Раннее выявление детей с особенностями развития.
«Дети с особенностями развития» или «Дети с особыми потребностями»
Комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику детей от 0 – 18 лет выполняет ПМПК.
1. Категория детей с ОВЗ.
Дети с ОВЗ это дети в возрасте от 0-18 лет имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных образовательных условий обучения и воспитания.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории: - с нарушением слуха;
- с дисфункцией речи;
- с патологией опорно-двигательного аппарата;
- с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития; - с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
- дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
Дети – инвалиды не всегда являются детьми с ОВЗ, если не нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания.
К детям ОВЗ с нарушением речи относятся дети с отклонениями, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи с нормальным слухом, зрением и сохранным интеллектом.
Статус Ребенок – инвалид устанавливает бюро медико - социальной экспертизы.
Статус «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья» устанавливает ПМПК.
Следует учитывать, что исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых, ребенок признается лицом с ограниченными возможностями здоровья, нет. ПМПК коллегиально принимает решение, которое четко прописывает в заключении.
Выявление интеллектуальных нарушений у детей
Чтобы распознать наличие у ребенка интеллектуальных нарушений, необходимо тщательно обследовать мать в период вынашивания плода для выявления хромосомных патологий:
-врачу необходимо точно знать, какие хроническими заболеваниями страдает будущая мама, уточнить особенности наследственной предрасположенности; пациентке следует честно рассказать о своих вредных привычках;
- важно исследовать резус-факторы беременной и ребенка на предмет совместимости;
- клинические анализы крови и мочи позволят выявить наличие ВИЧ, гепатитов и других инфекционных заболеваний;
- своевременное УЗИ даст возможность выявить аномалии плода;
- исследование α-фетопротеина обязательно в период беременности; если показатель завышен, необходимо изучить амниотическую жидкость;
- если есть необходимость, специалисты изучают клетки в околоплодной жидкости.
После того, как ребенок появится на свет, он нуждается в регулярном обследовании. Специалисты берут анализы крови, мочи, кала, делают биохимию и разнообразные скрининги.
Также проводятся следующие виды диагностики:
- Рентген черепа.
- Электроэнцефалография (ЭЭГ).
- КТ и МРТ.
- Эхоэнцефалоскопия (ЭхоЭГ).
- Кариотипирование.
- Реоэнцефалография.
- Электроэнцефалография (ЭЭГ).
Чтобы понять, каким уровнем интеллекта обладает ребенок, прибегают к психо-педагогическим методам. Выбор тестирования осуществляется на основании возраста ребенка. Чтобы изучить общее психическое развитие пациента, обращаются к диагностическим тестам.
Помимо получения вышеперечисленных результатов, специалист может сделать вывод о возможности ребенка концентрировать внимание, проявлять усердие. Тестирование позволит понять, насколько он уверен в себе.
Когда ребенку исполняется 5 лет, специалисты прибегают к использованию теста Векслера.
2. Причины позднего обращения в ПМПК.
К сожалению, мы часто сталкиваемся с тем, что законные представители поздно обращаются в ПМПК по ряду причин. Часто встречающиеся причины:
- ребенок растет в семье социального риска;
- рекомендации специалистов или врачей поликлиники, к которым родители обращаются за консультацией (убеждают, что ребенок заговорит чуть позже). А так как родители привыкли доверять специалистам и особенно врачам, время обращения в ПМПК затягивается;
- нежелание родителей менять образовательную организацию, опасаясь тяжелого адаптационного периода ребенка;
- стереотипы родителей (ленится говорить, заниматься…. Он у нас еще маленький…, пойдет в школу – научат…);
- не знают о существовании ПМПК;
- неполный Пакет документов, который предоставляют родители на ПМПК.
В перечне необходимых документов для прохождения ПМПК указываются 5 врачей (психиатр, невропатолог, лор врач, офтальмолог, ортопед). На данный момент отмечается увеличение количества детей с РАС, эмоциональными (лабильными) расстройствами поведения, что затрудняет постановку точного диагноза в ПМПК без предварительного обследования. Очень часто на комиссию приходят маленькие дети не говорящие, не понимающие инструкции педагога. Заключение психиатра, невролога и других специалистов имеет важную роль для определения дальнейшего образовательного маршрута ребенка на заседании ПМПК.
3. С какими проблемами сталкивается ПМПК после того как ребенку подтвержден статус ребенка с ОВЗ.
ОТРИЦАНИЕ или ЧУВСТВО ВИНЫ – наиболее типичная реакция родителей на поставленный врачам или другим специалистом диагноз о наличии у ребенка отклонений в развитии. В основе такого поведения лежит отчаянная надежда на то, что первоначальный диагноз ошибочен.
ГНЕВ - это тоже одна из наиболее встречающихся защитных реакций родителя на раннем этапе осознания ими особенностей развития их ребенка. Обычно она возникает на почве беспомощности, безысходности и разочарования как в самом себе, так и в ребенке.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ – это заключительный этап адаптации родителей. Именно на этом этапе родители «умом и сердцем принимают особенности развития своего ребенка. Принимают рекомендации ПМПК о создании специальных условий, где ребенку предоставляется необходимая, доступная среда развития и воспитания.
Например, в городе есть специализированный детские сады компенсирующей направленности. Их посещают дети с ОВЗ. На выпуске в школу и после прохождения ПМПК специалисты снова встречаются с проблемой непринятия родителями рекомендаций комиссии по образовательному маршруту. Они не желают направлять ребенка в классы коррекционной направленности. Родители имеют право не соглашаться с рекомендациями ПМПК, и ведут ребенка в общеобразовательный класс. Даже тогда, когда ребенок не усвоил основную общеобразовательную программу, родители согласны снова и снова… дублировать программу, которая не доступна для детей с особенностями в развитии. После того как ребенок дублирует класс несколько раз, приходит понятие о том, что без создания необходимых условий обучение невозможно.
4.Рекомендации ПМПК для педагогов образовательных учреждений:
- не стесняться и не боятся говорить родителям об особенностях развития ребенка;
- рекомендовать сходить на консультацию к невропатологу и (или) к психиатру и подробно рассказать об особенностях развития ребенка;
- обсуждать и находить решение о выявленной проблеме развития ребенка на уровне внутреннего консилиума дошкольного или школьного учреждения;
- сделать все возможное, чтобы донести до родителей понимание о необходимости причин нарушения развития ребенка;
- если ребенок находится в логопедической группе, и Вы как специалист склоняетесь к тому что первоначальное заключение ПМПК не достаточно точное, необходимо повторное обследование для уточнения диагноза в ПМПК с подробной характеристикой ребенка о том, как усваивается программа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.