Предлагаемые методические материалы предназначены для организации и проведения мероприятий в рамках внеурочной деятельности для педагогов дополнительного образования, организаторов внеклассной и внешкольной работы в общеобразовательной организации. Могут быть использования для организации и проведения экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций и других формах работы.
ОТКРЫТКА ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Он живой и светится!
В. Драгунский. Денискины рассказы
В экологическом воспитании, которому отведена теперь ведущая роль в
существенное значение имеет
дополнительном образовании детей,
непосредственное общение детей с живой природой. Аппликации зверьков из
листьев и крылаток дают возможность изучать растения родного края, а
необходимость воссоздания художественного образа животного побуждает
ребенка заострить внимание на его главных особенностях.
Целью поделокоткрыток является не экспонирование на выставке (хотя
не исключено и это – при объединении отдельных сюжетов в панно). Открытка –
это традиционная форма поздравления с именинами или с праздником своих
родных и друзей. А рукотворная открытка – еще и сувенир, подарок. Ее
сюжетом могут быть животные гороскопа (в случае именин), цветочные
композиции, сценки из жизни животных лесной, степной или речной экосистемы
(предлагается около 30 сюжетов).
Написанные ребенком рядом с аппликацией теплые искренние слова
поздравления, несомненно, вызовут отклик в семье. А практическое применение
своего произведения послужат мотивацией при кропотливой работе над ним.
Традиционный формат двойной открытки, – компактный и довольно
жесткий, – позволит лучше сохранить аппликацию и требует минимального
места при хранении.
Фонподкладка из цветной бумаги сделает открытку гораздо наряднее, а
небольшие размеры сэкономят бумагу.
Простые природные материалы – стручки акации, веточки туи, крылатки
ясеня и клена – доступны круглый год.
Экспресстехнология крепления элементов на бумагу с помощью
пластилиновых шариков, а не клея, удобна для начальных классов и до
школьников как первый этап обучения. (Кроме того, на первых порах и хрупкие
сушеные листья можно заменить цветными бумажными.)
Очень важно таинство «оживления» зверька – прилепить улыбающийся
ротик, сделать глазки живыми с помощью смещения зрачка. «Очеловечить»
зверька – верный путь к сердцам детей. (В хохломской росписи этот прием
называют «разживкой».)
Наконец, самое существенное: такие поделки – это, прежде всего, игра.Дети вертят на столе крылатки и листья, стараясь сложить из них то, что
складывается само собой. Нередко, глядя на образец в виде лошадки, они
создают фигурку ослика или верблюда, даже динозавра! Оказалось, совсем
необязательно уметь рисовать!
Что может быть занятнее?!
Все это делает предлагаемый метод простым, удобным и эффективным в
экологическом воспитании, а также послужит формированию художественного
вкуса у младших школьников.
Цель занятия: экологическое воспитание.
Задачи:
– близкое знакомство детей с окружающими нас растениями (травами,
деревьями и кустарниками парка) при использовании их в аппликации;
– развитие художественного вкуса;
– развитие образного мышления;
– обучение аналитическому подходу к изображаемому животному,
требующему выявления главных, определяющих его внешний вид особенностей и
зависимости их от среды обитания.
Необходимые материалы.
Наименование
Голубой или синий фон из цветной бумаги
№
п/п
1 Белая бумага для открытки
2
3 Клей ПВА
4 Тополиный или березовый засушенный лист
5 Кленовые крылатки
6 Ягоды бузины
7
8
9 Красный пластилин для ротика лягушки
Засушенные колоски житняка, щетинника
Засушенный лист сирени
Колво
(шт.)
1
1
1
1
2
2
3
1
Примечания
1/2 листа А4
1/4 листа А4
На 2–3 человека
–
Или конфетти
–
–
Или красная бумага
Тема занятия: «Лягушка».
Х о д з а н я т и я1. Определяем главные особенности внешнего вида лягушки: выпуклые глаза,
выступающие над водой, и острые коленки.
2. Определяем подходящие для изделия природные материалы – тополиный
зеленый лист каплеобразной формы для самой лягушки и кленовые крылатки
для ее лапок. Глаза – из ягод бузины или конфетти. Усаживаем животное на лист
кувшинки (половинка листа сирени).
3. На голубом фоне открытки помечаем штрихами местоположение
композиции и приклеиваем детали.
4. Имитируем тростник колосками щетинника или житняка.
5. На белой левой стороне (внутренней створке обложки) пишем
поздравительный текст – задушевные слова для мамы или подружки, на лицевой
стороне открытки надпись фломастером «Поздравляю».
Общий вид открытки
Наружная сторона
ПОЗДРАВЛЯЮ!
Внутренняя сторона
Поздравительный текст,
написанный ребенком
Аппликация животного
на цветном фоне