Занятие по шахматам "Шахматная фигура - конь."

  • Работа в классе
  • docx
  • 14.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время шахматы все активнее включают в дополнительное образование школы. Но характерным является тот факт, что этот потенциал используется недостаточно. В большинстве случаев, упор делается на раннее шахматное мастерство, упуская из вида воспитательный, креативный потенциал шахматной игры. Познакомить с шахматной фигурой – конь, с правилами хода коня, правилами взятия. Способствовать формированию логического мышления, умения обдумывать свои действия.
Иконка файла материала шахматная фигура конь.docx
Тема:  Шахматная фигура ­ конь. Цели:  1. Познакомить с шахматной фигурой – конь, с правилами хода коня,                  правилами взятия.      2.   Способствовать формированию логического мышления,  умения   обдумывать свои  действия.   Оборудование: Экран,  проектор, шахматы, таблицы, карточки. Ход урока. Актуализация знаний. I.    Вся в квадратах белых, черных. Сколько здесь фигур резных: Пешка, Слон, Король, Ладья – Закружилась голова! ­ О какой игре идет речь в стихотворении? (шахматы)  ­  Давайте вспомним, откуда произошло название этой игры? (От сочетания персидского «шах» (король) и арабского «мат» (умер).  Дословный перевод звучит как «смерть королю противника») ­ В какой стране возникла эта игра? (В Индии, в пятом веке)       Отгадывание кроссворда.     Маленькая, удаленькая, все      Поля прошла и фигуру нашла. (Пешка) ­ Расскажите, что вы знаете о пешке?      Гладкий люблю я, расчищенный путь;      На шаг в любую сторону      Могу я шагнуть!   (Король) (Рассказ детей о короле)      Не живет в зверинце,      Не берёт гостинцы,      По косой он ходит,      Хоботом не водит.   (Слон) (Рассказ детей о слоне)      Стою на самом краю,      Путь откроют – пойду,Только прямо хожу,       Как зовут, не скажу.  (Ладья) (Рассказ детей о ладье) ­ Какое слово получилось в выделенных клетках? (Конь) II. Знакомство с новым материалом. ­  С какой шахматной фигурой будем знакомиться на занятии? ­  Найдите эту фигуру. ­ Как вы думайте, где стоит конь на шахматной доске в начальной позиции?     ­   Конь   самая   интересная   фигура   на   шахматной   доске.   Как   вы   думайте, почему? (Ход напоминает букву «Г» Ходит на три поля: раз, два – прямо, три ­ в сторону)     ­ Конь считается легкой фигурой или тяжелой? (Конь считается лёгкой фигурой. Ценность коня – 3 пешки.) ­ Конь начинает ход с черного поля, а заканчивает на каком? (белом) ­   Чем   отличается   конь   от   других   фигур?   (Перепрыгивает   через   свои   и неприятельские фигуры) ­Если   поле,   на   которое   приготовился   пойти   конь,   занято   неприятельской фигурой, он её может взять.       III.  Физкультминутка Раз, два! Голова туда­сюда! Три, четыре! Руки шире! Пять, шесть! Надо всем присесть! Семь, восемь! Боксом всех владеть попросим. Девять! Противника победим И награды раздадим! IV. Решение дидактических задач и заданий.  ­ Поставьте коня в центр доски. Скажите, сколько ходов может сделать конь? (8 ходов)     ­ Поставьте коня в угловое поле. Сколько ходов может сделать конь? (2 хода) Дидактическая  игра «Один в поле воин» ­ Белый конь должен побить все черные фигуры, уничтожая каждым ходом по фигуре. Дидактическая  игра «Кратчайший путь»­ Как белому коню быстрее всего добраться до ракеты? Посчитайте, сколько ходов вы сделали? V.   Закрепление знаний.              Игра «Да – нет» ­ Может ли конь попасть на белое поле? (да) ­ Ходит ли конь по диагоналям? (нет) ­ Может ли конь пойти с белого поля на черное? (да) ­ Может ли конь пойти с черного поля на черное? (нет) ­ Может ли конь перепрыгнуть ладью? (да) ­ Может ли черный конь побить черного ферзя? (нет) ­ Сколько различных ходов может сделать конь из центрального поля? (8) ­ Сколько различных ходов может сделать конь из углового поля? (2) VI. Итог урока. ­ О какой фигуре идет речь:  Преодолею любые преграды, Скакать по полям всегда они рады. VII. Домашнее задание. ­Посчитать сколько ходов сделает конь с поля а1,на поле  h8.