Кружок «Гимнастика для ума»
Занятие № 2
Тема: Логогрифы
Цель: содействовать умению ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Логогриф (logos -
слово, grifos - сеть) появился еще в Древнем мире. Характерно начало из старой
латинской поговорки: «Amore, more, ore, re...». Здесь последовательно снимается
по
одной букве.
В российской поэзии он встречается с XIX века: у Л. Н. Трефолёва («Победоносцев
- Обедоносцев - Бедоносцев - Доносцев»), В. В. Каменского («лучистая - чистая -
истая - стая - тая»).
Логогриф - загадка, в которой новые слова образуются в результате прибавления
или убавления одной буквы или слога, например: «пест - перст», «мир - мираж»,
«Вера - Венера», «кран -экран», «спорт - порт - спор».
В планету
поместите меру,
И ветер всколыхнёт всю атмосферу,
-Такой, которого сильнее не найти:
Он всё сметает на пути.
Его
откроешь - и вода
Из него польётся.
Добавишь «Э» - и тогда
В кинотеатре он найдётся.
Я -
здоровью основа,
Слева - букву возьми -
И морским стану словом.
Букву справа сними -
Я предмет увлеченья
На собраньях и преньях.
Кто части
мотоцикла знает,
Тот это слово разгадает.
А если букву «Д» прибавить,
На сцене можно будет ставить.
ИШАК - ШИШАК
ЛИК - КЛИК КЛИКА КУЛИК ОКЛИК
ПАР - ПАРА ОПАРА ПАРАД ПАРКА ПАРТА ПАРЧА ПАРША
ОСА - ОСПА
ЛАВА - ГЛАВА ЛАВАШ ЛАВКА ЛАВРА СЛАВА
Знаменитая музыкальная пара ФА и СОЛЬ объединяется не только в шараду, но и в логогриф: СОЛЬ –ФАСОЛЬ.
Как мы видим, дополнительные буквы могут быть вставлены в любое место короткого слова
В короне я сижу на троне,
Любуюсь собственной персоной.
Как в слове «о» я потеряю,
Так стиль пловца я означаю. (Король — кроль).
Мой верный друг — сердитый гром.
Но если букву уберём,
То превращаюсь я в цветок:
Шипы, прекрасный лепесток. (Гроза — роза).
Из усатого сладкоежки
Можно сделать без труда
Слеповатого ночлежку,
Дом которого — нора. (Кот — крот).
Чтоб поддерживать скворечню
Иль антенну, я гожусь.
С мягким знаком я, конечно,
Сразу цифрой окажусь. (Шест — шесть).
В ранце я всегда лежал,
Букву как-то потерял…
Если руки с мылом мыли,
То меня с водою смыли. (Пенал — пена).
Несёт меня с трудом старик,
Но если «Ю» прибавить, вмиг
К нему придёт на помощь тот,
Кто без труда меня несёт. (Ноша — юноша).
Я с «Л» — смягчённым под землёй –
Бываю каменный и бурый,
А с твёрдым — в комнате моей,
В геометрической фигуре. (Уголь — угол).
Мы всех — и взрослых, и детей –
В часы досуга развлекаем.
Но стоит к нам прибавить «т»,
Мы их ужасно испугаем. (Игры — тигры).
Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди ты «и» прибавишь
- И стану птицей я лесной. (Волга — иволга).
ПАР |
|
|
|
|
|
|
ЛАВА |
|
|
|
|
|
|
ПАР |
|
|
|
|
|
|
ЛАВА |
|
|
|
|
|
|
ПАР |
|
|
|
|
|
|
ЛАВА |
|
|
|
|
|
|
ПАР |
|
|
|
|
|
|
ЛАВА |
|
|
|
|
|
|
ПАР |
|
|
|
|
|
|
ЛАВА |
|
|
|
|
|
|
ПАР |
|
|
|
|
|
|
ЛАВА |
|
|
|
|
|
|
ПАР |
|
|
|
|
|
|
ЛАВА |
|
|
|
|
|
|
ПАР |
|
|
|
|
|
|
ЛАВА |
|
|
|
|
|
|
ПАР |
|
|
|
|
|
|
ЛАВА |
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.