Занятие "Мой характер". Цель: развивать мотивацию воспитанников к познанию себя и самосовершенствованию. Форма занятия-беседа с элементами игры. Формы работы: индивидуальная, коллективная, по группам. На занятии воспитанники познакомятся с видами характера, можно ли его менять и как достичь успеха с помощью характера.
КГБУ «БиЦПДОБПР»
Конспект
воспитательского часа
на тему
«Мой характер»
Воспи
татель:
Колесникова В.С.Цель: развивать мотивацию воспитанников к познанию и самосовершенствованию.
Задачи:
раскрыть сущность человеческого характера, его черт;
расширить представления воспитанников о самопознании, саморазвитии
развивать мышление, речь, расширять кругозор;
формировать у воспитанников общечеловеческие ценности;
побуждать к анализу своих поступков, мыслей, чувств, следуя нравственным правилам
жизни.
Форма занятия: беседа с элементами практической работы.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа по подгруппам (в парах).
Методы работы: вовлечение в деятельность, сотрудничество, открытый диалог.
Приёмы работы: беседа, диалог, игра, работа с текстом.
Ход занятия
Педагог:
Здравствуйте, ребята. Тема нашего сегодняшнего занятия «Мой характер». Вы считаете,
себя взрослыми и вполне самостоятельными и начинаете задумываться о том, кто я такой,
какой я. Этот процесс называется «самопознание».
Умение анализировать свои поступки и свои качества присущи каждому человеку. На этом
занятии мы и попытаемся сделать такой анализ.
I блок. Саморазвитие и самооценка.
Задание 1. Игра «Алфавит».
Педагог:
Я хочу предложить вам игру, которая называется «Алфавит». На листе ватмана написан
русский алфавит. Каждой букве алфавита соответствуют определённые человеческие
качества, которые мы с вами выявили на прошлом занятии. Ваша задача – выбрать те из
них, которые присущи лично вам. Постарайтесь оценить себя объективно.
Игра «Алфавит»
А – артистичный, активный, аккуратный, авторитарный.Б – беззащитный, безынициативный, беспринципный, бойкий, боязливый, бескорыстный,
беспомощный, безответственный.
В – вдумчивый, волевой, воспитанный, верный, вежливый, весёлый, вредный.
Г – гордый, гостеприимный, грустный.
Д – добрый, дипломатичный, доверчивый, доброжелательный, добродушный, деловой.
Ж – жизнерадостный, жизнестойкий, жадный.
З – замкнутый, злой, здоровый.
И – инициативный, идейный, исполнительный, ироничный.
К – культурный, категоричный, консервативный.
Л – любопытный, лаконичный, лживый, ленивый, любвеобильный.
М – мужественный, мобильный, медлительный, мстительный.
Н – непосредственный, непредсказуемый, непрактичный, наивный, неторопливый,
неорганизованный, наглый, нежный.
О – отзывчивый, оптимистичный, осторожный, опрятный, образованный, ответственный.
П – порядочный, противоречивый, пытливый, практичный.
Р – ранимый, рассудительный, радостный, ревнивый, решительный, романтичный.
С – счастливый, смелый, свободный, справедливый, самоуверенный, самолюбивый,
сосредоточенный, снисходительный.
Т – трудолюбивый, творческий, терпеливый, тактичный
У – увлечённый, уверенный, упрямый, умный.
Ц – целеустремлённый, циничный.
Ч – честный, чувствительный, честолюбивый.
Щ – щедрый.
Э – эгоистичный, эмоциональный.
Затем воспитанники зачитывают свои характеристики и подсчитывают, каких больше ()
или (+).
Педагог:Мы попытались с вами проанализировать ваши качества. А для чего человеку необходимо
знать о наличии тех или иных своих качеств? (Для познания себя и других и, в конечном
счете, для самовоспитания и умения правильно строить отношения с другими людьми).
Я хочу проиллюстрировать ваши ответы замечательными строками Ольги Фокиной:
Зорко следите за юными всходами
Зла и добра, восхищенья и зависти.
Будьте красивыми, сильными, добрыми,
Зависть и зло вырывайте без жалости.
Задание 2. Игра «Аукцион».
А теперь я предлагаю вам разделиться на 2 группы. Одна будет продавцами, другая –
покупателями. Продавцы будут предлагать на аукцион те качества, которые их не
устраивают по той или иной причине. А покупатели будут решать, нужны им эти качества
или нет. Затем мы с вами поменяемся местами.
Игра «Аукцион».
Например: «Я предлагаю на аукцион свою неорганизованность, так как она мешает мне
хорошо учиться, всюду успевать».
3. Домашнее задание.
Педагог:
Эпиграфом к нашему сегодняшнему занятию послужили слова русской пословицы «Всяк
молодец на свой образец». Как вы понимаете эту пословицу? А что такое характер?
(Ответы воспитанников). Перед занятием я просила вас найти толкование этого слова.
Прошу вас теперь его зачитать. (Воспитанники зачитывают определения слова «характер»,
найденные в разных источниках).
Педагог:
Из прочитанных вами определений, найденных в разных источниках, следует сделать
вывод: характер – отличительная особенность человека, которая проявляется в
определённых жизненных ситуациях.
Задание 4. «Определи характер»
Педагог:
Говорят, что поступками человека управляет ум, воля и характер. Об одних людях
говорят, что у них сильный характер, про других – что у них слабый характер. Характер
одного человека называют вредным, а другого – покладистым. Палитра красок
человеческих характеров не имеет границ. Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые,умные и недалёкие, весёлые и угрюмые, прямые и скрытные. Получается, что характер
человека – это чтото самое главное в нём. И, именно, характер определяет все его
действия.
Давайте попробуем определить характеры различных людей, у которых наиболее
очевидной является одна из следующих черт. (Педагог с помощью воспитанника раздаёт
конверты, в которых лежат листочки с текстом)
Обманывает по поводу и без повода (лживый).
Легко прощает обиды (доверчивый, незлобивый, добрый, снисходительный)
С охотой трудится (трудолюбивый, целеустремлённый).
Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится (самоуверенный,
самолюбивый).
Подал ручку, да подставил ножку (подлый, беспринципный, циничный).
Прям как дуга (откровенный, категоричный, авторитарный).
С ним и молоко скиснет (ленивый, медлительный, безынициативный).
Силён, да воли нет (неорганизованный, ленивый, беспринципный).
Человек в футляре (консервативный, необщительный).
Зимой снега не выпросишь (жадный).
Семь пятниц на наделе (беспринципный, непредсказуемый, неорганизованный,
непостоянный).
Мы с вами понимаем, что нет людей идеальных. Об этом хорошо сказал А. М. Горький:
«Нет людей чисто беленьких или чисто чёрненьких – люди все пёстрые». И, если характер
в целом хорош, то не беда, если в нём оказываются и некоторые недостатки.
5. Домашнее задание «Лестница моей жизни».
Педагог:
Дома вам было предложено составить лестницу самых значимых событий в вашей жизни,
начиная с того момента, как вы стали себя осознавать. Затем определить важные события в
недалёком будущем. Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Воспитанники зачитывают
и объясняют, какие черты характера им будут необходимы для достижения поставленной
цели).
6. Игра «Что нас объединяет?»
Педагог:Каждый человек индивидуален. Но что же тогда нас сплачивает в целый коллектив?
(Ответы воспитанников: общие интересы, деятельность, взгляды на жизнь). Давайте
попробуем выяснить, что же у нас общего.
Игра «Что нас объединяет?»
Воспитанники разбиваются на пары и в течение 5 минут обсуждают и записывают то, что их
объединяет. Затем каждая пара озвучивает свой список.
Педагог:
Не смотря на то, что все мы очень разные, у нас много общего. Это и помогает нам дружно
жить и творчески работать.
II. Информационный блок.
Педагог:
Каждый из нас, ребята, строитель собственной личности. Любой человек способен на
многое, если вовремя сумеет заглянуть в себя и увидеть то малое, которое может
перерасти в нечто большее и значительное.
Многие люди довольствуются малым, не прилагая особых усилий, и всю жизнь обвиняют
окружающих в том, что многое у них в судьбе не сложилось. Другие же прилагают
титанические усилия и воистину становятся успешными и состоявшимися людьми.
Как же стать человеком, способным в полной мере реализовать свой потенциал? Нужно
прислушиваться к тем советам, которые предлагают нам люди, состоявшиеся в этой жизни.
С вашего разрешения я озвучу советы известного артиста и режиссёра Чарли Чаплина.
Советы Чарли Чаплина.
1. Не бойтесь принимать решение и доводить его до конца.
2. Сохраняйте работоспособность, заряд творчества и разумного риска.
3. Ищите в себе положительное и демонстрируйте его.
4. Не будьте самонадеянны и не бойтесь задавать вопросы.
5. Ищите в себе интерес к различным делам и пробуйте себя в них.
6. Не упускайте мгновения удачи.
7. Не предъявляйте к себе невыполнимых требований, но при этом стремитесь к
покорению новых высот.
8. Прислушивайтесь к себе и изучайте себя. Это даст вам силы к движению вперёд.
9. Чётко определяйте свои достоинства и недостатки. Это способствует успеху.10. Научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать уроки из
каждого прожитого дня.
11. Любите людей, и они ответят вам тем же.
(После зачитывания советов педагог раздаёт их в печатном виде воспитанникам).
Педагог:
Мне бы хотелось, чтобы эти советы вы почаще перечитывали и претворяли их в жизнь. И я
уверена, вы сможете стать успешными людьми.
III. Подведение итогов занятия.
Педагог:
Наше занятие подходит к концу. Давайте с вами проанализируем, что же нового мы
сегодня узнали. (Ответы воспитанников).
Я рада, что это занятие оставило след в вашей душе, помогло узнать себя и своих друзей.
Ещё раз хочу подчеркнуть: самопознание и самосовершенствование очень важны для
человека, который хочет определить свои потенциальные возможности и способности,
развить их, формируя в себе положительные качества личности. У вас есть стремление к
самопознанию и способности к саморазвитию. Мы будем и дальше работать в этом
направлении, и я верю, что вы сможете стать самодостаточными и успешными людьми.