Занятие по шахматам «В гостях у шахматной королевы».

  • Работа в классе
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 17.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познакомить детей с шахматной доской и шахматными фигурами. Занятия шахматами разносторонне развивают ребенка, его умственные и творческие способности, фантазию, укрепляют память, формируют и совершенствуют сильные черты личности, вырабатывают усидчивость, учат упорству, терпению. Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.
Иконка файла материала в гостях у шахматной королевы.doc
Тема занятия: «В гостях у шахматной королевы».  Цель занятия: Заинтересовать детей шахматной игрой.  Задачи занятия:  ­ познакомить детей с шахматной доской и шахматными фигурами; ­ развивать умственные способности и воображение детей; ­ формировать чувство  взаимопомощи. Оборудование занятия:   Демонстрационная доска, магнитные шахматы, настольные шахматы,  изображения  шахматных фигур, волшебный мешочек, доска для рисования. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы, целей занятия ­ Сегодня мы побываем в гостях у  Шахматной Королевы и познакомимся с   древней волшебной игрой. 3. Объяснение нового материала.  ­ Сегодня я познакомлю вас с игрой в шахматы. Вы что­нибудь слышали о ней? ­ Может, кто­нибудь уже знаком с шахматной игрой? Отлично, будете моими помощниками. ­ Что нам нужно, чтобы играть в шахматы?   ­ Шахматная игра ­ это война, сражение между армиями белых и черных фигур. Поле шахматных сражений – шахматная доска. Каждый командир перед сражением внимательно изучает все дороги и тропинки, возвышенности и овраги на поле сражения. И каждый начинающий    шахматист, прежде всего  должен твердо усвоить:  ЧТОБ ИГРАТЬ И ПОБЕЖДАТЬ, ДОСКУ НАДО ЗНАТЬ НА ПЯТЬ. Шахматные доски бывают ДЕМОСТРАЦИОННЫМИ, на ней я буду  показывать и настольные ­ они лежат перед вами.В шахматы  играют  двое, они садятся за шахматную доску лицом друг к  другу. Их называют соперниками. ­ Как вы думаете нужно положить доску перед играющими?  ДОСКУ ПРАВИЛЬНО КЛАДИ, НА УГЛЫ ВСЕГДА ГЛЯДИ, ЧТОБ У ПРАВОГО УГЛА  КЛЕТКА БЕЛАЯ БЫЛА! ­ Расположите шахматные доски перед собой правильно. ­ Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные темные и светлые клетки –  квадратики, которые  называются ПОЛЯМИ. Светлые клетки – это БЕЛЫЕ  ПОЛЯ. Темные клетки – это ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ.  ­ Покажите на своих настольных досках белое поле? Черное поле?  На шахматной доске белые и черные поля чередуются: белое – черное – белое – черное... В ПОЛЕ МНОГО ЕСТЬ ДОРОЖЕК, БУДЬ И СМЕЛ И ОСТОРОЖЕН. ВВЕРХ ПОЙДЕШЬ – ПО ВЕРТИКАЛЕ, ВПРАВО – ПО ГОРИЗОНТАЛИ, А С УГЛА НА УГОЛ ВДАЛЬ  НАС ВЕДЕТ ДИАГОНАЛЬ.   ­ Я начну заполнять первую горизонталь, а вас, ребята (справа), попрошу  помочь мне. ­ Теперь я начинаю заполнять вертикаль, а вы (слева) продолжите. Спасибо. Все верно. ­ Вам уже, наверно, хочется познакомиться с самими шахматными фигурами?  Начнём  знакомство. Я буду показывать вам шахматную фигуру, а вы будете находить их у  себя. ­ В шахматном войске, самый главный, как вы думайте кто? (король).  Правильно, король.  ЗАПОМНИ: ОСНОВНУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ В ШАХМАТАХ КОРОЛЬ. КОРОЛЬ БЕСЦЕНЕН – ТАК И ЗНАЙ. ПОГИБ КОРОЛЬ – ИГРУ ТЫ СДАЙ. ­ В каждом  войске королей по одному – один белый, один чёрный.  ­ Верным защитником короля является ­ Ферзь.  САМЫЙ СИЛЬНЫЙ – ЭТО ФЕРЗЬ, НА НЕГО ТЫ ЗРЯ НЕ ДЕЗЬ. 2ОН ПО МНОГИМ КЛЕТКАМ БЬЕТ,  И ОЧЕНЬ МЕТКО. В начале игры в каждом войске по одному ферзю. ­ Следующая фигура – ладья. ЭТА БАШНЯ БОЕВАЯ ФЛАНГИ ВОЙСКА ОХРАНЯЕТ. ШАГ ТЯЖЕЛЫЙ У ЛАДЬИ, В БОЙ ЕЕ СКОРЕЙ ВВОДИ. Ладей в каждом войске по две. ­ В шахматах один из участников  сражения – слон.  ОН НА СЛОНА ПОХОЖ ЕДВА ЛИ,  ХОТЯ ЗОВЕМ ЕГО МЫ – СЛОН. И ОДНОЦВЕТНОЙ СВОЕЙ АРМИИ ВСЕГДА КАК РЫЦАРЬ, ВЕРЕН ОН. В каждой армии два слона. ­ А как будем называть эту фигуру?   Да, это конь. КОНЯ ГОРЯЧЕГО ЛИШЬ ТРОНЬ, ОН ВВЕРХ ВЗОВЬЕТСЯ, КАК ОГОНЬ. КОГДА ВАЖНЕЕ СИЛЫ СМЕТКА, ЗОВИ КОНЯ ПОРОДЫ РЕДКИХ. Шахматных коней у противников  по два. ­ Это пешка.  ПЕШКА, МАЛЕНЬКИЙ СОЛДАТ, ЛИШЬ КОМАНДЫ ЖДЕТ, ЧТОБ С КВАДРАТА НА КВАДРАТ ДВИНУТСЯ ВПЕРЕД. Пешек в каждой армии больше всего – по восемь. ­ Шахматные фигуры бывают разные ­ большие и маленькие, могут быть сделаны из разных материалов. После занятия вы сможете ближе их рассмотреть. ­ Перед началом сражения шахматные фигуры стоят на определенном месте и в  определенном порядке. Давайте посмотрим, в каком.  Я СМОТРЮ НА ПЕРВЫЙ РЯД, ПО КРАЯМ ЛАДЬИ СТОЯТ. РЯДОМ С НИМИ ДВА КОНЯ ХИТРО СМОТРЯТ НА МЕНЯ. МЕЖ КОНЕЙ ЗАКЛЮЧЕНЫ НАШИ СЛАВНЫЕ СЛОНЫ. И ЕЩЕ ДВА ПОЛЯ ЕСТЬ,  3А НА НИХ КОРОЛЬ И ФЕРЗЬ. А ТЕПЕРЬ БЕЗ СПЕШКИ  ИДУТ НА МЕСТО ПЕШКИ. 4.Закрепление. ­ В какое время года можно играть в шахматы?    ­ Поэтому Всемирная шахматная Олимпиада проходит отдельно.  Предлагаю провести состязания, посвященные Олимпиаде. Чтобы игры  состоялись,  спортсмены должны собраться в одном месте. Чтобы состязания  прошли интересно, нужны болельщики, зрители – и они у нас есть. Для начала  состязаний необходимо зажечь свой олимпийский  огонь! А для этого мы вместе поаплодируем. ­ Наше состязание объявляю открытыми. У нас две команды. Ребята, у кого на груди фигурка короля, подойдите ко мне.  Вы будете капитанами.   1 состязание: На демонстрационной доске расставить шахматные фигуры в  начальное положение. Команде белого короля расставить белые фигуры,  команде черного – черные фигуры. 2 состязание. Конкурс капитанов.   Придумайте загадку о любой понравившуюся вам шахматную фигуре.3 3 3  3состязание. Разгадываем кроссворд.  1. Узнать его легко: он с гривой, С осанкой важной, горделивой, Красавца этого не тронь. Узнал кто это? Это (Конь).  2. Не живет в зверинце, Не берет гостинцы. В остром шлеме ходит. Хоботом не водит. (Слон) 3. Маленьких бойцов отряд Стоит на клетках чинно в ряд. (Пешки) 4. В начале игры углы сторожу. А как зовут меня, не скажу. (Ладья) 5. Он очень опасен и очень силен, Стоит перед боем всегда с королем (Ферзь) 46. Этот важный господин Захватил всю власть один. Слушаться его изволь. Кто это? (Король). 5. Итог занятия. Подведем итоги наших состязаний. ­ Команды приглашаются для награждения.   Все вы ­ молодцы!   5