Интерес к выдающимся достижениям всегда был свойственен человеку и коренится в самой его природе. Погоня за рекордами нередко принимает странные формы. Однако было бы неверно рассматривать "Семь чудес древности" лишь как рекордное достижение. Каждая из семи чудес было выдающимся достижением своего времени.
заочное ПУТЕШЕСТВИЕ.docx
Заочное путешествие по» Семи чудесам древности»
Цель: раскрыть уникальность «Семи чудес света», их историю и значение для
античной эпохи.
Оборудование: цветные репродукции «Семи чудес света», карты: «Древний
Восток», «Древняя Греция».
Эпиграф: «Все на свете боится времени, а время боится пирамид».
Арабская пословица.
Звучит музыка А. Вивальди или М. Теодоракиса.
Учитель: Интерес к выдающимся достижениям всегда был свойствен человеку и
коренится в самой его природе. Уже древние греки выбрали девизом своих
Олимпийских игр лозунг: «Выше, быстрее, сильнее!», и он сохраняет свою
актуальность в современном спорте. Кто самый богатый человек на земле? Кто
самая красивая женщина в мире? Какой небоскреб самый высокий? У какого
автомобиля или самолета самая большая скорость?
Погоня за рекордами нередко принимает странные формы.
Однако было бы неверно рассматривать «Семь чудес света» лишь как рекордные
достижения. Разумеется, пирамида Хеопса и сейчас самое грандиозное
сооружение, созданное когда-либо руками человека, и храм Зевса в Олимпии в
свое время был самым величественным культовым сооружением на земле
Греции. Но статуя Зевса в этом храме вовсе не была невиданной величины, а
стала знаменитой благодаря своим художественным достоинствам.
Каждое из «Семи чудес света» было выдающимся техническим достижением
своего времени. Они вызывали восторг и восхищение благодаря своему
художественному совершенству. Следовательно, в них замечательным образом
соединились искусство и техника. Это, и только это уберегло их от забвения.
На этом снимке слева направо вы видите пирамиды Хеопса, Хефрена и
Микерина. Первоначально все три пирамиды считались чудесами света. Теперь
же к величайшим творениям древности относят лишь пирамиду Хеопса,
называемую также Большой пирамидой. Сегодня мы попробуем совершить путешествие в далекую от нас древнюю эпоху
и раскрыть все тайны этих удивительных творений, созданных руками человека.
Класс делится на 7 туристических групп. Каждая группа представляет одно
чудо света, название которого получает по жребию заранее. Группы собирают
как можно больше материала по своему памятнику архитектуры и искусства.
Мало того, они должны украсить как можно ярче, разнообразнее свой стол, за
которым они сидят. Это будут подборки литературы, рисунки, репродукции
фотографий, вырезки из газет и журналов и т. д. Материал может быть собран в
виде альбома путешественника, газеты, стенда, писем туриста или просто
новеллы. Весь этот материал оформляет вся группа, представляет исторический
материал-сообщение.
Каждый стол обозначен табличкой с названием «чуда света».
I этап путешествия
Задание. Добраться до своего чуда света по карте и подробно рассказать о нем,
используя наглядность.
Представляется жюри из 3 учащихся-старшеклассников.
1. Египетские пирамиды (1-я группа учащихся).
Из семи чудес света египетские пирамиды самые древние. В отличие от других
чудес они сохранились до наших дней. Почти пять тысяч лет назад (XXVIII век до
нашей эры) основатель III династии фараон Джосер, едва вступив на трон,
приказал начать строительство своей гробницы.
Оно было поручено зодчему Имхотену, который создал первую ступенчатую
пирамиду – мать пирамид. Ее высота – 60 метров, длина – 120 м, ширина – 109 м.
В отличие от прежних усыпальниц пирамида Джосера построена не из дерева и
кирпича, а из крупных известняковых блоков.
Самая большая пирамида была воздвигнута для захоронения фараона Хеопса в
начале XXVII века до н. э. Ее высота – 146,6 м, длина каждой из сторон – 233 м.
Сложена она из тщательно отесанных и плотно подогнанных известняковых
блоков весом от 2,5 до 30 тонн. По расчетам ученых, для сооружения пирамиды
потребовалось 2300000 таких блоков. Чтобы обойти пирамиду по периметру
нужно пройти 1 км. Ее строили в течение 30 лет, и занято на строительстве ее
было около 100 тыс. рабов, крестьян и ремесленников.
Египтяне, говоря о пирамиде Джосера, подчеркивали, что в ней несколько
мастаб, а мастаба в переводе с арабского означает «спальня».
Жюри, глядя на художественное оформление группы, рассматривает ответ с
позиций глубины знаний учащихся и аргументированности.
2. «Висячие сады» Семирамиды (2-я группа). Вавилонский царь Навуходоносор II (605–526 гг. до н. э.) для борьбы против
главного врага – Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства
Вавилон, заключил военный союз с Кнаксаром, царем Мидии.
Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Военный
союз их был упрочен женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя
Семирамиде.
Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не
радовал царицу, выросшую в гористой и зеленой Мидии. Чтобы утешить ее,
Навуходоносор приказал возвести «висячие сады». В архитектурном плане
«висячие сады» представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов –
платформ, их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Нижний ярус имел
форму неправильного четырехугольника, наибольшая сторона которого
составляла 42 метра, наименьшая – 34 метра.
Массивная конструкция сводов
подвальных помещений дала
Кольдевею основание
предполагать, что сады
Семирамиды располагались
непосредственно на сводах.
Хитроумная конструкция из
различных наслаивающихся друг
на друга материалов и
разветвленная сеть водопровода
обеспечивали снабжение водой
растений в садах.
В 331 году до н. э. войска А. Македонского захватили Вавилон. Прославленный
полководец сделал город столицей своей громадной империи. Именно тут, в
тени висячих садов, он скончался в 339 г. до н. э. После смерти Александра
Вавилон постепенно приходит в упадок.
Сады оказались в запущенном состоянии. Мощные наводнения разрушили
кирпичный фундамент колонн, платформы обрушились на землю. Так погибло
одно из чудес света.
3. Зевс Олимпийский (3-я группа).
В северо-западной части Эллады был расположен г. Олимпия, слава о котором
распространилась далеко за пределы страны. По преданию именно здесь Зевс
вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который
пожирал своих детей, так как оракул предсказал ему гибель от руки сына.
Спасенный матерью, возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона
отрыгнуть своих братьев и сестер.
В честь этой победы были учреждены Олимпийские игры, впервые состоявшиеся
в 776 г. до н. э. Прошло более двух столетий, и в 456 г. до н. э. в Олимпии
появился посвященный Зевсу храм, ставший главной святыней города. Храм украшала статуя бога высотой 12 метров 40 см, величие и красота которой
настолько поражали воображение современников, что она была признана новым
чудом света.
Создатель Зевса Олимпийского – прославленный скульптор Фидий.
Сочинения древних историков, археологические находки (небольшие обломки,
изображения на монетах) донесли до нас скульптурный образ древнегреческого
божества.
Фидий изобразил Зевса сидящим на троне. Оливковый венок украшал голову
бога-громовержца, борода волнистыми прядями обрамляла его лицо, с левого
плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног.
Скульптор придал облику Зевса выражение доброты и мудрой человечности.
Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и
железных гвоздей, а также специальных крючков крепились детали из слоновой
кости и золота. Лицо, руки и другие обозначенные части тела были из слоновой
кости, волосы и борода, венок, плащ и сандалии – из золота, глаза – из
драгоценных камней.
Трон был сделан по одним источникам из кедра, по другим – из черного дерева и
покрыт золотом и слоновой костью. Ножки трона украшали фигурки танцующей
Ники – богини Победы. Подлокотники трона поддерживали сфинксы, а его
спинку украшали Хариты – богини красоты, дочери Зевса и Геры. Перед
пьедесталом с изображением сцены рождения Афродиты был устроен
небольшой бассейн, выложенный голубым элевксинским камнем и белым
мрамором.
В конце IV – начале V в. н. э. статую Зевса перевезли в Константинополь, так как
византийские императоры собирали у себя в столице все лучшие произведения
искусства. В V в. н. э. дворец императора Феодосия сгорел, от Зевса
Олимпийского остались лишь несколько обгоревших костяных пластин и кусков
расплавленного золота.
4. Фаросский маяк (4-я группа).
Зимой 332 г. до н. э. войска А. Македонского захватили Египет, а через год на
берегу Средиземного моря, недалеко от дельты Нила, был основан город,
названный в честь победителя Александрией. В течение многих столетий
Александрия являлась одним из крупнейших городов, центром науки, культуры и
торговли.
По мере развития судоходства, морской торговли все острее ощущалась
потребность в маяке, который среди подводных скал и мелей указывал бы судам
безопасный путь в Александрийскую гавань. При Птолемее I (III век до н. э.) на
восточной оконечности острова Фарос, лежащего в море на расстоянии 7 стадий (1290 метров) от Александрии, был построен маяк – величественное сооружение,
признанное одним из «Семи чудес света».
Высота маяка была 135 м, его свет был виден на расстоянии до 60 км (по другим
свидетельствам – до 100 км). Нижняя часть маяка представляла собой
четырехгранную призму 60-метровой высоты с квадратным основанием, длина
стороны которого составляла 30 метров (площадь 600 кв. м.) Во внутренних
помещениях хранился различный инвентарь, а плоская крыша, украшенная по
углам огромными статуями Тритона, служила основанием средней части маяка.
Это была 40-метровая восьмигранная призма-башня, облицованная белым
мрамором.
Таким представляли себе Александрийский маяк всего 200 лет назад.
Верхняя (третья часть) маяка была сооружена в форме цилиндрической
колоннады: 8 колонн несли купол, увенчанный 7-метровой бронзовой фигурой
повелителя морей Посейдона. Источником света служил постоянно горевший
внутри колоннады большой костер.
130-метровый Александрийский маяк (реконструкция Тирша).
Горючий материал доставляли по винтообразной лестнице, построенной внутри
маяка.
История сохранила имя создателя Фаросского маяка; на одной из плит ученые
обнаружили надпись: «Сострат, сын Денстифона, посвятил богам-спасителям
ради мореплавателей». Надпись сохранилась благодаря находчивости
архитектора; он закрыл ее слоем штукатурки.
В течение многих столетий маяк указывал морякам путь в Александрийскую
гавань. Сильным землетрясением в мае 1100 года он был разрушен почти до
основания.
Учащиеся 5-й группы должны показать по карте, как они будут добираться до
Храма Артемиды в Эфесе.
5. Храм Артемиды Эфесской. Храм был построен в 450 г. до н. э. в г. Эфесе в честь Артемиды, быстроногой
богини охоты, покровительницы лесов и лесных жителей.
Примерно так выглядел храм Артемиды до поджога.
Его ширина составляла 51 м, длина – 105 м,
а крышу поддерживали 127 восемнадцатиметровых колонн.
План храма Артемиды. На колоннах, обозначенных крестиками,
имелись фризы в человеческий рост.
Храм представлял собой прямоугольное здание из камня и дерева, окруженное
со всех сторон двойной колоннадой из 127 колонн. Сведений об украшении
храма не сохранилось. Уникален способ постройки храма, который был возведен
на болотистой почве.
В 356 г. до н. э. храм поджег честолюбивый, мечтавший прославиться любой
ценой житель Эфеса Герострат: он надеялся, что, уничтожив одно из
чудеснейших творений того времени, он навсегда останется в истории. Но по
решению ионийских городов его имя было предано забвению и сохранилось для
нас лишь в записках древнегреческого историка Феопомна (IV век до н. э.).
На месте разрушенного храма жители Эфеса решили воздвигнуть новый храм.
Строительство поручили архитектору Хейрогерату, прославившемуся созданием
плана города Александрии в Египте.
Новый храм во всем походил на прежний, но превосходил его по размерам. Его
высота равнялась 109 м, ширина – 50 метрам.
Многие прославленные мастера того времени приняли участие в создании
нового храма Артемиды. Скульптор Скопас создал изящные барельефы,
венчавшие многие из колонн, во внутренних помещениях стояли статуи
Праксителя. Среди произведений живописи выделялся портрет Александра
Македонского, которого художник Апеллес изобразил в облике Зевса с молнией
в руке.
В 263 г. н. э. готы захватили Эфес и разграбили сокровища храма. Со временем
болото поглотило его остатки.
6. Мавзолей в Галинарнасе. 6-я группа подходит к карте и показывает местонахождение этого «чуда света»
и рассказывает, как она будет добираться до него.
В 32 г. до н. э. в городе Галинарнасе (Малая Азия) умер царь Мавсол. По обычаю
тех времен труп царя был сожжен, а пепел помещен в погребальную урну. В
одной из дошедших до нас легенд говорится о том, что вдова царя Артемисия
решила построить великолепную усыпальницу и тем самым увековечить память
о муже.
По другой исторической версии, строительство гробницы было начато при жизни
Мавсола, Артемисия лишь завершила его.
Гробница Мавсола, названная римлянами мавзолеем, представляла собой
величественное и необычайное по форме сооружение, построенное из кирпича и
облицованное изнутри и снаружи белым мрамором. Высота его достигала 60
метров.
Первый этаж, где покоилась урна с прахом Мавсола, имел вид громадного куба
высотой 20 метров и площадью 5 тыс. кв. м. Второй этаж был обнесен с
наружной стороны великолепной колоннадой.
Следующий этаж был выполнен в виде многоступенчатой пирамиды, ее венчали
фигуры Мавсола и Артемисии, управляющие квадригой – четверкой лошадей,
запряженных в колесницу.
Мавзолей Мавсола был полностью разрушен.
О его былом местонахождении можно судить лишь
по сохранившемуся котловану для фундамента.
К строительству и украшению мавзолея были привлечены известные мастера, в
том числе прославленные скульпторы Скопас, Бриаксид, Леохар. Последний
служил придворным скульптором Александра Македонского, его творчество
высоко ценил древнегреческий философ Платон.
Одно из чудес света – мавзолей в Галикарнасе – простоял почти 2 тысячи лет. Он
был окончательно разрушен в 1522 г.
7. Колосс Родосский.
7-я группа показывает по карте, как она добирается по своему маршруту к
Колоссу на острове Родос. В 304 г. до н. э. войска правителя Передней Азии и Сирии Деметрия Поллорнета
внезапно напали на остров Родос. Однако стойкое сопротивление, мужественная
борьба родосцев заставили врага отступить. В честь победы жители острова
решили воздвигнуть статью бога Гелиоса, покровителя Родоса.
Сооружение монумента поручили известному скульптору Харесу, ученику
прославленного Лисиппа. Прошло 12 лет упорного труда, и восхищенным взорам
жителей острова открылась величественная картина. У входа в гавань на
беломраморном холме возвышалась гигантская бронзовая фигура бога Солнца.
Его голову украшал венец в форме расходящихся лучей, левой рукой он
поддерживал ниспадающий плащ, а ладонью правой, согнутой в локте,
прикрывал глаза, всматриваясь в морские дали.
Статуя Гелиоса высотой около 36 м была сооружена из железного каркаса,
покрытого глиной и затем облицованного бронзовыми листами.
Прежде фигура Гелиоса обычно изображалась с рукой, вытянутой вперед. На
этот раз скульптор придал ей иное положение – расчеты показали, что иначе
рука обломилась бы под тяжестью собственного веса. По свидетельству
римского ученого и писателя Плиния Старшего, изучавшего части разрушенной
скульптуры, не каждому человеку удавалось обхватить большой палец на руке
гиганта.
На искусственном холме Харес установил три каменных столба, на двух из них
крепились бронзовые детали, изображавшие ноги и торс гиганта, на третьем –
детали плаща. Сборка статуи велась снизу вверх: сначала формировались
ступни, затем икры и т. д.
Слава о Колоссе Родосском разнеслась по всему Средиземноморью. Множество
путешественников из других стран приезжали полюбоваться великолепным
произведением искусства. Поскольку каких-либо достоверных сведений о Колоссе Родосском нет,
существуют различные попытки реконструкции этой огромной статуи бога
Солнца. По современным предположениям, статуя Гелиоса была установлена
где-то в городе, а не стояла с широко расставленными ногами над входом в
гавань, как это изображено на гравюре неизвестного художника.
По сравнению с другими чудесами света Колосс Родосский прожил недолгую
жизнь: через 50 лет после его рождения он был разрушен землетрясением.
От сильных толчков надломились колени статуи, и она рухнула.
Жюри подводит итоги I этапа путешествия. Основные критерии:
1) наиболее удобный и рациональный путь путешествия по карте (высший балл –
5);
2) глубина знаний – 5 баллов;
3) аргументированность – 5 баллов;
4) полнота наглядности и ее разнообразие – 3 балла;
5) активность каждого участника группы – 3 балла;
6) эмоциональность рассказа, грамотность изложения – 3 балла;
7) эстетичность оформления – 5 баллов.
Итоги оформляются в таблице.
II этап путешествия
Жюри задает каждой группе путешественников вопросы:
В о п р о с к 1-й г р у п п е:
– Предположите, что имели в виду египтяне, говоря о пирамиде Джосера
«большая скамья».
П р а в и л ь н ы й о т в е т: По установившейся традиции для погребения
фараонов и знати сооружалась мастаба – усыпальница, напоминавшая по форме
скамью, а слово «мастаба» в переводе с арабского и означает «скамья».
Новшество, которое применил архитектор при строительстве гробницы фараона
Джосера, заключалось в том, что он возвел ее по форме шести скамей,
поставленных друг на друга, причем каждая последующая была меньше
предыдущей.
В о п р о с к о 2-й г р у п п е: Предположите, что было сделано для того, чтобы
вода не просачивалась на нижние ярусы во время полива (о «висячих садах»).
Как подавалась вода на верхний ярус? О т в е т: Чтобы предотвратить просачивание воды, поверхность каждой
платформы сначала покрывалась слоем тростника, смешанного с асфальтом,
затем двумя слоями кирпича, скрепленного гипсовым раствором, поверх чего
укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная
земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников и
деревьев. Пирамида напоминала вечноцветущий зеленый холм.
В полости колонн помещались трубы – по ним вода из Евфрата день и ночь
насосами подавалась на верхний ярус садов, откуда она стекала ручейками и
небольшими водопадами, орошая растения нижних ярусов.
В о п р о с к 3-й г р у п п е: Предположите, для чего нужен был бассейн перед
пьедесталом статуи Зевса.
О т в е т: По словам древнегреческого писателя Павсания (II в. н. э.), бассейн
служил для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали
статую.
В о п р о с к 4-й г р у п п е: В чем заключалась находчивость архитектора,
построившего маяк на острове Фарос? Предположите, каким образом
достигалась удивительная яркость и дальность свечения маяка.
О т в е т: Надпись архитектора сохранилась благодаря тому, что он закрыл ее
слоем штукатурки, на которой написал имя правителя Египта.
Каким образом достигались удивительная яркость и дальность свечения, точно
не установлено. По одной версии этот эффект достигался с помощью огромных
зеркал из полированной бронзы или стекла, по другой – благодаря
использованию прозрачных шлифованных камней – линз.
В о п р о с к 5-й г р у п п е: Предположите, чем объяснялась необычность
выбора места строительства храма – на болоте.
О т в е т: Храм Артемиды Эфесской был возведен на болотистой почве.
Необычность выбора места объяснялась стремлением строителей избежать
разрушения храма в результате частых землетрясений и пожаров. По мысли
архитектора Херсифрона, мягкая болотистая почва должна была послужить
амортизатором при землетрясениях, а для того, чтобы предотвратить осадку
огромного каменного здания, было решено заполнить котлован смесью
древесного угля и шерсти.
В о п р о с к 6-й г р у п п е: Предположите, для чего предназначался второй
этаж мавзолея.
О т в е т: На втором этаже хранились жертвоприношения.
В о п р о с к 7-й г р у п п е: Сооружение Колосса Родосского – довольно
дорогостоящее дело. Предположите, откуда могли взять деньги родосцы –
жители острова. Известно, что сборка монумента шла снизу вверх. Предположите, как
устанавливались самые верхние части.
О т в е т: Деньги были получены за счет продажи разнообразных осадных
орудий, брошенных неприятелем при отступлении. Среди них была и принесшая
немалую выручку гемополида – чудо военной техники: огромная осадная башня,
оснащенная тараном, катапультами, площадками для размещения штурмовых
отрядов, перекидными мостками.
Сборка статуи велась снизу вверх: сначала формировались ступни, икры и т. д.
По мере закрепления деталей их засыпали землей, создавая таким образом
площадку для работы на более высоком уровне. Лишь когда статуя была
полностью готова, холм срыли.
Жюри подводит итоги II этапа путешествия по 5-балльной системе, ответ групп
должен как можно больше приближаться к образцу ответа.
Звучит музыка.
Заключительное слово учителя: Сегодня мы попытались с вами совершить
заочное увлекательное путешествие в античность, познакомиться с «Семью
чудесами света». Вы, ребята, подобрали очень интересный материал,
позволивший вам соприкоснуться с удивительными творениями архитектуры и
искусства. Возникает ощущение того, что вы оказываетесь в том далеком
древнем мире, а путешествие становится реальностью. Собранные вами
сведения о чудесах света смогут стать интереснейшим путеводителем в
древнюю историю для других классов. Может быть, такой же путеводитель в
своё время написал финикийский писатель Антипатр из Сидона (II в. до н. э.),
который посетил все эти места древности, путешествуя торговыми путями, и
описал их. Позже арабские ученые обнаружили античные рукописи и начали их
изучать. Лишь в конце XV века, в эпоху Возрождения, в Европе вновь
пробуждается интерес к античности.
Основываясь на старинных источниках, австрийский архитектор Фишер фон
Эрлах (1656–1723) в своих «Набросках по истории архитектуры» описал «Семь
чудес света», вернув их тем самым в сокровищницу знаний европейцев. Но
прошло еще два столетия, прежде чем ученые занялись раскопками памятников
древнего мира и представили изумленному взору человека нового времени
достижения наших предков. Так заново были открыты «Семь чудес света».
Звучит музыка. Жюри подводит окончательные итоги по двум этапам заочного
путешествия.
Заочное путешествие "Семь чудес древности".
Заочное путешествие "Семь чудес древности".
Заочное путешествие "Семь чудес древности".
Заочное путешествие "Семь чудес древности".
Заочное путешествие "Семь чудес древности".
Заочное путешествие "Семь чудес древности".
Заочное путешествие "Семь чудес древности".
Заочное путешествие "Семь чудес древности".
Заочное путешествие "Семь чудес древности".
Заочное путешествие "Семь чудес древности".
Заочное путешествие "Семь чудес древности".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.