Занятие- тренинг "Конфликты. Конфликты? Конфликты!"
Оценка 4.7

Занятие- тренинг "Конфликты. Конфликты? Конфликты!"

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
22.04.2018
Занятие- тренинг "Конфликты. Конфликты? Конфликты!"
Занятие - тренинг рассчитан для ребят подросткового возраста. В этот период у ребят часто возникают конфликтные ситуации: между родителями, сверстниками. Предлагаются различные игры для разрешения конфликтных ситуаций. Цель: рассмотреть социально-психологический феномен конфликта, оценить потенциальную возможность возникновения конфликтов, увидеть пути разрешения конфликтов. Оценить потенциальную возможность возникновения конфликтов.Занятие - тренинг рассчитан для ребят подросткового возраста. В этот период у ребят часто возникают конфликтные ситуации: между родителями, сверстниками. Предлагаются различные игры для разрешения конфликтных ситуаций. Цель: рассмотреть социально-психологический феномен конфликта, оценить потенциальную возможность возникновения конфликтов, увидеть пути разрешения конфликтов. Оценить потенциальную возможность возникновения конфликтов.
Конфликты. Конфликты!.doc
КОНФЛИКТЫ? КОНФЛИКТЫ! КОНФЛИКТЫ. Цель: рассмотреть социально­психологический феномен конфликта, оценить  потенциальную возможность возникновения конфликтов, увидеть пути  разрешения конфликтов. Ход занятия 1. Игра «Клад». Цель: оценить потенциальную возможность возникновения конфликтов. Руководитель:      Представьте, что ваша группа, находясь в походе, нашла клад. И у вас  после этого оказалось 1000 золотых монет стариной чеканки. Ваша задача –  разделить эти деньги. Как вы это будите делать, решать вам самим. Критерии  отбора и процедуру принятия решения определите самостоятельно. У вас есть на это 5 минут. Запрещено: бросать жребий  и делить вознаграждение  поровну. Если вы не сумеете разделить деньги за отведённое время, их у вас  конфискуют. Обсуждение: 1. Какая самая первая мысль пришла к вам в голову, после знакомства с  заданием? 2. По какому принципу вы делили деньги? 3. Какое чувство было у каждого из вас, во время деления денег?. 4. Как вы считаете, правильно ли вы распределили между собой деньги? 2. Игра – упражнение «Маленькие зелёные человечки». Цель: диагностика отношений в группе, позиция каждого члена группы.      Представьте себе, что вы выехали отдохнуть своей группой на природу. Вы находитесь на лугу. Вокруг зелёная трава, цветут цветы, летают бабочки. Чуть подальше прозрачное чистое озеро, в котором так и хочется искупаться.  Приятно пригревает солнышко. И самое классное, что здесь вся группа.  Представили? По моей команде вы пойдёте гулять по этому лугу: нюхать  цветочки, гоняться за бабочками, греться на солнышке. А когда я скажу:  «Внимание! На нас напали маленькие зелёные человечки!», ваша задача  сбиться в кучку, спрятав в середину самых слабых, а затем хором прокричать: «Дадим отпор маленьким зелёным человечкам!».  В зависимости от того, как будет выглядеть группа в процессе выполнения  упражнения, его можно провести несколько раз. Обсуждение. 1. Как вы пришли к мысли о том, что именно они, те, кто сейчас находится в  центре круга, самые слабые вашей группы? 2. Что чувствовали те, кто попал в центр круга? 3. Что чувствовали те, кто был вне круга? 4. Было ли чувство ответственности за тех, кто рядом? 5. Кто был не согласен с мнением группы? 6. Мог бы разразится конфликт? Если да, то почему? Если нет, то что  помогло избежать его?     Что такое конфликт?    В основе всякого конфликта лежит противоречие, то есть, такое положение, при котором нечто одно исключает другое.    «Добро» и «Зло», «день» и «ночь», «молодость» и «старость», «жизнь» и  «смерть», «хочу» и «надо», «сила» и «слабость», «мечта» и «реальность»,  «бедность» и «богатство», «любовь» и «ненависть»…­ когда в этом  содержательном ряду присутствует конфликт?    Только тогда, когда противоречие рождается и разворачивается в сфере  межличностных отношений, между двумя личностями, между двумя  субъектами, носителями внутреннего автономного мира, уникального по  своему содержанию и не похожего ни на чей другой внутренний духовный  мир.    конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением.  Вот почему так не любят конфликты. А питает это напряжение то, что  называется в психологии личностным смыслом.      Мы имеем дело с конфликтом тогда, когда сталкиваются различные  личностные смыслы. Понятие»личностный смысл» необходимо отличать от  понятия «значение». «Значение» ­ это то, что данный предмет или явление  означает. «Личностный смысл» ­ то, что данное явление «означает для меня»,  то, что значимо и затрагивает мою душу.  К примеру: кто ­ любит лето, кто ­ то любит осень. Но это противоречие не  приводит к конфликту, пока не возникнет вопрос предоставления отпуска для заслуженного отпуска.    Кто – то любит тишину, кто – то любит шумное веселье. И такое  противоречие не приведёт к конфликту, пока обстоятельства не столкнут  наши интересы в одном и том же месте в одно и то же время.    Конфликт – это момент в межличностных отношениях двух субъектов,  обладающих индивидуальным внутренним миром, когда между этими  личностными структурами возникает противоречие, происходит столкновение личностных смыслов.    Поведение человека в конфликте характеризуется большой степенью  напряженности, как физической, так и психологической, потому что  столкновение требует концентрации сил и напряжённости всех духовных  ресурсов на выход из положения.    Чем сложнее конфликт, тем больше сил он требует. Если мы не  выдерживаем напряжения, то срываемся, нарушаем границы общения и  поведения: повышаем голос, кричим, размахиваем руками, используем  недозволенные приёмы подавления противника. Потом мы сожалеем о  случившимся, терзаем себя за потерю контроля над собой, нам стыдно за  некрасивое поведение. Поэтому надо терпеливо и основательно овладевать искусством  справляться с конфликтом и с собою в конфликте, каждый раз возвышаясь  над ситуацией и восходя вверх – туда, где разум и чувство ясны и добры.   Молодая мама спросила своего малолетнего сына:  ­ «Нужен ли конфликт, как ты думаешь?»  Он подумал несколько секунд и ответил:   ­ «Конечно, да! Знаешь, мама, я бы до сих пор не научился убираться в своей  комнате, если бы у нас не было по этому поводу конфликта».     Этот простой, но достаточно яркий пример показывает, что конфликт  нужен тогда, когда он помогает нам выйти на новый этап развития личности,  на новый уровень развития межличностных отношений. С этой точки зрения,  конфликт необходим нам для жизни в равной степени как воздух. Он  является своеобразным катализатором формирования, становления личности  ребёнка. Нет конфликта, и наступает покой, неподвижность, отсутствует  вообще всякое движение. Нет конфликта, отсутствует развитие, и личность   легко превращается в живой труп, который со временем становится  неинтересен большинству окружающих.  Конфликт хорош и интересен тогда,  когда он помогает нам достичь в процессе его разрешения иной высоты своего развития.      Белинский писал: «…без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии.  Лишь бы только в этих страстях и противоречиях была бы разумность и  человечность, и их результаты вели бы человека к его цели!     Во­вторых, конфликт вынуждает нашу душу трудиться. Нужно принимать  человека любым, таким, каков он есть на самом деле, и не пытаться его  переделать, изменить, подстроить под себя, подогнать его под свою мерку.  Всегда легко принять другого, если он согласен с нами. Но совсем иначе  обстоит дело, если он против. И здесь нам как нельзя лучше может помочь  конфликт. именно он позволяет нам приоткрыть для себя внутренний мир  Другого. Понять, что есть человек , который видит, думает, чувствует иначе,  чем мы.  Конфликт это своего рода непредвиденная ситуация, которая обнажает  обычно недоступные для вас уголки человеческой души. И если мы научимся  принимать позицию Другого в ситуации конфликта, то принимать её в  обычной повседневной жизни нам будет во сто крат легче.    Принять позицию другого человека – это не значит полностью согласиться с  ней. Принять – это увидеть мнение другого субъекта, отличное от нашего,  признать, что Другой имеет право на свою точку зрения, на свою позицию, и  включать его позицию в свой внутренний мир. Такое умение увидеть Другого  обогащает наш собственный внутренний мир.    Можно ли обходится без конфликтов? Часто говорят об «отсутствии» конфликтов те, кто пытается приспособиться  к любой ситуации. Они стараются создать иллюзию внешнего спокойствия и  тишины, приговаривая: «Худой мир лучше доброй ссоры». С такими людьми очень трудно жить. Ведь нет возможности выяснить до  конца существующие разногласия, да и эмоции свои выражать не приходится,  им просто нет места во взаимоотношениях.    Кто же живёт без конфликтов? 1. Прежде всего, без конфликтов живёт младенец. Он пока лишь организм, появившийся на свет. В нём пока ещё только заложены определённые  потенции того, чтобы стать субъектом, но сейчас он им не является. 2. Без конфликтов живёт и взрослый человек, который в силу каких­то  особых обстоятельств и низкого духовного развития не мог стать  субъектом. 3. Без конфликтов живёт психически больной человек, не способный к  адекватному отражению реальности в своём сознании.    Тем не менее, мы можем говорит о том, что есть люди, способные «жит без  конфликтов». Это:   Умение видеть конфликт в момент его зарождения и разрешить  его, не дав дойти до крайней стадии развития.   Предвидеть конфликты и иметь возможность снять некоторые из  них, устранив противоречия, разрешив его первоначально. Например:  Бытовые конфликты снимаются изменением объекта  конфликта. (Не могли поделить телевизор, купили ещё  один и конфликта нет).  Административные конфликты – снимаются через  заранее подписанный договор. Договор – это соглашение,  обычно письменное, о взаимных обязательствах.  Идеологические конфликты – отношение субъектов к  одному и тому же явлению ценностного плана: о роли  добра и зла, об идеалах дружбы, о месте денег в жизни  человека. Способ снятия конфликта – консенсус.­ согласие.  Психологический конфликт, когда один субъект при  взаимодействии с другим субъектом чувствует себя  дискомфортно в силу каких­либо особенностей психики  этого партнёра взаимодействия, будь это особенности  темперамента, мышления, воображения, воли, ощущения.  Предметом столкновения в психологическом конфликте  является психологическое свойство, неудобное для одного из субъектов. Способ снятия конфликта: при помощи психологического  просвещения. Если вы точно знаете все особенности своего партнёра по общению, то легко сделать на это скидку и  предотвратить возможный, никому не нужный конфликт.  Амбициозный конфликт – конфликт, в котором объектом  является репутация субъектов. Стоит только подчеркнуть  значимость личности другого субъекта, и мы опять сняли  ненужные конфликты.  Этические конфликты – объектом которых являются нормы  поведения. Поведенческие привычки, которыми оснащает  ребёнка воспитание, снимают и уменьшают вероятность  конфликтов этического содержания.  Конфликт смешанного типа – когда параллельно  присутствуют два предмета интереса двух субъектов, и  каждого свой, и они предъявляют друг другу различные по  характеру требования. Этот конфликт не будет решён до тех  пор, пока оба субъекта не перейдут в какую­либо одну  плоскость (лидо на уровень профессионального конфликта,  либо на уровень административного). Существует ещё одна скрытая разновидность бесконфликтной жизни – это  презирать других людей, межличностные отношения с которыми приводят к  столкновению. Полное пренебрежение другим человеком, отрицание его  социальной ценности низводит любую конфликтную ситуацию к некоторому  досадному обстоятельству – не более того. Презирая «чернь» этот пошлый   «аристократ» не позволяет себе «опуститься» до интересов Другого, относясь к конфликтной ситуации как к лошади, несущейся по дороге: пусть бежит  себе тварь. Любой конфликт требует разрешения, которое может происходить в разных  формах. И тогда конфликт это источник позитивного развития отношений,  людей, возникшей ситуации… А если конфликт вовремя не разрешается, то  они приводят к разрушению отношений: размолвки, недосказанности,  непониманию, ссорам, вражде, разрыву отношений; отражается на  формировании характеров, на негативном развитии ситуации, ухудшения  психологического климата. Как разрешить конфликт?    Психологи считают, что устранить назревающий конфликт можно:  методом сглаживания разногласий, т.е. убеждением другого, что всё не  так уж страшно, особых причин для конфликта нет.  методом совместного обсуждения. К. Томас и Р. Килменн выделили следующие пять основных стилей поведения  в конфликтной ситуации:  приспособление, уступчивость;  уклонение;  противоборство;  сотрудничество;  компромисс. Уклонение (избегание, уход). Данная форма выбирается тогда, когда  человек не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки  решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от  спора. Такое поведение возможно , если исход конфликта для человека не  особенно важен, либо ситуация слишком сложна и разрешение конфликта  потребует много сил у его участников, либо не хватает власти для решения  конфликта в свою пользу.     Противоборство, конкуренция характеризуется активной борьбой  индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств  давления на оппонента, использование зависимости других участников от  него. Ситуация воспринимается индивидуумом как крайне значимая для него,  как вопрос победы или поражения.      Уступчивость, приспособление. Действие направлено на сохранение или  восстановление благоприятных отношений с оппонентом путём сглаживания  разногласий за счёт собственных интересов. Такое поведение в конфликте  используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить  хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные  интересы, если у индивида мало шансов на победу.       Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поисках  решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывает  при этом и свои интересы. Данная форма требует положительной работы и  участия всех сторон. Возможны всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий выработка общего решения с соблюдением интересов всех  участников.      При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счёт взаимных уступок, на выработку промежуточного решения,  устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но не  теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты  обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы. Их  устраивают промежуточное решение на определённый период времени.    Стили избегания и уступчивости  не предполагают активного использования  конфронтации при решении конфликта. При противоборстве и  сотрудничестве конфронтация является необходимым условием выработки  решения.  Если человек не существует для меня как человек, в отношениях с ним не возникает конфликта.   Итак, конфликтов «не бывает»:   когда у человека отсутствует своё «Я» или оно подавлено  другим субъектом;  когда субъект не умеет или не желает видеть за предметами  отношений;  когда внешний конфликт переходит во внутренний план;  когда субъект не желает решать проблему;  когда субъект бежит от свободы выбора;  когда субъект обладает умением видеть конфликт на ранней  ступени его развития и снимает его в этот момент. Для чего нужны конфликты?  помогает нам выйти на новый этап развития личности;  помогает нам выйти на новый уровень развития  межличностных отношений.   Нет конфликта, отсутствует развитие, и личность легко превращается в  живой труп, который со временем становится неинтересен большинству  окружающих. Конфликт хорош и нужен тогда, когда он помогает достичь в  процессе его разрешения иной высоты своего развития.     Игра – упражнение.      Предлагается рассчитаться на первый и второй номера, затем сесть за  столы парами. Сначала приглашаются для объяснения задания все у кого  второй номер, и предлагается, к примеру, нарисовать обязательно собаку.  Затем приглашаются вторые номера, и сообщают их задачу – нарисовать, к  примеру, дом. И тем и другим сообщается, что задание они будут выполнять,  не разговаривая с партнёром, по команде руководителя, одновременно на  одном листе бумаги и одним маркером.    Когда все выполняют задание, необходимо обсудить задание. Одни  участники начнут противоборствовать и не нарисуют дом и собаку, а другие,  взаимодействуя друг с другом, выполняют свои задания быстро и хорошо.  Обсуждение упражнения: 1. Почему одним удалось выполнить задание, другим нет? 2. Как возник конфликт? Почему он произошёл? 3. Как можно было решит задание без конфликта? Пример: История Андрея и Тони.   Андрей и Тоня были счастливы, потому что родители купили им обоим  замечательные подарки. Тоня получила барабан и так обрадовалась, что сразу  же начала играть на нём. Андрей также был очень рад, потому что они оба  получили подарки, оба могли немедленно играть, но через некоторое время  увидели, что не могут сконцентрироваться, если играют одновременно.  Прекратив играть, Андрей попросил Тоню сделать перерыв и дать  возможность поиграть ему одному. Тоня сказала, что свист её не беспокоит, и  что она будет продолжать играть на барабане. Её ответ так рассердил Андрея, что он начал свистеть очень громко, и тогда Тоня стала играть ещё громче,  Они состязались друг с другом и устроили такой шум, что в комнату вошли  родители. Предлагается каждому продолжить на листе бумаги свою концовку истории. Какую позицию займут родители? Какие есть возможности мирного разрешения конфликта?  Итог занятия. ­ Что нового ты узнал на занятии? ­ Какой тренинг был для вас самым необходимым? ­ Какой вывод сделали вы из беседы на встрече клуба.  Мои ощущения в лучах солнца. С кем тебе было сегодня интересно работать? Кому ты можешь сказать  спасибо?

Занятие- тренинг "Конфликты. Конфликты? Конфликты!"

Занятие- тренинг "Конфликты. Конфликты? Конфликты!"

Занятие- тренинг "Конфликты. Конфликты? Конфликты!"

Занятие- тренинг "Конфликты. Конфликты? Конфликты!"

Занятие- тренинг "Конфликты. Конфликты? Конфликты!"

Занятие- тренинг "Конфликты. Конфликты? Конфликты!"

Занятие- тренинг "Конфликты. Конфликты? Конфликты!"

Занятие- тренинг "Конфликты. Конфликты? Конфликты!"

Занятие- тренинг "Конфликты. Конфликты? Конфликты!"

Занятие- тренинг "Конфликты. Конфликты? Конфликты!"

Занятие- тренинг "Конфликты. Конфликты? Конфликты!"

Занятие- тренинг "Конфликты. Конфликты? Конфликты!"

Занятие- тренинг "Конфликты. Конфликты? Конфликты!"

Занятие- тренинг "Конфликты. Конфликты? Конфликты!"

Занятие- тренинг "Конфликты. Конфликты? Конфликты!"

Занятие- тренинг "Конфликты. Конфликты? Конфликты!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2018