Формировать основные понятия шахматной игры (шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие и т. д.).
Формировать знания о шахматной фигуре «Слон», ходах слона, взятии. Совершенствовать умение самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли.
Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
Шахматная фигура Слон.
Цель:
Формировать основные понятия шахматной игры (шахматная доска,
шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие и т. д.).
Формировать знания о шахматной фигуре «Слон», ходах слона, взятии.
Совершенствовать умение самостоятельно выполнять задания, кратко и точно
выражать мысли.
Задачи:
1. Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения
игровых заданий, а также умению применять полученные знания о шахматных
фигурах в процессе игры.
2. Формировать умение детей к самостоятельному решению логических
задач.
3. Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность,
воображение.
4. Способствовать активизации мыслительной деятельности детей.
5. Воспитывать целеустремленность, волю, организованность,
самостоятельность в принятии решений.
Оборудование и материалы:
Письмо к детям от шахматных слонов; мешочек с шахматными фигурами; 2
комплекта квадратов белого и черного цветов для составления шахматной
доски; доска или мольберт с нарисованной шахматной доской; фломастеры;
силуэты шахматных фигур; ИД (интерактивная доска) ; варианты заданий к
игре «Лабиринт»; индивидуальные задания на каждого ребенка; карандаши;
конверт с вариантами позиций для игры; шахматная доска и шахматные
фигуры.
Предварительная работа:
Чтение сказки «Чудесные фигуры», «Совсем этот слон на слона не похож»;
заучивание стихотворения «Слон» (И. Весела «Шахматный букварь») ; игра
«Что? Где? Когда? ; д/и «Цепочка», «Самая короткая дорожка», «Почтальонразносит письма», «Соберем урожай»; комплексный рисунок на шахматную
тематику
Ход занятия.
Организационный момент.
Сюрпризный момент.
Педагог показывает детям письмо, пришедшее из шахматной страны, и
предлагает узнать от кого оно, отгадывая загадку:
Я смел, силен, достаточно высок.
Предпочитаю, и ходить, и бить
Всегда посвоему: наискосок!
Какие бывают слоны?
(белопольные и чернопольные)
Педагог читает письмо, говорит, что шахматные слоны ждут детей в гости на
новую игру, но у них случилась беда, разлетелись все шахматные поля и они
просят помощи.
Как же мы поступим, ребята?
Педагог предлагает оправиться в путешествие в шахматную страну,
разделившись на две команды, чтобы быстрее справиться с трудностями.
Сейчас вы достанете их мешочка шахматную фигуру, какого цвета она
окажется, в той команде вы и будете: в команде черных или команде белых.
Основная часть занятия.
1. Игра – эстафета «Составь доску»
Вот разлетевшиеся шахматные доски.
Педагог дает каждой команде комплект квадратов из белого и черного
картона.
Педагог знакомит с заданием необходимо быстро и правильно выложить на
столе шахматную доску.Дети выкладывают на двух столах шахматные доски из белых и черных
квадратов.
Взаимопроверка команд.
2. Считалка «Вертикальные линии»
Педагог предлагает повторить считалку для уточнения названий
вертикальных линий.
Ребята, для того, чтобы расставить на доске шахматные фигуры, давайте
вспомним названия горизонтальных и вертикальных линий. И если
горизонтальные линии идут от 1 до 8, то вертикальные нам поможет записать
наша загадка:
Повторяли – а, бэ, цэ.
А потом спросили: «Где
Буква дэ и буква е?
Папа, дай нам карандаш,
Мы запишем – эф,жэ,аш.
Дети на доске подписывают горизонтальные линии шахматной доски.
Повторяют загадку, выделяя с педагогом нужные буквы, совместно
подписывают вертикальные линии.
3.Эстафета «Расставь шахматные фигуры»
Педагог раздает каждой команде несколько шахматных фигур, предлагает по
очереди расставить свои фигуры на доске, называя при этом каждое поле.
Дети по очереди расставляют свои фигуры на доске, называя при этом каждое
поле. Взаимоконтроль детей.
4. Игра «Да, нет »
Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру на смекалку, где вы должны
соглашаться и говорить «да» или не соглашаться и говорить «нет», отвечая на
мои вопросы.
Педагог поочередно задает вопросы каждой команде:
Согласны ли вы, что шахматное поле квадратное? Согласны ли вы, что шахматное поле больше шахматной доски?
Согласны ли вы, что до всех горизонталей и вертикалей одинаковое
количество полей?
Согласны ли вы, что в диагонали все поля одинакового цвета?.
Физминутка «Раз, два! Голова тудасюда! »
Раз, два! Голова тудасюда!
Три, четыре! Руки шире!
Пять, шесть! Надо всем присесть!
Семь, восемь! Боксом всех владеть попросим.
Девять! Противника победим
И награды раздадим!
5. Презентация «Шахматный слон »
Ребята, вы помогли нашим шахматным слонам. Поля собраны, можно
знакомиться с новой игрой. Но сначала предлагаю вспомнить о слонах всё, что
может нам понадобиться в игре.
Если слон на белом поле встал вначале (не забудь, он другой не хочет дом –
знает только белый путь.
А когда на поле черном слон стоит, вступая в бой, ходит, правилам
покорный, черной тропкой слон такой.
До конца игры слоны цвету одному верны.
Лишь одноцветные поля слона в походе привлекали. Он на чужого короля
нацелен по диагонали.
6. Игра «Лабиринт»
Педагог знакомит детей с игрой «Лабиринт», объясняет правила: Проберитесь
белым слоном на поле, намеченное звездочкой, не становясь на кружочки
(«заминированные поля») и не перепрыгивая через них. Нарисуйте путь
указкой или стилусом.
7. Игра «Один в поле воин»
Самостоятельная работа детей на индивидуальных листочках. Белый слон должен брать каждым ходом черную фигуру. Черные фигуры
считаются заколдованными, недвижимыми. Отметьте все ходы при помощи
карандаша.
Индивидуально работают на листочках, отмечая ходы карандашом.
Заключительная часть занятия.
Ребята, наше путешествие в Шахматную страну закончилось. Ваши команды
быстро справились с заданиями, помогли шахматным слонам. А какие новые
тайны шахматной доски вы сегодня узнали? Что вам было интересно?