Я и мой ребёнок: поиск взаимопонимания
Семинар-практикум
Цель и задачи: создание эмоционального настроя на работу по изменению стереотипов во взаимоотношения с детьми, научить родителей некоторым правилам и приёмам, облегчающим общение с подростками: выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей у ребёнка уважение к себе.
Участники: родители «трудных» подростков.
Оборудование и оснащение: магнитофон, аудиозапись со спокойной музыкой.
Ведущий:
Голос детства из дальней дали до отрочества долетает.
Подросток его презирает и слышать его не хочет.
«нет, нет, - он бормочет, - это вовсе не я,
Это просто ребёнок, который не знает, что говорит…»
Но ребёнок всегда говорит только то, что знает,
Даже если молчит, и особенно если молчит.
А подросток растёт, вырастает, но покуда ещё не подрос.
Он не может в себе подавить ни смятенья, ни смеха, ни слёз.
Воспитателям хочется,
Чтобы из него получилось подобие прочих,
Которых они уже вывели на дорогу, -
Но подростку не хочется думать в ногу
И не хочется по приказу мечтать.
Ему бы в детство опять…
(Жак Превер)
Подростковый возраст – сложный и во многом противоречивый период жизни ребёнка. Недаром его называют периодом «бури и натиска», «проб и ошибок». Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать как стремление к самостоятельности. Чаще всего конфликты подростка со взрослыми возникают там, где родители не хотят или не умеют разговаривать со своими повзрослевшими детьми по-другому. Подростковый возраст – в высшей степени сложный и противоречивый период становления личности – требует от родителе2 умелой поддержки.
Психологический смысл поддержки другого человека состоит в том, чтобы, общаясь с ним, давать ему понять, что вы видите в нём позитивные стороны его личности, на которые он может опереться при ошибках и неудач. Овладеть навыком поддержки – это научиться видеть сильные стороны ребёнка и говорить ему об этом.
Чтобы освоить навыки поддержки, необходимо помнить о принципе безусловного принятия ребёнка. Это значит, любить его не за то, что он красивый, умный, отличник, помощник, а просто так, просто за то, что он есть.
Упражнение «Желанный гость» (на фоне музыки)
Закройте на минутку глаза, и представьте, что вы дома. Звонок в дверь – и на пороге ваша подруга или друг. Как вы показываете, что этот человек вам дорог, что вы ему рады?
Теперь представьте, что это ваш собственный ребёнок, вот он приходит из школы, и вы показываете, что рады его видеть. Представили? В чём разница? Всегда ли мы показываем нашим детям свои чувства? Мы поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ним будет включать:
· Принятие;
· Внимание;
· Признание (уважение);
· Одобрение;
· Тёплые чувства.
Моделируя своё отношение к детям в соответствии с указанными принципами, мы научим их устанавливать добрые отношения с родственниками и другими людьми. Однако родителям очень непросто в общении со своими детьми-подростками учитывать психологически особенности возраста. Упражнение, которое вам сейчас предстоит выполнить, поможет учитывать эти способности.
Каждой группе предлагается один-два аспекта психологических особенностей подросткового возраста и описания его проявления в поведении и предлагается найти оптимальный способ их учёта в процессе общения с подростком. После 2-3 минут обсуждения в группах идёт презентация и общее обсуждение.
Психологические особенности подростка |
Как они проявляются в поведении подростков |
Как я это учитываю (возможные варианты) |
Чувствительность к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей. |
Подростки становятся обидчивыми. Для них лучше ничего не сказать, чем сказать и ошибиться. Они хотят выглядеть лучше всех и производить впечатление. |
- Я избегаю оценок. - Даю возможность высказаться. - Поощряю инициативу. |
Реакция эмансипации - стремление высвободиться из под контроля, опеки взрослых, внешнее бунтарство, демонстративность. |
Проявляется как сопротивление правилам, громкое обсуждение слов или поступков взрослых. |
- Даю право высказывать свои мысли. -Отказываюсь от менторского тона, необоснованных запретов, нотаций. |
Потребность в общении и дружбе, страх быть отвергнутым. |
Часто избегают общения из страха. Поэтому многие не могут сформатировать глубокие межличностные отношения. |
-Поддерживаю. -Подбадриваю. |
Стремление быть принятым в своей социальной роли статусе. |
Может быть ярко выражено стремление к эпатажности, приукрашиванию своих «подвигов», как социально-приёмлемых, так и наоборот. Болезненно воспринимают потерю авторитета в группе. |
-Не даю резких оценок «подвигам». -Спрашиваю, есть ли другие мнения. |
Склонность к риску, острым ощущениям. |
Неумение адекватно оценивать свои силы. Не думают о своей безопасности. |
-Демонстрирую уверенное, спокойное поведение. |
Подверженность влиянию со стороны сверстников. |
Боязнь твёрдо выразить своё мнение и оказаться «белой вороной». Не обладают навыками самостоятельного принятия решений. |
-Обучение навыками своего мнения. -Демонстрация уверенного отстаивания своей позиции.
|
Низкая устойчивость к стрессам. |
Могут действовать необдуманно, вести себя неадекватно. |
-Провожу беседу о способах реагирования в стрессовых ситуациях, демонстрирую на собственном опыте. |
Ведущий: признание и уважение очень нужно каждому человеку, а ребёнку особенно. Покажите своему ребёнку, что вы уважаете его. Здесь важны только высказывание вслух комплименты, а не то, что вы имеете виду, но не говорите. Используйте принцип «здесь и теперь». Признание должно выражаться в настоящем времени и описывать события настоящего момента. Предлагаю потренироваться. Каждый из вас сейчас постарается сказать комплимент своему соседу справа. Итак, комплименты по кругу!
Вопросы для рефлексии.
1. Легко ли было подобрать комплимент?
2. Что Вы чувствовали, когда говорили комплименты?
3. Какие чувства Вы испытывали, когда Вам говорили комплимент?
Вывод (может сделать один из родителей): Особенно следует помнить о тёплой эмоциональной атмосфере в вашем доме. Её главное условие – дружелюбный тон общения. Кроме того нужно иметь запас больших и маленьких праздников, семейных традиций, которые будут создавать атмосферу радости. Зона радости – это «золотой фонд» жизни с ребёнком.
Ведущий: Сейчас по кругу нужно продолжить фразу: «Зона радости в моей семье - это…»
После этого происходит обмен мнениями (родители знакомятся с ритуалами, которые нравятся детям и которые могут создать «зону радости» в семье). Ведущий подводит участников к выводу, что зона радости – это залог бесконфликтной дисциплины в семье.
Далее родителям предлагается высказать своё мнение на тему «Новые гуманистические принципы взаимоотношения взрослых и детей».
Принцип равенства: мир детства и взрослости – совершенно равноправные части мира человека, их достоинства и недостатки дополняют друг друга.
Принцип диалогизма: мир детства представляет собой особую ценность для взрослых – целостный диалог двух миров означает учебно-воспитательный процесс, в котором обучение представляет собой движение содержания мира взрослости в мире детства, в воспитании, напротив, движение содержания мира взрослости.
Принцип сосуществования: мир детства и мир взрослых должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идеи невмешательства, ненавязывания друг другу своих ценностей и законов, любая акция взрослых или детей не должна наносить ущерба другим.
Принцип свободы: предоставление миру детей полной свободы в выборе собственного пути. Взрослые обязаны сохранять жизнь и здоровье людей.
Принцип соразвития: процесс развития мира детей идёт параллельно развитию мира взрослых, аномалией процесса развития является остановка самоактуализации как ребёнка, так и взрослых.
Принцип единства: мир детства и взрослых не образует двух разграниченных миров, но составляет единый мир людей.
Принцип принятия: особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, каковы они есть. Отношения могут складываться только на безоговорочной любви. Ненависть может проявиться лишь в отношении поступка, но не человека, ибо человек больше, чем его негативный поступок.
Упражнение «Диалог» (звучит спокойная музыка).
Сядьте удобно. Закройте глаза. Мысленно посадите вашего ребёнка. Представьте его позу, одежду, выражение лица. Поговорите с ним, расскажите, как вы его любите, как он вам дорого. Не ограничивайтесь одной-двумя фразами, постарайтесь наиболее полно выразить своё отношение, мысли и чувства к ребёнку. Затем расскажите ему, за что на него обижены, почему не довольны им.
Мысленно или реально пересядьте на стул, где и сидел ваш ребёнок. Почувствуйте, что вам теперь хочется ответить. Скажите это, не ограничиваясь одной фразой. Этот диалог можно продолжить сколь угодно долго, но завершить его нужно словами любви и принятия.
Ведущий: «Мыслей у детей не меньше, и они не беднее не хуже, чем у взрослых, только они другие… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет более сложного искусства, чем умение говорить с ними». Этими словами замечательного педагога Януша Корчака мы завершаем нашу сегодняшнюю встречу, но надеюсь, она поможет вам вести диалог со своими детьми на одном языке – языке понимания и любви.
Рефлексия (участники по мере готовности отвечают на вопросы).
· Что именно для Вас было полезно на сегодняшней встрече?
· Что является самым важным из того, чему Вы научились в группе?
· Ваши пожелания к следующему занятию.
В конце встречи каждый родитель получает памятку «Правила эффективного взаимодействия с подростком».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.