В настоящее время шахматы все активнее включают в дополнительное образование школы. Но характерным является тот факт, что этот потенциал используется недостаточно. В большинстве случаев, упор делается на раннее шахматное мастерство, упуская из вида воспитательный, креативный потенциал шахматной игры. Познакомить с шахматной фигурой – конь, с правилами хода коня, правилами взятия. Способствовать формированию логического мышления, умения обдумывать свои действия.
Тема: Шахматная фигура конь.
Цели: 1. Познакомить с шахматной фигурой – конь, с правилами хода коня,
правилами взятия.
2. Способствовать формированию логического мышления, умения
обдумывать свои действия.
Оборудование: Экран, проектор, шахматы, таблицы, карточки.
Ход урока.
Актуализация знаний.
I.
Вся в квадратах белых, черных.
Сколько здесь фигур резных:
Пешка, Слон, Король, Ладья –
Закружилась голова!
О какой игре идет речь в стихотворении? (шахматы)
Давайте вспомним, откуда произошло название этой игры?
(От сочетания персидского «шах» (король) и арабского «мат» (умер).
Дословный перевод звучит как «смерть королю противника»)
В какой стране возникла эта игра? (В Индии, в пятом веке)
Отгадывание кроссворда.
Маленькая, удаленькая, все
Поля прошла и фигуру нашла. (Пешка)
Расскажите, что вы знаете о пешке?
Гладкий люблю я, расчищенный путь;
На шаг в любую сторону
Могу я шагнуть! (Король)
(Рассказ детей о короле)
Не живет в зверинце,
Не берёт гостинцы,
По косой он ходит,
Хоботом не водит. (Слон)
(Рассказ детей о слоне)
Стою на самом краю,
Путь откроют – пойду,Только прямо хожу,
Как зовут, не скажу. (Ладья)
(Рассказ детей о ладье)
Какое слово получилось в выделенных клетках? (Конь)
II.
Знакомство с новым материалом.
С какой шахматной фигурой будем знакомиться на занятии?
Найдите эту фигуру.
Как вы думайте, где стоит конь на шахматной доске в начальной позиции?
Конь самая интересная фигура на шахматной доске. Как вы думайте,
почему?
(Ход напоминает букву «Г» Ходит на три поля: раз, два – прямо, три в
сторону)
Конь считается легкой фигурой или тяжелой?
(Конь считается лёгкой фигурой. Ценность коня – 3 пешки.)
Конь начинает ход с черного поля, а заканчивает на каком? (белом)
Чем отличается конь от других фигур? (Перепрыгивает через свои и
неприятельские фигуры)
Если поле, на которое приготовился пойти конь, занято неприятельской
фигурой, он её может взять.
III. Физкультминутка
Раз, два! Голова тудасюда!
Три, четыре! Руки шире!
Пять, шесть! Надо всем присесть!
Семь, восемь! Боксом всех владеть попросим.
Девять! Противника победим
И награды раздадим!
IV. Решение дидактических задач и заданий.
Поставьте коня в центр доски. Скажите, сколько ходов может сделать конь?
(8 ходов)
Поставьте коня в угловое поле. Сколько ходов может сделать конь? (2 хода)
Дидактическая игра «Один в поле воин»
Белый конь должен побить все черные фигуры, уничтожая каждым ходом по
фигуре.
Дидактическая игра «Кратчайший путь» Как белому коню быстрее всего добраться до ракеты? Посчитайте, сколько
ходов вы сделали?
V. Закрепление знаний.
Игра «Да – нет»
Может ли конь попасть на белое поле? (да)
Ходит ли конь по диагоналям? (нет)
Может ли конь пойти с белого поля на черное? (да)
Может ли конь пойти с черного поля на черное? (нет)
Может ли конь перепрыгнуть ладью? (да)
Может ли черный конь побить черного ферзя? (нет)
Сколько различных ходов может сделать конь из центрального поля? (8)
Сколько различных ходов может сделать конь из углового поля? (2)
VI. Итог урока.
О какой фигуре идет речь:
Преодолею любые преграды,
Скакать по полям всегда они рады.
VII. Домашнее задание.
Посчитать сколько ходов сделает конь с поля а1,на поле h8.