку.
Итак, наши клубочки готовы. Вручите ваши подарки. Пожалуйста, начните разматывать клубочки. Прочитайте, какие качества вам написали? Поделитесь мыслями и чувствами. Чувствуете ли вы, что самое главное качество, спрятанное внутри клубка — ваше? Можно ли сказать, что все качества, спрятанные в клубке, — ваши?
Обсуждение игры
● Что вам понравилось / не понравилось в игре?
● Что было самым главным, важным во время игры?
● Что вас больше всего удивило, разозлило, обрадовало?
● Какие выводы вы можете сделать после игры?
● Что было интереснее: делать клубочек или его разматывать и узнавать о себе новое?
● Много ли нового вы узнали о себе и о других?
Ритуал прощания.
Примечание. Для каждого участника заранее подготовить «клубок качеств». Один клубочек (например, для самого скромного участника) сворачивать по мере рассказывания истории. Это поможет детям сконцентрироваться на занятии, создаст рабочую атмосферу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.