занятие "Мой характер"

  • Мероприятия
  • docx
  • 30.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Занятие "Мой характер". Цель: развивать мотивацию воспитанников к познанию себя и самосовершенствованию. Форма занятия-беседа с элементами игры. Формы работы: индивидуальная, коллективная, по группам. На занятии воспитанники познакомятся с видами характера, можно ли его менять и как достичь успеха с помощью характера.
Иконка файла материала мой характер.docx
КГБУ «БиЦПДОБПР» Конспект воспитательского часа на тему «Мой характер» Воспи татель: Колесникова В.С.Цель: развивать мотивацию воспитанников к познанию и самосовершенствованию. Задачи: ­ раскрыть сущность человеческого характера, его черт; ­ расширить представления воспитанников о самопознании, саморазвитии ­ развивать мышление, речь, расширять кругозор; ­ формировать у воспитанников общечеловеческие ценности; ­ побуждать к анализу своих поступков, мыслей, чувств, следуя нравственным правилам  жизни. Форма занятия: беседа с элементами практической работы. Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа по подгруппам (в парах). Методы работы: вовлечение в деятельность, сотрудничество, открытый диалог. Приёмы работы: беседа, диалог, игра, работа с текстом. Ход занятия Педагог: Здравствуйте, ребята. Тема нашего сегодняшнего занятия «Мой характер». Вы считаете,  себя взрослыми и вполне самостоятельными и начинаете задумываться о том, кто я такой,  какой я. Этот процесс называется «самопознание». Умение анализировать свои поступки и свои качества присущи каждому человеку. На этом занятии мы и попытаемся сделать такой анализ. I блок. Саморазвитие и самооценка. Задание 1. Игра «Алфавит». Педагог: Я хочу предложить вам игру, которая называется «Алфавит». На листе ватмана написан  русский алфавит. Каждой букве алфавита соответствуют определённые человеческие  качества, которые мы с вами выявили на прошлом занятии. Ваша задача – выбрать те из  них, которые присущи лично вам. Постарайтесь оценить себя объективно. Игра «Алфавит» А – артистичный, активный, аккуратный, авторитарный.Б – беззащитный, безынициативный, беспринципный, бойкий, боязливый, бескорыстный,  беспомощный, безответственный. В – вдумчивый, волевой, воспитанный, верный, вежливый, весёлый, вредный. Г – гордый, гостеприимный, грустный. Д – добрый, дипломатичный, доверчивый, доброжелательный, добродушный, деловой. Ж – жизнерадостный, жизнестойкий, жадный. З – замкнутый, злой, здоровый. И – инициативный, идейный, исполнительный, ироничный. К – культурный, категоричный, консервативный. Л – любопытный, лаконичный, лживый, ленивый, любвеобильный. М – мужественный, мобильный, медлительный, мстительный. Н – непосредственный, непредсказуемый, непрактичный, наивный, неторопливый,  неорганизованный, наглый, нежный. О – отзывчивый, оптимистичный, осторожный, опрятный, образованный, ответственный. П – порядочный, противоречивый, пытливый, практичный. Р – ранимый, рассудительный, радостный, ревнивый, решительный, романтичный. С – счастливый, смелый, свободный, справедливый, самоуверенный, самолюбивый,  сосредоточенный, снисходительный. Т – трудолюбивый, творческий, терпеливый, тактичный У – увлечённый, уверенный, упрямый, умный. Ц – целеустремлённый, циничный. Ч – честный, чувствительный, честолюбивый. Щ – щедрый. Э – эгоистичный, эмоциональный. Затем воспитанники зачитывают свои характеристики и подсчитывают, каких больше (­)  или (+). Педагог:Мы попытались с вами проанализировать ваши качества. А для чего человеку необходимо  знать о наличии тех или иных своих качеств? (Для познания себя и других и, в конечном  счете, для самовоспитания и умения правильно строить отношения с другими людьми). Я хочу проиллюстрировать ваши ответы замечательными строками Ольги Фокиной: Зорко следите за юными всходами Зла и добра, восхищенья и зависти. Будьте красивыми, сильными, добрыми, Зависть и зло вырывайте без жалости. Задание 2. Игра «Аукцион». А теперь я предлагаю вам разделиться на 2 группы. Одна будет продавцами, другая –  покупателями. Продавцы будут предлагать на аукцион те качества, которые их не  устраивают по той или иной причине. А покупатели будут решать, нужны им эти качества  или нет. Затем мы с вами поменяемся местами. Игра «Аукцион». Например: «Я предлагаю на аукцион свою неорганизованность, так как она мешает мне  хорошо учиться, всюду успевать». 3. Домашнее задание. Педагог: Эпиграфом к нашему сегодняшнему занятию послужили слова русской пословицы «Всяк  молодец на свой образец». Как вы понимаете эту пословицу? А что такое характер?  (Ответы воспитанников). Перед занятием я просила вас найти толкование этого слова.  Прошу вас теперь его зачитать. (Воспитанники зачитывают определения слова «характер»,  найденные в разных источниках). Педагог: Из прочитанных вами определений, найденных в разных источниках, следует сделать  вывод: характер – отличительная особенность человека, которая проявляется в  определённых жизненных ситуациях. Задание 4. «Определи характер» Педагог: Говорят, что поступками человека управляет ум, воля и характер. Об одних людях  говорят, что у них сильный характер, про других – что у них слабый характер. Характер  одного человека называют вредным, а другого – покладистым. Палитра красок  человеческих характеров не имеет границ. Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые,умные и недалёкие, весёлые и угрюмые, прямые и скрытные. Получается, что характер  человека – это что­то самое главное в нём. И, именно, характер определяет все его  действия. Давайте попробуем определить характеры различных людей, у которых наиболее  очевидной является одна из следующих черт. (Педагог с помощью воспитанника раздаёт  конверты, в которых лежат листочки с текстом) ­ Обманывает по поводу и без повода (лживый). ­ Легко прощает обиды (доверчивый, незлобивый, добрый, снисходительный) ­ С охотой трудится (трудолюбивый, целеустремлённый). ­ Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится (самоуверенный,  самолюбивый). ­ Подал ручку, да подставил ножку (подлый, беспринципный, циничный). ­ Прям как дуга (откровенный, категоричный, авторитарный). ­ С ним и молоко скиснет (ленивый, медлительный, безынициативный). ­ Силён, да воли нет (неорганизованный, ленивый, беспринципный). ­ Человек в футляре (консервативный, необщительный). ­ Зимой снега не выпросишь (жадный). ­ Семь пятниц на наделе (беспринципный, непредсказуемый, неорганизованный,  непостоянный). Мы с вами понимаем, что нет людей идеальных. Об этом хорошо сказал А. М. Горький:  «Нет людей чисто беленьких или чисто чёрненьких – люди все пёстрые». И, если характер  в целом хорош, то не беда, если в нём оказываются и некоторые недостатки. 5. Домашнее задание «Лестница моей жизни». Педагог: Дома вам было предложено составить лестницу самых значимых событий в вашей жизни,  начиная с того момента, как вы стали себя осознавать. Затем определить важные события в недалёком будущем. Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Воспитанники зачитывают и объясняют, какие черты характера им будут необходимы для достижения поставленной  цели). 6. Игра «Что нас объединяет?» Педагог:Каждый человек индивидуален. Но что же тогда нас сплачивает в целый коллектив?  (Ответы воспитанников: общие интересы, деятельность, взгляды на жизнь). Давайте  попробуем выяснить, что же у нас общего. Игра «Что нас объединяет?» Воспитанники разбиваются на пары и в течение 5 минут обсуждают и записывают то, что их объединяет. Затем каждая пара озвучивает свой список. Педагог: Не смотря на то, что все мы очень разные, у нас много общего. Это и помогает нам дружно  жить и творчески работать. II. Информационный блок. Педагог: Каждый из нас, ребята, ­ строитель собственной личности. Любой человек способен на  многое, если вовремя сумеет заглянуть в себя и увидеть то малое, которое может  перерасти в нечто большее и значительное. Многие люди довольствуются малым, не прилагая особых усилий, и всю жизнь обвиняют  окружающих в том, что многое у них в судьбе не сложилось. Другие же прилагают  титанические усилия и воистину становятся успешными и состоявшимися людьми. Как же стать человеком, способным в полной мере реализовать свой потенциал? Нужно  прислушиваться к тем советам, которые предлагают нам люди, состоявшиеся в этой жизни. С вашего разрешения я озвучу советы известного артиста и режиссёра Чарли Чаплина. Советы Чарли Чаплина. 1. Не бойтесь принимать решение и доводить его до конца. 2. Сохраняйте работоспособность, заряд творчества и разумного риска. 3. Ищите в себе положительное и демонстрируйте его. 4. Не будьте самонадеянны и не бойтесь задавать вопросы. 5. Ищите в себе интерес к различным делам и пробуйте себя в них. 6. Не упускайте мгновения удачи. 7. Не предъявляйте к себе невыполнимых требований, но при этом стремитесь к  покорению новых высот. 8. Прислушивайтесь к себе и изучайте себя. Это даст вам силы к движению вперёд. 9. Чётко определяйте свои достоинства и недостатки. Это способствует успеху.10. Научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать уроки из  каждого прожитого дня. 11. Любите людей, и они ответят вам тем же. (После зачитывания советов педагог раздаёт их в печатном виде воспитанникам). Педагог: Мне бы хотелось, чтобы эти советы вы почаще перечитывали и претворяли их в жизнь. И я  уверена, вы сможете стать успешными людьми. III. Подведение итогов занятия. Педагог: Наше занятие подходит к концу. Давайте с вами проанализируем, что же нового мы  сегодня узнали. (Ответы воспитанников). Я рада, что это занятие оставило след в вашей душе, помогло узнать себя и своих друзей. Ещё раз хочу подчеркнуть: самопознание и самосовершенствование очень важны для  человека, который хочет определить свои потенциальные возможности и способности,  развить их, формируя в себе положительные качества личности. У вас есть стремление к  самопознанию и способности к саморазвитию. Мы будем и дальше работать в этом  направлении, и я верю, что вы сможете стать самодостаточными и успешными людьми.