Занятие «Весенние праздники русского народа»
Оценка 5

Занятие «Весенние праздники русского народа»

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
04.04.2018
Занятие «Весенние праздники русского народа»
Тысячи лет календари служили людям, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотится и рыбачить. Годовое колесо несло в себе особый смысл, который заключался в вечном перерождении и обновлении всего живого. Календарь важен не только буднями, его всегда украшают веселые праздники. Почти все праздники совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому имеют значение не только духовное, но и иное - приобщение к Природе, привнесение в свою жизнь чувства того, что Земля – живая. Предлагаю отправиться в увлекательное путешествие.Тысячи лет календари служили людям, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотится и рыбачить. Годовое колесо несло в себе особый смысл, который заключался в вечном перерождении и обновлении всего живого. Календарь важен не только буднями, его всегда украшают веселые праздники. Почти все праздники совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому имеют значение не только духовное, но и иное - приобщение к Природе, привнесение в свою жизнь чувства того, что Земля – живая. Предлагаю отправиться в увлекательное путешествие.
Занятие Весенние праздники русского народа Microsoft Word.docx
Материалы к занятию «Весенние праздники русского народа» Беляева Ирина Ивановна Воспитатель/классный руководитель Слайд 1, 2, 3 Толковый словарь Даля ­ КАЛЕНДАРЬ: таблица или книжка с перечнем всех дней в году ”с различными  справочными сведениями” Отрывной к. Настольный к. ­ КАЛЕНДАРЬ: распределение по времени ”дням, месяцам” отдельных видов деятельности К. занятий. К. футбольных игр. ­ КАЛЕНДАРЬ: способ счисления дней в году Солнечный к. ”в к­ром согласуются движение Солнца и смены лунных фаз”. Юлианский к.  ”старого стиля”. Григорианский к. ”нового стиля”. Толковый словарь Ожегова Календарь ­ , календаря, м. (латин. calendarium).  1. Справочная таблица или книга, в к­рой перечислены в последовательном порядке все  дни года с указанием различных других сведений (праздников, исторических дат, каких­н.  литературных произведений и т. п.). Настольный календарь. Отрывной календарь. (где  каждый день ­ на особом листке, отрываемом по прошествии дня).  2. Способ счисления дней в году. Реформа календаря. Юлианский календарь. (старого  стиля; по имени Ю. Цезаря). Грегорианский календарь. (нового стиля; по имени папы  Григория 13).  3. Распределение занятий, работы, состязаний и т.п. по дням, месяцам (спец., офиц.).  Календарь спортивных состязаний;  КАЛЕНДАРЬ м. (календы, у римлян, первый день месяца) роспись всех дней в году, с  показанием и других, к сему относящ., сведений; месяцеслов. Святцы составляют часть  календаря, а сведения астрономические, по суточному и годовому обращению земли и  планет, другую. Врут все календари! Грибоедов. Кто по календарю сеет, тот редко веет.  Календарным теплом не угреешься, ему не верят. Календарник м. составитель календарей.   Тысячи лет календари служили людям, помогая им в срок возделывать землю, собирать  урожай, охотится и рыбачить. Годовое колесо несло в себе особый смысл, который заключался  в вечном перерождении и обновлении всего живого. Календарь важен не только буднями, его всегда украшают веселые праздники.   Почти все праздники совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому имеют значение не  только духовное, но и иное ­ приобщение к Природе, привнесение в свою жизнь чувства  того, что Земля – живая. Предлагаю отправиться в увлекательное путешествие. Народный календарь – энциклопедия крестьянской жизни.  ­ Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с  его праздниками и буднями. Издавна основным занятием славян было земледелие, поэтому  культура в целом и основная масса обрядов и праздников носила аграрный характер. ­ Народный календарь, возникший в глубокой древности, был пропитан язычеством.  Все, что окружало человека, было одушевлено благожелательной или злой силой,  доставляло радость или печаль. В календаре наделялись свойствами живых существ  солнце­батюшка, земля­мать, месяц­молодец, весна­молодица, зима­белолица, осень­ водяница.  ­ Названия праздников нередко включали эпитеты, не имевшие ничего общего с  христианским содержанием, они могли быть святыми, светлыми, чистыми, благими.  Недели имели свои персональные названия: пестрая, всеядная, сырная, зеленая, постная и  др. Для обозначения праздника широко использовались цвета: дни бывали белыми,  красными, черными и зелеными. Также дни могли быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными.  Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и  длительного хозяйственного опыта. Народный календарь существовал и развивался в  устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке. Деревенские праздники были  разнообразны и многочисленны. Они были подчинены календарному циклу  сельскохозяйственных работ. Посредниками между человеком и неведомыми силами  природы становились куклы как самый доступный и понятный образ. Уже с 7–9 лет  девушка начинала прясть, и первое, что она делала из ткани, ­ были куклы. Это были не  просто игрушки, а куклы – обереги. Слайд 4.  ЗИМУШКА – ЗИМА  так ласково называли в русском народе самое суровое  время года, стараясь магией слов «зимушка», «зимунья», «зимонька» смягчить холода.  Отсчёт зиме в народе вели с первых заморозков и до первой капели. Слайд 5.   Зимние праздники русского народа. Слайд 6.  СТУДЕНЬ.  ПРОСИНЕЦ.    СНЕЖЕНЬ. Слайд 7. 9 декабря –  6 января –  19 января – 15 февраля –  КУТЕЙНИК, КРЕЩЕНИЕ, СРЕТЕНЬЕ, ЕГОРИЙ ХОЛОДНЫЙ Слайд 8.  9 декабря – ЕГОРИЙ ХОЛОДНЫЙ 6 января – КУТЕЙНИК, 19 января – КРЕЩЕНИЕ,  15 февраля – СРЕТЕНЬЕ, Слайд 9.  14 декабря –  25 декабря 1 января –  29 февраля –  СПИРИДОН СОЛНЦЕВОРОТ,НОВЫЙ ГОД,  КАСЬЯН ЗАВИСТЛИВЫЙ, НАУМ ГРАМОТНИК Слайд 10.   14 декабря – НАУМ ГРАМОТНИК 25 декабря ­ СПИРИДОН СОЛНЦЕВОРОТ 1 января – НОВЫЙ ГОД,   29 февраля – КАСЬЯН ЗАВИСТЛИВЫЙ, Слайд 11.  Весенние праздники русского народа Слайд 12. ЗИМОБОР. Этот месяц в народе зовется зимобор, а так же протальник, березень, березозол,  дорогорушитель,  каплюжник, грачевник.   Речь пойдет о марте. В марте отмечается много  праздников по народному календарю. Слайд 13. 10 марта отмечается Тарасий – кумошник.  «Хоть по стенке ходи, а спать погоди» говорили про этот день в старину, а то нападет  кумоха ­ нечистая сила, не сулит она добра. Начнет человека среди дня крутить, ввечеру  ноги ломить. Кумохе один день в году выпадает взойти на крыльцо, пошастать по дому и   если человека среди бела дня склонило ко сну, то, как он сможет помешать нечистой силе  неладное творить. С приходом весны человек в условиях весеннего авитаминоза становится слабым и  сонливым. Если не уловить ритм пробуждающейся природы и спать днем ­ это уже болезнь, нападает кумоха. Слайд 14.   14 марта – день Весновки ­ свистуньи, первая встреча Весны.  Этот день  считался началом нового года в русском земледелии. Авдотья – плющиха. Снег  плющится, оседает. В этот день узнавали о том, какое будет лето. Примета: На Весновку  погоже – всё лето пригоже". По древнему обычаю, детям делали свистульки, и  ребятишки, подражая голосам птиц, приманивали, как считалось, своим свистом весну,  чтобы год был урожайный, счастливый. Отсюда и название Весновка­свистунья. Дети  отыскивали возле села первые проталины и с этих предвестников лета окликали весну:  "Приди, солнышко, и к нашим окошечкам". Мартовской водой в этот  день мыли в доме  полы, этой же водой – "снежицей" обливали стены, поливали цветы, обтирали больных.  Говаривали у Евдокии (Авдотьи­плющихи) – вода, у Егория (в мае) – трава. Пекли  обрядовое печенье, придавая им форму жаворонков, им и кормили птиц, вестниц весны.  Даже кикиморы лесные в этот день делались смирными и ручными. Слайд 15. 22 марта Сороки, сорок мучеников.  На Сороки хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков – «сороки святые –  колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко,  приговаривая: «Мороз, красный нос, Вот тебе хлеб и овес, А теперь убирайся, Подобру  –  поздорову!» Верили, что мороз, наевшись шариков, не станет мешать крестьянам в посевных работах. На Сороки пекли «Жаворонков». Печеных жаворонков насаживали на длинные палочки и  выбегали с ними на пригорки закликать птиц: Жаворонки прилетите, Студену зиму унесите: Теплу весну принесите, Зима надоела, Весь хлеб поела! Птичек обычно съедали. А головы отдавали скотине, или хозяйке дома приговаривая: «  Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен высоко стоял». Иногда в одну из птичек запекали монетку, кому доставалась монетка, считался на весь год счастливым и хранил эту монетку на божнице или носил с собой.  Слайд 16.   СНЕГОГОН, заиграй овражки, цветень. Начинается при снеге, а кончается  при зелени. Открывает ключи и воды. Перелистаем народный календарь апреля.  Слайд 17.  3 апреля Водопол зачастую называется также и «Днем Рождения Водяного»,  что не совсем верно, потому как речь идёт не о рождении, а о пробуждении от сна под  ледяным покровом. Празднование   этого   дня   может   разниться   в   зависимости   от   климатических   условий местности. В дни пробуждения Водяного (вместе с которым пробуждаются и все бактерии – спавшие в ледяной колыбели) особо скверным считается попадание в водоём различного рода   грязи.   В   этот   день   от   мусора,   грязи,   веток   и   камней   очищаются   берега   и   уже истончившаяся корка льда. Это не только  дань уважения  Природе, но и представление о Водяном ­ как о покровителе всего, находящегося в непосредственной близи от водоёма. На Водопол задабривают Водяного ­ в воду опускается собранная коллективно треба ­ один   или   несколько   караваев   хлеба.   Хлеб   разламывается   на   равные   куски   всеми участниками и опускается в воду с благими пожеланиями Хозяину водоёма. Иногда всё это сопровождается игрой на музыкальных инструментах или пением. Как­либо колебать гладь воды, не желательно. Поэтому и хлеб в воду не кидается, а опускается. Также следует помнить, что монеты, приносимые часто в дар водяному, являются для него не меньшей скверной, чем мусор. В отличие от хлеба, которым кормят рыбу, монеты засоряют воду. Не стоит в это время ­ брать из водоёмов воду, особенно для обрядовых целей. Водяной в силу занятости часто не может отследить её исчезновение, и такая вода скорее будет проклята   спохватившимся   Хозяином   (как   правило   ­   заражена   болезнетворными бактериями). Водопол ­ время активизации не только водяного, но и многих других духов, в том числе и домовых, которые, согласно представлениям, впервые за зиму могут выйти на улицу. Лучший способ отметить праздник ­ это не только помочь Водяному, но и убраться в доме и привести в надлежащий порядок все дела. Слайд 18.   7 апреля Благовещенье. В народе издревле веровали, что на Благовещенье,  которое знаменовало начало весны и нового сельскохозяйственного года, сам Господь  благославляет землю и открывает ее на плодородие, на сеяние. Существовал обряд  "освещения" посевного зерна: крестьянин ставил в кадку с зерном благовещенскую икону и приговаривал: "Мати Божия, Гавриил­Архангел, благословите нас урожаем". В канун  Благовещенья крестьяне ходили в подвалы или погреба, где брали капустный кочан  (незаметно для чужих) ­ первый, снятый осенью с огорода, и клали его на землю.  Существовало поверье, что если на следующий день, идя от благовещенской обедни, взять  этот кочан, то на нем можно найти семена. Если вместе с этими семенами посадить  рассаду, то для капусты, выросшей из нее, не будут страшны никакие заморозки ­ ни  весенние, ни осенние. В этот день перепекают соль в печи. С этой солью пекут  булки – «Бяшки», которыми  лечат скотину. Среди благовещенских обычаев бытовали и древние языческие ритуалы, в которых  выражались вера в очистительную силу огня: сжигались старые постель, обувь, одежда;  окуривались помещения домой и надворных построек, чтобы предохранить себя и скотину  от болезней. Благовещенье воспринималось в народе как праздник весны, как символ начала всеобщего  благоденствия ­ в природе и в жизни людей. Вероятно, с этим связан добрый обычай в этот  день выпускать из клеток, тенетов и сетей птиц на волю. Слайд 19.   На Благовещенье весна…. Цыган на Благовещенье….. На Благовещенье дождь ­……. Слайд 20.   На Благовещенье весна зиму поборола. Цыган на Благовещенье шубу продает. На Благовещенье дождь ­ родится рожь. Слайд 21.  16 апреля 2017 года Пасха. В христианском календаре самый главный праздник – Пасха – очень древний праздник, но для христиан он приобрел особое значение. Сын Божий Иисус был распят на кресте за грехи людские. Но на третий день после смерти он воскрес! Поэтому мы знаем, что наша душа бессмертна. А случилось это именно на Пасху. С тех пор мы каждый год празднуем Светлое Воскресенье! Кстати, седьмой день недели был назван «Воскресеньем» именно поэтому.   Пасхе   предшествует   строгий   40   ­дневный   пост,   во   время   которого   взрослые кушают   только   постную   пищу,   молятся,   каются,   таким   образом,   происходит   духовное очищение. Даже все семейные праздники, выпадающие на пост,  переносят на Пасху. В пасхальное воскресенье люди посещают церковь, где батюшка освящает куличи, яйца. Лишь   после   церкви   семья   собирается   за   богатым   праздничным   столом,   угощаются пасхальными куличами (пасочками), а дети играют с крашеными яичками. Все поздравляют друг друга, целуют, говорят: «Христос воскрес» и слышат в ответ: «Воистину воскрес!».  А традиция пошла вот откуда: на Пасху к римскому императору Тиберию пришла Мария  Магдалина с благой вестью: « Христос воскрес!»­ сообщила она и преподнесла в дар  императору куриное яйцо. Император рассмеялся и сказал, что скорее яйцо станет красным, чем он поверит в это. И на глазах у изумленной публики белое яйцо в руках Марии Магдалины стало красным! Когда Тиберий это увидел, он был поражен и ответил: «Воистину воскрес!». С тех самых пор возникла традиция красить яйца в красный цвет и приветствовать друг друга.  Позже яички на Пасху стали раскрашивать разными цветами и назвали их «крашенки»,  яйца, на которых рисуют различные рисунки, зовут «писанки». А бывает, что яйца  покрывают воском, красят, потом иголочкой выцарапывают различные узоры. Такие яйца  зовут «драпанки».   Драпанка                                              крашенка                                        писанка   Символы Пасхи:  СВЕТ   (поэтому   стараются   донести   зажженную   свечку   из   церкви   домой),   ЖИЗНЬ   (ее символизируют яйца – символ новой жизни, кролик – символ плодовитости),   ПАСХАЛЬНЫЙ   КУЛИЧ   и,   конечно   же, КРЕСТ,   ведь   именно   на   нем   распяли   Иисуса.   Крест   стал главным   символом   христианства.   Символом   чистоты   и невинности считается ЯГНЕНОК. Раньше было принято на пасхальный стол печь барашка из теста. Слайд 22.  На печи кочет поет, Спать Акульке не дает. (Сверчок) Слайд 23.   17 апреля Иосиф Песнопевец.  Окна настежь – теплу дорогу застишь!  С этого дня слышатся голоса сверчков и, впервые, подает голос журавль.  Если сверчок кричит — время пахать под рожь. Крестьяне верили, чтобы спина не болела от полевых работ, надо увидев в первый раз  пролетающих журавлей, лечь на траву и переворачиваясь с боку на бок, приговаривать: Журавель. Журавель, У тя шея колом, А у меня спина колесом, А не крюком. Спина при полевых работах будет «пружинная»  В этот день устраивали смотрины ольховые — шли глядеть за деревню, как ольха  зацветает. Ольху в народе использовали с различной целью: настоем шишек лечили  желудок, полоскали при простуде горло. Сруб колодезный тоже часто из ольхи вырубали. Если ольха сильно цветет, то пора ульи доставать. Слайд 24. Травень холодный – год хлебородный. Май леса наряжает, лето в гости  поджидает. Перелистаем народный календарь мая.  Слайд 25. 6 мая Егорий весенний, Георгий Победоносец.  На Руси два Егория: один холодный, другой голодный (9 декабря и 6 мая). Юрьев день – праздник пастухов.  С ночи начинали ходить по домам подростки с бубнами  и петь песню «Батюшка Егорий», за что получали гостинцы – крашеные яйца, обрядовое  печенье  в виде «коровок», «лошадей» – «козульки». В этот день выгоняли скотину в поле  вербой, срезанной в вербное воскресенье, служили молебен о сохранности скота от зверя  лютого, человека лихого.  В этот день прилетают ласточки. Начинают прислушиваться к голосу кукушек: Кукушка кукует до Егория – к неурожаю и падежу скота. При первой кукушке брякни деньгами, чтобы водились. С Егория открывается сезон хороводов.  Георгий Победоносец покровитель Российской столицы и русского воинства. Со времен  Ярослава изображение этого святого встречается на княжеских печатях и монетах. В  царстве Фёдора Иоановича монету с изображением Георгия Победоносца давали воинам за  храбрость и носили её на шапке или на рукаве. Орденом Георгия Победоносца награждали  выдающихся военноначальников.  Слайд 26. 18 мая Арина – рассадница. В день Арины высаживают на огороде капустную  рассаду. По традиции, посадкой овощей занимались исключительно женщины: если посадит  овощи мужик, то они зацветут, но не дадут плодам. Заговаривали бабы, сажая капусту: Не будь  голенаста, будь пузаста, не будь пустая — будь тугая, не будь красна – будь вкусна. Посадив первый кочан, покрывают его большим горшком, а горшок белой скатертью, чтобы были большие, тугие и белые вилки. При посадке рассады не едят хлеба, чтобы куры  капусту не выклевали. «Капусткой» называют один из видов хоровода. В Новгородчине с Арины начинали сажать огурцы. Слайд 27. Без капусты щи….  Где щи, тут ……  Щей поел, словно ……  Для чего огород городить, коли ….. Слайд 28. Без капусты щи не густы.  Где щи, тут и нас ищи.  Щей поел, словно шубу надел.  Для чего огород городить, коли капусты не садить? Слайд 29.  24 мая в славянских государствах широко отмечается день святых просветителей  Кирилла и Мефодия ­ День славянской письменности и культуры,  Идея возобновления общенационального, общественного празднования этого дня  в России  родилась в 1985 году, когда славянские народы вместе с мировой общественностью  отмечали 1100­летие со дня кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского и  Паннонского. Труды этих великих просветителей стали общим достоянием всех славян,  положили основу их нравственному и умственному развитию. Так велика заслуга братьев  Кирилла и Мефодия в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских  народов.  В 863 г. по заданию моравского князя Ростислава два монаха — два брата —  составили новый алфавит. Часть букв взяли у греков, часть придумали сами для  обозначения тех звуков, которые были только в славянской речи. И быстро перевели на  славянский язык несколько книг. За это братья перенесли множество гонений со стороны  тех, кто препятствовал распространению книжной мудрости на восток. Но много лет  спустя они были причислены к лику святых православной церковью. День этих святых  празднуется во всех славянских странах в мае как День славянской письменности. От  имени одного из братьев пошло название славянской азбуки — «кириллица». Так появилась в славянских странах своя письменность.  Шли десятилетия, она изменялась, совершенствовалась, исчезали буквы, которые  оказывались лишними, изменялось начертание букв. Каждый славянский народ изменял ее  по­своему, приноравливая к своему языку. Слайд 30. Календарь. Слайд 31. Травень Зимобор Снегогон Слайд 32. 22 марта  ­ день сорока мучеников – чем он знаменателен в народе? В этот день ожидали  прилёт жаворонков, хозяйки пекли из теста птичек, дети закликали весну. 22 марта Сороки. Особое внимание Весеннему солнцестоянию. Во всех славянских населениях Это главное явление, Оно как будто посвящение На все праздники весенние. Сороки давно известны В Белоруссии чудесной. Сорок птичьих стай прилета Ждали там с большой охотой. Из теста там пекли хозяйки Фигурки, жаворонков стайки.  Сорок шариков пекли, Чтобы лето завлекли, Чтоб ушел скорей мороз, Чтоб рожь росла и спел овес. Из ржаной муки, овсяной Пекли птичек постоянно, Бежали с ними на задворки, На лужайки, на пригорки, Весну и лето закликали, Богатых урожаев ждали: «Жаворонки, прилетите, Студену зиму унесите! Зима нам надоела, Весь хлебушек поела» В одну из птичек там нередко Старались запекать монетку. Кому монетка достается С тем счастье год не расстается. Мальчики там с давних пор Босые бегали во двор, Чтоб сорок щепочек повыше Перекинуть через крышу. Верили они при этом, Что птичьи гнезда будут летом. Те обряды уважая, Люди ждали урожая. Слайд 33.  В этот день «Птица гнезда не вьёт, девица косы не плетёт». Расскажите об этом празднике. На Благовещенье, которое знаменовало начало весны и нового сельскохозяйственного года, сам Господь благославляет землю и открывает ее на плодородие, на сеяние. Существовал  обряд "освещения" посевного зерна: крестьянин ставил в кадку с зерном благовещенскую  икону и приговаривал: "Мати Божия, Гавриил­Архангел, благословите нас урожаем". В  канун Благовещенья крестьяне ходили в подвалы или погреба, где брали капустный кочан  (незаметно для чужих) ­ первый, снятый осенью с огорода, и клали его на землю.  Существовало поверье, что если на следующий день, идя от благовещенской обедни, взять  этот кочан, то на нем можно найти семена. Если вместе с этими семенами посадить  рассаду, то для капусты, выросшей из нее, не будут страшны никакие заморозки ­ ни  весенние, ни осенние. В этот день перепекают соль в печи. С этой солью пекут  булки – «Бяшки», которыми  лечат скотину. Среди благовещенских обычаев бытовали и древние языческие ритуалы, в которых  выражались вера в очистительную силу огня: сжигались старые постель, обувь, одежда;  окуривались помещения домой и надворных построек, чтобы предохранить себя и скотину  от болезней. Благовещенье воспринималось в народе как праздник весны, как символ начала всеобщего  благоденствия ­ в природе и в жизни людей. Вероятно, с этим связан добрый обычай в этот  день выпускать из клеток, тенетов и сетей птиц на волю. Слайд 34.  Этот день посвящен святому, монетой с изображением которого в  давние времена  награждали лучших воинов.  О каком весеннем празднике  идёт речь?    Слайд 35.  6 мая Егорий весенний, Георгий Победоносец.  Георгий Победоносец покровитель Российской столицы и русского воинства. Со времен  Ярослава изображение этого святого встречается на княжеских печатях и монетах. В  царстве Фёдора Иоановича монету с изображением Георгия Победоносца давали воинам за  храбрость и носили её на шапке или на рукаве. Орденом Георгия Победоносца награждали  выдающихся военноначальников.  Слайд 36. Слайд 37. 10 марта      День святых просветителей 17 апреля     День Весновки ­ свистуньи 24 мая         Тарасий – кумошник. 14 марта     Иосиф Песнопевец. Слайд 42.  До новых встреч! 10 марта      Тарасий – кумошник. 17 апреля       Иосиф Песнопевец.  24 мая         День святых просветителей 14 марта     День Весновки ­ свистуньи Слайд 38. Игра неизвестное об известном. 1­я попытка.  Их изготавливают и в виде домика или терема: с башенками, лестницами, нарядным  крыльцом – дескать, заходи, царевна, живи. Были встарь с гусями – лебедями, несущими на крыльях Иванушку за синие леса, за высокие горы. С богатырями пешими да конными. А к празднику их украшали надписью из букв узорчатых. Например: «Кого люблю, тому  дарю». Иногда они даже превращались в награду – словно медалью или орденом награждали за  верную службу. Ими наделяли в знак уважения, «в почесть», как тогда говорили…. Были они печатные. Почему печатные – потому что на доске, с помощью которой они  делали, мастера­умельцы острым ножом вырезали рисунки. Картинки их были очень  красивы и затейливы: причудливые птицы с человечьими головами в коронах, в окружении  листьев, цветов и зверюшек или сказочные сюжеты. При помощи только одной доски их  можно было сделать великое множество. А ещё выпускали вырезные, фигурные. Слайд 39. 2­я попытка.  Слайд 40. 3­я попытка. Они бывают медовые, мятные, шоколадные, фруктовые ( из  Слайд 41. Пряники подкрашенного сиропом теста). Но самые известные, конечно, тульские и городецкие.

Занятие «Весенние праздники русского народа»

Занятие «Весенние праздники русского народа»

Занятие «Весенние праздники русского народа»

Занятие «Весенние праздники русского народа»

Занятие «Весенние праздники русского народа»

Занятие «Весенние праздники русского народа»

Занятие «Весенние праздники русского народа»

Занятие «Весенние праздники русского народа»

Занятие «Весенние праздники русского народа»

Занятие «Весенние праздники русского народа»

Занятие «Весенние праздники русского народа»

Занятие «Весенние праздники русского народа»

Занятие «Весенние праздники русского народа»

Занятие «Весенние праздники русского народа»

Занятие «Весенние праздники русского народа»

Занятие «Весенние праздники русского народа»

Занятие «Весенние праздники русского народа»

Занятие «Весенние праздники русского народа»

Занятие «Весенние праздники русского народа»

Занятие «Весенние праздники русского народа»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018