Цели: научить четко произносить звук [у], выделять его в ряду гласных звуков, слогов, слов; познакомить с буквой у; научить согласованию в речи существительного с прилагательным, обозначающим цвет, форму, вкус.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Назови овощ или фрукт».
Логопед называет первый слог, дети продолжают: ка — капуста, гру — груша и т.д.
2. Знакомство со звуком Логопед объясняет:
— Звук [у] — гласный, его можно петь. При произношении звука [у] губы вытянуты вперед «трубочкой» (так воет ветер).
Занятие 3. Звук [у], буква у
Цели: научить четко произносить звук [у], выделять его в ряду гласных
звуков, слогов, слов; познакомить с буквой у; научить согласованию в речи
существительного с прилагательным, обозначающим цвет, форму, вкус.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Назови овощ или фрукт».
Логопед называет первый слог, дети продолжают: ка — капуста, гру —
груша и т.д.
2. Знакомство со звуком Логопед объясняет:
— Звук [у] — гласный, его можно петь. При произношении звука [у] губы
вытянуты вперед «трубочкой» (так воет ветер).
• «Тихо — громко».
Дети должны произнести звук [у] тихо и громко, чтобы услышать, как
воет ветер.
• «Поймай звук».
Дети хлопают в ладоши, услышав звук [у]: а, у, и, о, у, ы, э, у...; ту, ма,
ку, со, пы, лу, оку...
• «Да — нет».
Логопед выставляет на доску картинки (утка, дом, мак, лук, удочка,
утюг, сок, улитка), называет их, а дети говорят «да», если в слове есть звук
[у], и «нет», если в слове нет звука [у]. На доске остаются картинки только со
звуком [у].
• «Отвечай».
Логопед задает вопрос, а ребенок отвечает полным предложением.
— Где растет лук? (Лук растет на огороде.)
3. Физкультминутка
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
4. Знакомство с буквой у
Дети рассматривают иллюстрацию, говорят, на что похожа буква у,
выучивают стихотворение:
У — сучок.
В любом лесу
Ты увидишь букву У.
В.Степанов
Дети находят букву у в кассе и обводят в тетради трафарет буквы у,
раскрашивают ее красным карандашом.
Печатают букву у в тетради по образцу. Закрепляют понятие звука и
буквы: звук слышим, произносим, а букву видим, пишем.5. Дидактическая игра «Какой? Какая?»
На доске картинки с изображением овощей и фруктов. Логопед
спрашивает:
— Морковь (какая?) (оранжевая); огурец (какой?) (длинный)...
Дети выходят к доске, берут картинки и говорят:
— У меня кислый лимон. У меня круглый помидор. У меня спелое
яблоко.