Занятие по внеурочной деятельности учащихся в 5 классе по теме "Самая полезная зерновая каша"
Оценка 4.9

Занятие по внеурочной деятельности учащихся в 5 классе по теме "Самая полезная зерновая каша"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
01.04.2017
Занятие по внеурочной деятельности учащихся в 5 классе по теме "Самая полезная зерновая каша"
Данная разработка внеурочного занятия по теме « Правильно питаемся» в рамках проектной деятельности «Мир вокруг нас» соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Занятие разработано для учащихся 5 класса. В соответствии с требованиями к учебным проектам представлен проект «Самая полезная зерновая каша». Требования: 1. наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения (например, проблема влияния зерновых каш на организм человека.); 2. практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, выступление перед одноклассниками; обсуждение проблемы проекта ( работа в группах), совместный с партнёрами по проекту выпуск газеты) 3. самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность учащихся; 4. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); 5. использование исследовательских методов
Внеурочное занятие в 5 классе.docx

Внеурочное занятие в 5 классе.

С.В. Ганина, учитель биологии, высшей  квалификационной категории,

МАОУ «Школа №141» Советского района г. Казани.

 

                       В соответствии с требованиями к учебным проектам представлен проект «Самая полезная зерновая каша». Требования:

 

1.     наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения (например, проблема влияния зерновых каш на организм человека.);

2.     практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, выступление перед одноклассниками; обсуждение проблемы проекта ( работа в группах), совместный с партнёрами по проекту выпуск газеты)

3.     самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность учащихся;

4.     структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

5.    использование исследовательских методов

                       Представленный проект ( по характеру доминирующей в проекте деятельности)- это практико-ориентированный проект. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, социологический опрос

                       По предметно-содержательной области - межпредметный проект, на стыке различных областей (биологии, химии)

              

                  Данная разработка внеурочного занятия по теме « Правильно питаемся» в рамках проектной деятельности «Мир вокруг нас»  соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Занятие  разработано для учащихся 5 класса.

Тема занятия:  «Самая полезная зерновая каша»

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу это содержание применить»

 

Структура занятия:

1.     Защита учебного проекта « Влияние зерновых каш на организм человека» ( до итогов работы).

2.     Работа в группе, где учащиеся-слушатели активно обсуждают и работают по  заявленной проблеме проекта (модель Фрейер)

На этом этапе можно подключить  и гостей занятия, так как основной тематический материал озвучен учащимися, которые защищают проект

3.     Итоги работы над проектом и работы в группах по заявленной проблеме, обсуждение, формулирование рекомендаций.

4.     Рефлексия.

Цель: узнать какое влияние оказывают зерновые каши на организм человека, определить наиболее полезные каши.

Задачи:

 -образовательные: узнать о химическом составе зерновых каш, а так же о роли органических и минеральных  веществ в жизнедеятельности организма человека, их влиянии на здоровье человека;

-развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять наличие крахмала в кашах с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли;

- воспитательные:  осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду, сформировать представления о здоровом питании и рациональных пищевых привычках с учетом взаимосвязи между характером питания, технологией производства пищевых продуктов и здоровьем человека, показать необходимость заботится о своём здоровье, внимательно относиться к потребляемым продуктам питания, дать возможность понять на опыте и получить позитивную установку в отношении важности здоровых пищевых привычек на протяжении всей жизни.

 

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные: рассмотреть многообразие веществ и их роль в организме; уметь определять наличие  органических веществ (крахмала) в продуктах.

Метапредметные:

- регулятивные: самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: обсуждать в рабочей группе  информацию; слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: работать  с интернет -источниками; работать с информационными текстами; объяснять значения новых слов; сравнивать и выделять признаки; уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:  осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.

На занятии формируются следующие УУД.

 Познавательные УУД: продолжить формирование умения работать  с дополнительными источниками (справочники, интернет), умения находить  отличия,   работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки, формирование  навыков  использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.           

Коммуникативные УУД: продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; умения слушать товарища и обосновывать свое мнение; умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД: продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цели и задачи, выдвигать версии; умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; умения определять критерии для сравнения полезности для организма различных зерновых каш; формирование навыков  самостоятельно определять критерии оценки; умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД: создание условий  к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию; умение осознать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый (работа в группах), исследовательский проект

 

Оборудование: интерактивный комплекс, раздаточный материал для работы в группах ( сводная таблица, дополнительный материал, модель Фрейер).

Модель Фрейер (корпоративные методы обучения в рамках проекта «Совершенствование качества преподавания в РТ», 2013)  направлена на  понимание и осознаение понятий и концепций; позволяет развивать сотрудничество на уроке; навыки работы в команде; развивает навыки составления опредений, умения отделять критические характеристики от интересной информации о понятии.

                     Дополнительный материал по зерновым кашам и сводную таблицу готовят учащиеся, которые работают над проектом. Этот материал  является результатом их работы над данной проблемой и в качестве  раздаточного материала позволяет выполнить работу в группе.

 

Сценарий занятия:

1.     Защита учебного проекта (выступление учащихся с презентацией).

“Каши мало ел?” – говорят в народе про тех, кто физически слаб. Это блюдо издавна в нашей стране считается частью русской культуры и неотъемлемой частью русской кухни.

Тема нашей исследовательской работы: Каши

Проблема проекта: Какое влияние оказывают каши на организм человека?

Цель: Выяснить, какая каша самая полезная.

Выяснить, есть ли вред в кашах и в чем он заключается?

Методы:

1.Анализ литературных и интернет источников.

2.Анкетирование.

3. Проведение опытов на определение крахмала в зерновых кашах.

Задачи:

1.     Собрать информацию о химическом составе и о пищевой ценности

2.     Выяснить, какое влияние оказывают различные зерновые каши на организм человека

3.     Проанализировать собранную информацию и определить наиболее полезные каши

Ка́ша — блюдо из разваренных в воде (или в молоке) зёрен  злаковых растений, иногда с такими добавками, как соль, сахар, приправы, молоко, фрукты и сухофрукты, варенье.

Мы рассмотрели некоторые виды каш:


v Гречневая

v Ячневая

v Пшенная

v Манная

v Рисовая

v Овсяная

v Пшеничная

v Кукурузная

v Перловая


Мы провели анкетирование учащихся нашей школы 6- 9 классов. Результаты анкетирования представлены в диаграмме.

Были заданы вопросы: Какая каша самая любимая?

Как часто ты ешь кашу?

 Что главное в каше: польза или вкус?

 

И было выяснено, что большей популярностью пользуется гречневая каша. Ученики 6 классов в среднем едят кашу 1 раз в день, 7 и 8 классов 2-3 раза в неделю,9 классов 1 раз в месяц. Но были и такие ученики, которые каши не едят. Большинство учащихся решило, что в каше главное-польза.

Мы задались вопросом: В чем заключается польза каш?

Проанализировав информацию мы взяли для сравнения следующие параметры:

1)Пищевая ценность. Мы оценили по количеству калорийности в 100г продукта.

2)Содержание витаминов и их разнообразие

3)Содержание пищевых волокон

4)Наличие и разнообразие макроэлементов в кашах

5)Аллергичность

Предоставляем результаты нашей работы с интернет-ресурсами.

Самая высококалорийная каша - овсяная, также большое количество килокалорий содержит рисовая, манная и пшеничная каша. Самая низкокалорийная – гречневая каша. Каши отличаются высокой калорийностью, и диетологи рекомендуют их употреблять на завтрак ежедневно.

Витамины – это биологически активные вещества, которые в минимальном количествах оказывают существенное влияние на процессы жизнедеятельности организма. Больше всего содержится витаминов в кукурузной каше, меньше всего в ячневой.

Пищевые волокна – это сложные углеводы, которые не перевариваются в желудочно – кишечном тракте человека. Они выводят из организма холлестирин, тяжелые металлы и токсичные вещества. Нормализуют работу кишечника, стимулируют работу иммунной системы. Для человека необходима суточная доза 20 – 30 грамм в сутки. Больше всего пищевых волокон содержится в ячневой каше, меньше всего в пшенной и пшеничной кашах. Больше всего макроэлементов содержится в пшеничной каше. Меньше всего в пшенной.

Содержит глютен:

Гречневая(самое большое количество белка),Ячневая, Пшеничная, Манная, Перловая. Не содержит глютен: овсяная, пшенная , рисовая, кукурузная .

2.     Работа в группах ( на партах раздаточный материал  и  модель Фрейер)

                  Мы предоставили вам информацию, теперь мы хотим узнать ваше мнение: «Какая каша самая полезная, по вашему мнению?  ( воспользуйтесь сводной таблицей «Химический состав и пищевая ценность зерновых каш»). Почему вы так считаете? (обоснуйте ваше мнение)»

               Выступление учащихся от каждой группы с результатами их работы с дополнительными источниками информации  ( заполняется модель Фрейер).

3.     Продолжение проекта ( итоги).

А теперь рассмотри мнение диетологов. Итак, самая полезная каша по мнению экспертов гречневая.

1. Гречневая каша наиболее полезна, т.к. она имеет высокую пищевую ценность. Она не содержит глютена. Зато она имеет высокое содержание пищевых волокон, и она имеет в своем составе многие витамины и микроэлементы.

2. Овсяная каша.

    Овсяная каша тоже весьма ценный и полезный продукт. Овсянка богата ценными растительными белками и жирами, что делает ее хорошим источником энергии. Кроме того в состав овсяной крупы входит максимальное среди других круп количество клетчатки, а также витамины В1, В2, РР, Е, калий, кальций, фосфор, железо и магний. Помогает выводить из организма соли тяжелых металлов.Это важно: в состав овсянки входит глютен.

3.Рисовая каша.

На третьем месте в нашем рейтинге находится рисовая каша. К ее преимуществам относится гипоаллергенность, что делает ее весьма ценным продуктом для аллергиков, и отсутствие глютена. Кроме того, несмотря на малые количества простых сахаров и жирных кислот, рисовая каша имеет высокую энергетическую ценность. Полезна при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (кроме запоров)..

Вред каш. Мнение диетологов.

Практически любая каша содержит в своем составе до 80 процентов крахмала, который, перевариваясь, превращается в глюкозу, способную нанести человеческому организму вред. Все дело в том, что глюкоза отлично всасывается в кровь, в результате чего повышается риск возникновения жировых отложений, и, как следствие, это может привести к диабету. Иногда еще  каши могут вызвать аллергию. Каши содержат глютен, что не всегда хорошо для человеческого организма. Однако, несмотря на это, каши, особенно ячневая, овсяная, гречневая приносят и огромную пользу организму, так как в их составе содержится большое количество клетчатки, которая положительно влияет на процесс пищеварения.

                               Мы не согласны с мнением диетологов.

1.Мы думаем, что самая полезная каша- овсяная каша. Она не содержит крахмала. В ее составе есть особые пищевые волокна. Она содержит полезное свойство, которое способствует улучшению состоянию кожи , делая её более красивой и здоровой.

Выводы. Мы пришли к следующим выводам. Самые полезные каши :

Овсяная.  У этой каши большая калорийность. Из-за этого она хороша на завтрак. Так же пищевые волокна имеются в достаточных количествах. Еще большое множество витаминов присутствует в этой каше.

 За счет своего аминокислотного состава очень хорошо усваивается, улучшает обмен веществ, снижает уровень холестерина

Благодаря уникальному сочетанию минеральных веществ ее особенно рекомендуют для профилактики сердечно сосудистых заболеваний.

Но:

Вред овсяной каши может проявиться, если питаться ею ежедневно. При частом употреблении овсяной каши происходит выведение из организма кальция. Нарушение всасывания кальция и витамина D, в дальнейшем их недостаток в организме, может привести к серьёзным заболеваниям: развитию остеопороза и деформации костной системы.

Рисовая каша.  Рис может похвастаться целым набором жизненно полезных микроэлементов таких как: железо, цинк, калий, магний и др. Рисовая каша сохраняет при термообработке все наиболее существенные вещества в составе этого злака. По этой причине польза рисовой каши заключается в наличии витаминов группы В, Е и РР. Без холестерина.

           3  Кукурузная каша. Полезные свойства кукурузной каши заключаются в ее богатстве витаминами группы В, Е, А, РР и разнообразными минералами, такими как железо, столь полезное при анемии, кремний для костей и очень необходимыми организму органическими веществами и аминокислотами. Помимо этого содержит элемент селен, который способствует замедлению процессов старения.

Замечено, что у постоянно употребляющих в пищу кукурузную кашу снижен риск заболевания сердечнососудистыми расстройствами, понижается уровень холестерина, предотвращая инсульты и инфаркты. Кукуруза полезна для нормализации обмена веществ, поднятию и укреплению иммунитета, помогает уравновешивать баланс в организме.

Кукурузная каша, как и кукурузная крупа, славятся в первую очередь своей способностью выводить токсины, разные вредные вещества и радионуклиды из организма. А из-за высокого содержания натуральной клетчатки, известна ее полезность по очищению кишечника и желудка и полной нормализации работы пищеварительной системы. Помимо всего прочего это очень низкокалорийный продукт, совершенно безопасный для людей с высокой чувствительностью и маленьким детям.

Помогает получить энергию или заряд бодрости на целый день, если вы съедите хотя бы немного кукурузной каши в первой половине дня, то взбодритесь на оставшуюся часть дня, при этом ваше настроение значительно улучшится, и вы будете себя чувствовать на высоте.

Следует отметить, что если нет аллергии на глютен, то гречневая каша очень полезна. В гречихе содержатся незаменимые растительные белки. Гречневая каша содержит рутин, что укрепляет стеночки сосудов, селен — минерал влияющий на обмен веществ, выводит радионуклиды, шлаки, профилактика раковых заболеваний.  Гречка просто- чемпион среди злаков по содержанию витаминов группы Б. Каша отвечает за хорошее состояние кожи, волос и ногтей.

           Кроме того ресурс интернета позволяет не только сделать выбор  но и учесть индивидуальные особенности организма. Используя программу «Калькулятор продукта» можно учесть все особенности продукта и составить полноценный суточный рацион.

                Как выяснили Британские ученые, у детей до 3 лет, которые регулярно ели кашу на завтрак, уровень интеллекта и успеваемость были выше, чем у тех кто этого не делал. Мало того, диетологи, могут определить чем завтракали ученики по тому, как они себя ведут на первых уроках. В общем не просто еда, а целая медицинская аптечка, ее полезности нет границ. Самыми полезными считаются каши только из цельного зерна. Итак, ешьте кашу и будьте здоровы, а вот какую именно — решать вам!                         

                     По результатам работы, как в рамках проекта, так и работы в классе формулируются рекомендации по употреблению зерновых каш ( работа с  моделью Фрейер).

Рефлексия. Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете?

Как бы вы оценили свою работу по шкале оценки?

Для оценки учебного проекта предоставляется экспертный лист.

 

 Экспертиза процесса реализации проекта

1. Название проекта______________________________________

2. Авторы проекта (ФИО, класс) _____________________

3. Система оценки

Соответствие  каждому  критерию выражено в следующих баллах.

1.     Наиболее полно соответствует данному критерию - 3  

     балла.

2.     Достаточно полно соответствует данному критерию – 2      балла.

3.     Частично соответствует данному критерию –1 балл.

4.     Не соответствует данному критерию – 0 баллов.

 

          

Критерии оценки процесса реализации

баллы

1.     Соответствие реализации задуманному проекту

 

2.     Умение внести коррективы в реализацию проекта

 

3.     Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе реализации

 

4.     Активность каждого автора проекта

 

 Общая сумма баллов

 

 

 

Главные достоинства проекта:________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слабые стороны проекта: ____________________________________________

 

                                                                                                                                             Основной вывод эксперта:__________________________________________________________

 

 

 


 

Внеурочное занятие в 5 классе.

Внеурочное занятие в 5 классе.

Итоги работы над проектом и работы в группах по заявленной проблеме, обсуждение, формулирование рекомендаций

Итоги работы над проектом и работы в группах по заявленной проблеме, обсуждение, формулирование рекомендаций

Коммуникативные УУД: продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; умения слушать товарища и обосновывать свое мнение; умения выражать свои мысли и…

Коммуникативные УУД: продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; умения слушать товарища и обосновывать свое мнение; умения выражать свои мысли и…

Занятие по внеурочной деятельности учащихся в 5 классе по теме "Самая полезная зерновая каша"

Занятие по внеурочной деятельности учащихся в 5 классе по теме "Самая полезная зерновая каша"

Дополнительный материал по зерновым кашам и сводную таблицу готовят учащиеся, которые работают над проектом

Дополнительный материал по зерновым кашам и сводную таблицу готовят учащиеся, которые работают над проектом

Манная v Рисовая v Овсяная v

Манная v Рисовая v Овсяная v

Мы провели анкетирование учащихся нашей школы 6- 9 классов

Мы провели анкетирование учащихся нашей школы 6- 9 классов

Проанализировав информацию мы взяли для сравнения следующие параметры: 1)Пищевая ценность

Проанализировав информацию мы взяли для сравнения следующие параметры: 1)Пищевая ценность

Продолжение проекта ( итоги).

Продолжение проекта ( итоги).

Выводы. Мы пришли к следующим выводам

Выводы. Мы пришли к следующим выводам

Помогает получить энергию или заряд бодрости на целый день, если вы съедите хотя бы немного кукурузной каши в первой половине дня, то взбодритесь на оставшуюся…

Помогает получить энергию или заряд бодрости на целый день, если вы съедите хотя бы немного кукурузной каши в первой половине дня, то взбодритесь на оставшуюся…

Как выяснили Британские ученые, у детей до 3 лет, которые регулярно ели кашу на завтрак, уровень интеллекта и успеваемость были выше, чем у тех кто…

Как выяснили Британские ученые, у детей до 3 лет, которые регулярно ели кашу на завтрак, уровень интеллекта и успеваемость были выше, чем у тех кто…

Слабые стороны проекта: ____________________________________________

Слабые стороны проекта: ____________________________________________

Занятие по внеурочной деятельности учащихся в 5 классе по теме "Самая полезная зерновая каша"

Занятие по внеурочной деятельности учащихся в 5 классе по теме "Самая полезная зерновая каша"

Занятие по внеурочной деятельности учащихся в 5 классе по теме "Самая полезная зерновая каша"

Занятие по внеурочной деятельности учащихся в 5 классе по теме "Самая полезная зерновая каша"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017