Занятие профилактике ПАВ, посредством формирования резильентности "Ступени к общению"
Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитательная работа
8 кл
03.04.2018
Основой стратегии первичной профилактики аддиктивного поведения должна быть пропаганда здорового образа жизни, развитие ребенка и его внутренней ресурсности.Единственный способ сделать так, чтобы человек не употреблял наркотики — это научить его уважать собственную личность и ограждать ее от стороннего вторжения. Одной из технологий позитивной первичной профилактики может быть формирование резильентности ребенка. Резильентность - это способность человека или социальной системы с достоинством преодолевать жизненные трудности, строить нормальную, полноценную жизнь в трудных условиях, благодаря такой способности смогли выжить люди, испытавшие самые разнообразные
жизненные проблемы, в том числе и зависимость от алкоголя или наркотиков.
Ступени общения.Занятие по профилактике ПАВ..docx
СОГБОУ «Сафоновский детский домшкола»
Занятие по профилактике употребления ПАВ среди детей и подростков,
посредством формирования резильентности
Тема: «Ступени общения»
Составил социальный педагог:
Людмила Владимировна Чугунова Сафоново 2018 г.
Актуальность.
Основой стратегии первичной профилактики аддиктивного поведения должна быть пропаганда
здорового образа жизни, развитие ребенка и его внутренней ресурсности. Однако,
пропагандировать здоровый образ жизни, рассказывая о вреде наркотиков, как у нас обычно
делают, неэффективно. Ребенок, которому говорят о вреде наркотиков, слышит только слово
«наркотик». И мы получаем еще какоето число наркоманов и алкоголиков. Таким образом,
рассказывая ребенку о таком зле, как наркотики, мы их, собственно, и пропагандируем, делаем их
привлекательными. Единственный способ сделать так, чтобы человек не употреблял наркотики —
это научить его уважать собственную личность и ограждать ее от стороннего вторжения. Одной из
технологий позитивной первичной профилактики может быть формирование резильентности
ребенка. Резильентность это способность человека или социальной системы с достоинством
преодолевать жизненные трудности, строить нормальную, полноценную жизнь в трудных условиях,
благодаря такой способности смогли выжить люди, испытавшие самые разнообразные
жизненные проблемы, в том числе и зависимость от алкоголя или наркотиков. Резильентность
формируется в детстве путем взаимодействия ребенка с социальной средой, вследствие чего она
не может быть ни абсолютной, ни стабильной.
Изучение историй жизни резильентных личностей позволило выделить один из важных факторов,
необходимых для формирования этого качества: сформированность основных социальных
навыков, необходимых для конструктивного взаимодействия с окружающими. В него входят
коммуникабельность, умение сдерживать гнев и контролировать проявления негативных эмоций,
умение планировать свою деятельность и взаимодействовать с окружающими.
Цель: осознание собственной потребности и способности к общению. Решение некоторых проблем в
общении.
Задачи:
создание условий для безопасной атмосферы общения
оказать содействие в развитии у молодых людей необходимых умений и навыков, личных
качеств для реализации их инициатив
познакомить подростков с видами и формами общения
оказать содействие в развитии умения слушать, принимать и оказывать поддержку
оказать помощь в формировании навыков эмпатии, умения принимать и оказывать
поддержку
Целевые группы: дети, подростки среднего и старшего школьного возраста.
Начало работы: небольшое информационное вступление на тему «Что такое общение»
Упражнение «Имя и поход».
Цель: знакомство, сплочение коллектива, мотивация на дальнейшую работу
Участники по кругу называют свое имя и какойлибо предмет, который, по их мнению, нужно взять
с собой в поход, причем на ту же букву, что и начинается их имя. Каждый участник , прежде чем,
назвать свое имя предмет, повторяет по кругу всех других участников, начиная с первого.
Упражнение «Построится по…».
Цель: сплочение коллектива, снятие напряжения
Оборудование: алфавит на доске
Все становятся в круг, и тренер дает задание: построиться по алфавиту в соответствии с первой
заглавной буквой имен участников. После выполнения упражнения участники еще раз называют
свои имена.
Упражнение «Покрывало».
Цель: формирование навыков работать в команде и по инструкции.
Оборудование: покрывало, стулья Участники делятся на две команды, располагаясь друг напротив друга. Между ними натянуто
одеяло. С двух сторон от одеяла по стулу. С каждой команды по одному человеку подсаживаются
ближе к одеялу. Как только одеяло опускают, необходимо успеть произнести имя того, кто сидит
напротив. Кто быстрее назвал, забирает к себе в команду игрока. Побеждает та команда, которая
«перетянет« к себе больше игроков, т.е. та команда, которая знает больше имён.
Упражнение: «Кораблекрушение»
Цель: формирование навыка противостояния групповому давлению и отстаивания собственного
мнения, ознакомление с ролевой структурой группы выявление лидеров, пассивной части,
негативных лидеров, группировок.
Оборудование: карточки со списками предметов
Участникам раздается список предметов (приложение 1) и диктуется
инструкция
Сначала каждый выполняет задание самостоятельно, затем объединяются в пары или группы по 3 –
4 человека, приходят к общему мнению, затем делают то же самое всей группой. Обсуждение
Упражнение «Треугольники»
Цель: разрядка, снятие напряжения, отработка
Оборудование: повязки на глаза для всех членов команды, веревка длиной 6 м.
Завязать всем членам группы глаза. Веревка лежит гденибудь недалеко, участники не видят где
именно. Инструкция «Гдето здесь лежит веревка. Ваша задача – найти ее и сделать из нее
равнобедренный треугольник. Не забудьте и то, что когда вы попросите ведущего оценить вашу
фигуру, вся команда должна держать в руках этот треугольник». Если играющие просят Вас
оценить их фигуру, сначала спросите: «Вы уверены, что это равнобедренный треугольник?« Если
они согласны, попросите их аккуратно положить веревку на землю и затем развязать глаза и
посмотреть на фигуру.
Ролевые игры по моделям общения В.Сатир
Цель: осознавание возможных проблемных способов общения (приложение 2).
Прозрачная картина (изотерапия на стекле) на тему «Счастье»
Цель: данная техника демонстрирует тенденции к сотрудничеству или соперничеству,
доминированию, а также позволяет показать привлекательность «помогающих» отношений.
Участники работают парами на одном стекле, укрепленном вертикально. Каждый рисует
гуашью со своей стороны стекла, но тема для изобразительного творчества общая.
Оборудование: рамы со стеклами, гуашь, кисточки, стаканы с водой, тряпочки, запись с
музыкой.
Например: изобразите свои представления о счастье.
Завершение работы. Упражнение «Кубик»
Цель: обмен впечатлениями, отработка навыка разговора о чувствах
Оборудование: кубик – рубик из бумаги, фломастеры. Каждый участник пишет, что ему
понравилось и что не понравилось на занятии. Приложение 1.
Игра «Кораблекрушение»
(инструкция, список предметов для раздачи)
(Эксперты считают, что главным для потерпевших крушение посреди океана является то, что
может привлечь к ним внимание, и то, что может поддержать их существование, пока не появится
помощь. Навигационные приборы и спасательные шлюпки особого значения не имеют. Даже если
небольшой спасательный плот и может доплыть до ближайшего берега сам по себе, необходимые
запасы продовольствия на нем не уместятся. Поэтому первостепенную важность приобретают
зеркальце для бритья и канистра с горючей смесью. И то, и другое можно использовать для
сигнализации. Менее важны запасы воды и пищи, например ящик с армейским рационом питания.
Ниже ранжирование оставшихся на яхте предметов приводится вместе с его обоснованием.
Краткие пояснения, разумеется, не исчерпывают всех способов применения каждого предмета, а
отмечают только главные из них).
1. Зеркальце для бритья. Чрезвычайно важное средство привлечения внимания воздушной службы
спасения.
2. Двухгаллоновый баллон дизельного топлива. Важное средство сигнализации: пятно горючей
смеси будет держаться на поверхности воды, где его можно поджечь с помощью спичек и
долларовых банкнот.
3. Пятигаллоновый бочонок воды. Необходим для восполнения потери жидкости в организме в
результате потоотделения и т.п.
4. Одна коробка с армейским рационом питания. Основной запас питания.
5. Двадцать квадратных футов светонепроницаемого пластика. Можно использовать для сбора
дождевой воды и для защиты от непогоды.
6. Две коробки шоколада. Резервный запас питания.
7. Набор рыболовных принадлежностей. Поставлен ниже шоколада, потому что «синица в
руках лучше журавля в небе». Рыбу еще поймать надо.
8. Пятнадцать футов нейлоновой веревки. Веревкой можно привязать нужные вещи, чтобы они не
свалились за борт.
9. Подушка сиденья (одобрено как плавсредство службой спасения на водах). Если ктото
окажется за бортом, ее можно использовать как плавательное средство.
10. Репеллент для отпугивания акул. Можно использовать в качестве репеллента чтобы отпугивать
акул.
11. Одна кварта пуэрториканского рома. 80% достаточно, чтобы использовать ром как антисептик
в случае травмы. Во всех остальных отношениях он бесполезен. Прием рома внутрь вызовет
ненужную жажду.
12. Транзисторный приемник. Бесполезен, потому что не укомплектован передатчиком и
находится вне зоны приема коротко волновых радиостанций. 13. Карты Тихого океана. Бесполезны в отсутствие другого навигационного оборудования. И
вообще не важно, где находитесь вы. Важно где находятся спасатели.
14. Противомоскитная сетка. Посреди Тихого океана москитов не бывает.
15. Секстант. Без навигационных таблиц и хронометра, бесполезен. Основное соображение, на
основании которого средства сигнализации помещены выше средств поддержания жизни (пища,
вода), состоит в том, что без средств сигнализации практически нет шансов быть замеченными и
спасенными. Более того, практика показывает, что в большинстве случаев спасение происходит в
пределах первых полутора суток после катастрофы, а в течение этого времени можно
продержаться без воды и питья.
Приложение 2.
Ролевые модели по Вирджинии Сатир
Заискивающий (миротворец).
Миротворец разговаривает в заискивающей манере, пытаясь угодить, извиняясь и никогда ни о чем
не споря. Он извиняется не за поступок, а за свое существование. Это человексогласие, говорящий
так, будто он ничего не может сделать сам, ему постоянно требуется чьето одобрение. Даже пять
минут играя эту роль, вы почувствуете тошноту. Миротворец считает, что он не представляет
никакой ценности. Он счастлив просто оттого, что ему разрешили поесть. Он расточает всем
любезности и на самом деле отвечает за все, что идет не так, как надо. Он знает, что смог бы
остановить дождь, если б хорошенько пораскинул мозгами, но именно их у него нет. Естественно,
он соглашается с любой критикой в свой адрес. Он благодарен даже за то, что ктото разговаривает
с ним, независимо от того, что и как он говорит. Он и не подумает попросить чтонибудь для себя.
Будет настолько сладким, жертвенным и подобострастным, насколько это возможно.
Обвинитель.
Постоянно ищет, кто в том или ином случае виноват. Он диктатор, хозяин, который ведет себя
надменно, словно без конца упрекает: «Если бы не ты, все было бы хорошо». Он говорит резко и
жестко, обрывает всех и вся, не давая возможности высказаться поиному. Обвиняя, он чувствует
себя беспомощным, изображая храбреца, чувствует обиду.
Расчетливый («компьютер»).
Очень корректен, очень рассудителен и не выражает никаких чувств. Он кажется спокойным,
холодным и собранным. Его можно сравнить с настоящим компьютером или словарем. Тело его
сковано, он часто мерзнет и чувствует себя расчлененным на части. Голос монотонный, слова в
основном носят абстрактный характер.
Отстраненный (безумный).
Что бы ни делал и чтобы он не говорил – это не относится к тому, что говорит или делает кто
нибудь другой. Он не реагирует ни на какие вопросы. Его внутренние ощущения сродни
головокружению. Голос может быть певучим, но часто прерывается, человек расхаживает взад и
вперед без причины, так как его внимание ни на чем не сфокусировано.
Уравновешенный (гибкий). Его слова соответствуют жестам, позе и тону. Взаимоотношения просты, свободны и честны, и есть
лишь небольшие опасности для самоуважения. Эта модель не предполагает обвинения, она не
требует прикрываться расчетами или пребывать в вечном движении. Он практикует поступки, а не
человека. Это позиция целостности и свободы движений – единственно возможная позиция в
нормальной жизни.
Используемая литература:
1. Концептуальная программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими
психоактивными веществами среди подростков и молодежи. – М.: Российский Благотвори
тельный Фонд «НАН». – 1999.
2. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной
среде: Приказ от 28 февраля 2000г. № 619 // Вестник образования. – 2000. – № 8. – С. 353.
3. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер». – 2000.
4. Латышев Г.В., Орлова М.В., Яцышин С.М., Титова О.А., Речнов Д.Д. Смотри по жизни
вперед: Руководство по работе с подростками. – СПб.. – 2001. – С. 112.
5. Сатир В. «Как строить себя и свою семью», СПб.. – 1998
6. Сатир В. «Вы и Ваша семья» СПб.. – 1998
7. Ялтонский В.М., Сирота Н.А. Анализ современных подходов к профилактике употребления
наркотиков // Вопросы наркологии. – 1996. – №3. – С. 9197.
Занятие профилактике ПАВ, посредством формирования резильентности "Ступени к общению"
Занятие профилактике ПАВ, посредством формирования резильентности "Ступени к общению"
Занятие профилактике ПАВ, посредством формирования резильентности "Ступени к общению"
Занятие профилактике ПАВ, посредством формирования резильентности "Ступени к общению"
Занятие профилактике ПАВ, посредством формирования резильентности "Ступени к общению"
Занятие профилактике ПАВ, посредством формирования резильентности "Ступени к общению"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.