14 декабря День Наума Грамотника.
Цель: ознакомление детей с историей возникновения праздника.
Задачи:
способствовать умению применять знания по математике, русскому
языку в игровой предметной среде;
развивать память, логическое мышление, внимание, сообразительность;
воспитывать чувство товарищества; формировать дружный коллектив.
Подготовительный этап.
Ход мероприятия:
В зале сидят участники игры, которых заранее следует разделить на команды.
Слайд 1.Ведущий:
Здравствуйте дорогие ребята и гости. Сегодня мы совершим необычное
путешествие в старину. Музыка. Теперь на секунду закройте глаза, по счету
«три» откроете и окажетесь в прошлом.
Слайд 2.Сценка.
1 м. Куда мы попали?
2 м. Куда хотели, туда и попали – в древнерусскую школу. Вот смотри: стол,
лавка, книги. А вон в углу розги!
1 м. Ой, мама!
2м. О, вон пацан идет. Хелло, чувак!
Ваня : Ванюша я.
1м. Саня.
Ваня : чужеземцы! И одежда чужая , и речь непонятная!
2 м. сам ты, блин, чужеземец. Мы наши, славяне, короче.
Ваня: А почему одежда не подобна? И речь непонятна?
1м. Мы из далека приехали. Хотим посмотреть, чему вас в школе учат.
Ваня: А чему? Грамоте да счету. Я азбуку всю знаю, да еще и складывать да
вычитать.
2 м. А можно к вам на урок пойти?
Ваня : Если отец дьяк позволит.
Звук 1.Дьякон. А вы чьи будите? В ученье книжное явились? А рядиться мне
с кем?
1 м. А зачем рядится?
2 м. договариваться значит.
Звук 2. Дьякон. Что, дерзить мне? Супротив учителя молвить?
1 м. Простите меня!
Звук 3. Дьякон. Тото же, чадо! (подает книгу.) Склады разумеешь? Читай! 2 м. Тяжело в учении – легко в бою.
Звук 4. Дьякон. Как ты скоро читаешь, собачий сын! Изыди вон! (Хватает за
ухо, вытаскивает изза стола.)
1м. Кошмар! Вот это учитель! Чуть что – драться!
2 м. А мы еще на своих учителей обижаемся! Дисциплину нарушаем!
1м. А может, нам вместо «двойки» – розгу?!
2м. Ой, не надо! Лучше в нашей школе учиться! Без розг и без дьякона!
Вед. Ребята, вы догадались , где мы? ( Спросить Авдееву, Черевко, Кима.)
Слайд 4.Сейчас мы с вами в старорусской школе. Внимательно рассмотрим
убранство классной комнаты (Слайд 5). Занятия в этой школе начинались в
семь часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Ученики были
одеты в длинные, до пят, рубахи. На ногах – лапти, сплетенные из лыка –
внутренней части коры липы. На голове – островерхие шапки. Все снимали
шапки и занимали каждый свое место за общим столом.
Слайд 6.
Волкотруб Яна: В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз и Буки,
В как Веди, Г – Глаголь,
И учитель для «науки»
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была.
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла.
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»,
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке На распев читал им книжки
На славянском языке.
Так, из летописей старых
Знали дети москвичей.
О литовцах, о татарах
И о Родине своей. (Н. Кончаловская)
Вед: Во времена старины глубокой в школе была очень строгая дисциплина.
За непослушание ставили на колени на горох. Дети боялись плохо себя вести.
Но для того, чтобы учение давалось легко им помогал Святой Наум.
Слайд 7. Совед.Историческая справка:
Святой пророк Наум – это один из двенадцати малых пророков. По преданию,
он умер на 45ом году жизни. В русских книгах XVII века есть упоминания о
молитвах святому Науму, который должен помочь постигать науки и, прежде
всего, научить читать и писать.
(Спросить Кабанчук : Как зовут человека, который все знает? Грамотный.
Грамотный Грамотник). Молодец. Сегодня мы познакомимся с Наумом
Грамотником – покровителем всех учащихся.
Слайд 8.
Павлов.
В декабрьский день, когда у порога
Бушуют опять холода.
Мы отпразднуем день Наума –
Праздник Грамоты, знаний, труда.
Вед. Разрешите поздравить вас С днем Наума Грамотника! А что это за день?
Какую роль он играл в образовании народа? Как люди встречали этот день?
Совед. 14 декабря – день Наума Грамотника, который был покровителем
ребятучеников. Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник
посвящения в ученики. Обучение на Руси начиналось осенью – в день Кузьмы
и Демьяна (14 ноября), поэтому ко дню Наума Грамотника ученики уже могли
показать свои успехи. Отцы приглашали учителя в свой дом. Он приносил с
собой букварь и плётку. Вначале ученик получал три символических удара
плёткой, а затем показывал родителям свои успехи. Учителя после его
трудов угощали, дарили ему подарки. Иногда по древнему обряду это был
горшок, густо усыпанный деньгами.
Слайд 9.Вед: Ребята, а когда мы начинаем учебный год?( ответы детей 1
сентября).А как он называется (День знаний)
Совед.: Давайте и мы отметим этот праздник и покажем свои знания. Во
время игры участники, правильно выполнившие задания, получают сушку.
Сушки собирайте в лукошко. При подведении итогов все сушки соберете на одну низку. Если низка окажется полная, то команда получит почетное
звание – «Грамотеи».
Слайд 10. Вед. Но перед началом испытаний давайте прочтем молитву
Святому Науму «Батюшка Наум наведи на ум» .
Слайд 11.Испытание 1. «Чтецы»
Ведущий: А сейчас мы проверим, как вы научились читать. Кто хочет
показать свое умение? Приглашаются по 1 представителю от каждой
команды.
Участники каждой команды выбирают карточку, на которой записан
литературный отрывок.( Отрывок из поэмы Руслан и Людмила . «У
Лукоморья…», « Сказка о царе Салтане….»). Участник читает отрывок
вслух, затем называет произведение и автора. Оценивается качество чтения и
правильность ответа. По итогам конкурса раздаются сушки.
Слайд 12. Вед: Обучение в старорусской школе проходило на
старославянском языке. Чтобы научиться читать и писать, надо было выучить
КИРИЛЛИЦУ. (Видео) Слайд 13.
Слайд 14.Испытание 2. «Знатоки азбуки»
Ведущий: Каждый класс получит образцы древнерусских букв и сравнивает
их с современным алфавитом. Надо определить, каких русских букв не было
в древнерусской азбуке – кириллице. Ответ вы запишите большими буквами
на отдельных листах, каждая буква – отдельный лист. За правильные ответы
получите сушки. Для этого конкурса надо выдать образцы кириллицы и
современного алфавита.
Пока команды работают, провести со зрителями конкурс скороговорок. За
каждую правильно сказанную скороговорку выдать сушку.
Слайд 15.Испытание 3. «Собери пословицу»
Ведущий: Следующие испытание потребует от вас знание пословиц. Вы
получите три конверта. В каждом пословица, но она разрезанная на
отдельные слова. Восстановите пословицу, расставив слова в нужном
порядке. Наклеите их на бумагу (каждую на отдельный лист), а когда все
задания выполните, капитан пусть поднимет руку.
Предлагаю следующие пословицы:
Повторять, да учить – ум точить.
Тяжело в учении , легко в бою.
Труд человека кормит, а лень портит.
Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.
Ученье свет, а неученье тьма . Кто много читает , тот много знает.
Грамоте учиться – всегда пригодиться.
Век живи, век учись.
С книгой жить, век не тужить.
Совед.: Богато народное творчество на пословицы. А смысл этих пословиц
ребята смогут объяснить?
Слайд 16. Испытание 4. «Писари»
Ведущий: Урок чтения окончен. Приступаем к уроку письма. В старорусской
школе писали на специальных дощечках, покрытых воском. Правильнее
сказать не писали, а выцарапывали буквы и слова деревянной палочкой.
Сегодня вы узнаете, легко ли было писать, и напишите всего одно слово.
«УЧЁБА».
Командам раздаются дощечки (картонки), покрытые воском (пластилином) и
деревянные палочки.
Игра со зрителями « Кто чем занимается?»
Совед: Я буду бросать каждому гостю мяч и называть профессию, а вы, у
кого окажется мяч в руках кидаете мне и говорите, что делает человек
названной профессии.
Например: Строитель – строит;
Повар – варит, готовит; Художник – рисует; Врач – лечит; Парикмахер –
стрижет; Учитель – учит; Маляр – красит; Клоун – смешит, веселит; Швея –
шьет; Продавец – продает; Пожарник – тушит пожары. ( Гостям дать по
сушке).
Слайд 17. Испытание 5. «Зарядка для ума»
Вед: Шуточные загадки. Отвечающий поднимет руку.
1. Слезинка с неба (капля).
2. Подружка лягушки (жаба).
3. По ней чертят в школе (линейка).
4. Без него все люди ходили бы в мятой одежде (утюг).
5. Чем мы держим разные предметы (пальцами).
6. Он похож на зайца (кролик).
7. Мама твоей мамы (бабушка).
8. Ночное светило (луна).
9. Враг мышей (кот).
10.Зловредная сказочная бабушка (Баба – Яга).
Слайд 18. Испытание 6. «Переведи с русского на русский» Ведущий: В сказках встречается много старинных русских слов. Переведите
эти слова на современный русский язык. Каждый класс выбирает по три
карточки со словами. На обдумывание 1 минута.
Устаревшие слова: брег – берег, чреда – очередь, гридница комната,
витязи – воины, очи – глаза, чело – лоб.
Слайд 19. Совед.: Все вы знаете и все умеете. А расскажите мне,
пожалуйста, чем ваш класс может меня удивить. Что в нём особенного?
Ученик:
Кабанчук.
Мы играем и поем,
Очень весело живем.
Любим мы учиться,
Можем и лениться.
Шестиклассники смелые,
Дружные, умелые.
Мы сможем все,
Нам дайте срок,
Любой мы выучим урок.
Учителя не подведем.
К победе только мы идем!
Слайд 20. Испытание 7. «Заключительное»
Вед: Пришла пора подводить итоги. Пора подсчитывать сушки. Соберите все
полученные вами сушки на одну веревочку, не забудьте пересчитать их, пусть
капитан оденет, полученную низку.
Совед: Ребята хорошо сегодня потрудились. Молодцы. Хорошие знания
учеников – лучший подарок учителю.
Вед: Сделал дело – гуляй смело. До новых встреч.
Занятие "Наум Грамотник".
Занятие "Наум Грамотник".
Занятие "Наум Грамотник".
Занятие "Наум Грамотник".
Занятие "Наум Грамотник".
Занятие "Наум Грамотник".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.