Индивидуальная программа самообразования
учителя надомной формы обучения
ГКОУ Варгашинская (специальная)
коррекционная школа- интернат
Качалковой Татьяны Александровны
на 2016-2018 учебные годы
«Мастерство учителя – это специальность,
которой надо учиться»
А.С. Макаренко
Тема самообразования
«Эффективные формы работы школы с семьями детей- инвалидов,
находящихся на надомной форме обучения, в условиях реализации ФГОС».
Цель: Изучение и внедрение в жизнь школы наиболее эффективных форм работы с родителями детей-инвалидов, обучающихся на дому, в условиях реализации ФГОС.
Задачи:
1.Изучить материалы ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями и психолого-педагогической и методической литературы по теме.
2. Принять участие в разработке раздела АООП «Программы сотрудничества школы с семьями детей-инвалидов, обучающихся на дому».
3. Разработать и адаптировать рабочие программы и специальные индивидуальные программы развития для каждого ребенка.
4. Составить в СИПР «Программу сотрудничества специалистов с семьёй обучающегося».
5. Изучить активные формы работы с родителями.
6.Выявить и адаптировать для дальнейшего применения наиболее эффективные формы работы с семьями детей-инвалидов, обучающихся на дому.
7. Обобщить опыт своей работы по теме.
1. Диагностический
1. Изучение литературы по теме;
2. Обзор информации в интернете;
3. Оформить в метод кабинет картотеку материалов для педагогов и родителей
детей надомной формы обучения.
Литература
1.Дереклеева Н.И. « Новые родительские собрания, 1 – 4 классы». М.; «Вако» 2006
2.«Активные формы работы с родителями» методическое пособие для психологов и педагогов. Н.И. Слободян, О.А. Больбат, Изд Иркутск 2007 г.
3.Нотарева Т.П. Программа педагогического сопровождения семейного воспитания.// Журнал 4.Классный руководитель №7 2008 год стр.82
4.Дульнев Г.М. Учебно - воспитательная работа в школе: Пособие для учителей / Под редакцией Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 2004. - 176 с.
5.Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов / Под ред. Г.Е. Пашиновой. – Красноярск: ООО «Издательская группа «Всем, всем, всем!», 2009. – С.
6. Кевля, Ф. И. Семья и развитие личности ребенка / Ф.И. Кевля // Семья в России. - 1997. - №2.- С. 78 - 90.
7.Григорьев Д.В. Школа и семья: социальное партнерство в воспитании/ Д.В.Григорьев, О.Ю.Кожурова //Классный руководитель. – 2012. №3.
8.Гейко В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка.//Начальная школа. – 1999, №3. – с.59-61.
Интернет ресурсы:
* http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2015/04/04/sozdanie-bezbarernoy-sredy-dlya-detey-s-osobymi
* info@cplife.ru - информационный сайт
http://voi-deti.ru/osnovyi-pravovoy-gramotnosti-roditeley-vospityivayushhih-detey-invalidov;
*Составлена картотека используемыхматериалов
2. Прогностический
- Изучены виды активных форм работы с родителями;
-Составляется альбом используемых форм сотрудничества с семьями.
-Посещены семинары и вебинары по теме.
-Пройдены курсы повышения квалификации в ИРОСТ.
-Спрогнозированы итоги самообразования учителя для всех участников взаимосотрудничества.
Стандарт
Индивидуальные
-Беседы,
-Консультации,
-Информационные листы,
-Разбор игровых обучающих ситуаций
-Посещение родителями уроков, их участие
в них в качестве ассистента
-Памяток для родителей
-Предоставления интересующей литературы,
-Рекомендации
-Посещения консультаций у врачей
-специалистов
-Совместное составление СИПР
и мониторинг развития ребёнка
-Созванивания
Групповые
-Оформление стендов, плакатов-поздравлений с праздниками.
-Участие в выставках работ совместного творчества, выставках работ детского творчества.
- Изготовление подарков, сувениров.
-Посещение школьной библиотеки.
- Акции
-Мастер-классы
-Встречи с шефами.
-Экскурсии в социум.
-Участие, посещение детских школьных праздников.
-Взаимовизитирование как детей, так и их семей друг друга
-Родительские собрания
-Анкетирования
-Тестирования
-Круглые столы
-Гостинные
-Тематические альбомы
-Портфолио
3. Практический
1. Разработаны и реализуются:
«Программы сотрудничества школы с семьями детей-инвалидов, обучающихся на дому». -
- Рабочие программы по предметам и СИПР.
- «Индивидуальные программы сотрудничества специалистов с семьёй обучающегося» в СИПР.
2. Внедрены в практику
такие формы сотрудничества школы с семьями детей-инвалидов как: работа с шефами, акции, неформальные родительские собрания, взаимовизитирование, мастер-классы, памятки и буклеты, поощрения родителей .
3. Проведён
«Рейтинг наиболее эффективных форм работы с семьёй.
Неформальные родительские собрания | 1 место |
Работа с шефами | 2 место |
Акции | 3 место |
Взаимовизитирование | 4 место |
Мастер-классы | 5 место |
Составление тематических газет и альбомов | 6 место |
Совместная работа над СИПР и мониторинг развития ребёнка | 7 место |
Рекомендации | 8 место |
Беседы | 9место |
Консультации | 10 место |
Разбор игровых обучающих ситуаций | 11 место |
4. В ведется пропаганда удачных форм сотрудничества и активных жизненных позиций семей, имеющих
детей-инвалидов, в и в школе.
5. Оказана практическая помощь
педагогам и родителям в воспитании, обучении и развитии ребенка- инвалида по теме в форме бесед, советов, рекомендациий, консультаций, буклетов . информационных листов.
4.Обобщающий
1.Представлен опыт работы по теме на заседании проблемной группы учителей начальных классов « СИПР- Специальная индивидуальная программа развития». (Январь 2016г.)
2. Представлен опыт работы по теме на педсовете школы по теме «Специальная индивидуальная программа развития» ( январь и март 2016 года)
3. Пройдены курсы повышения квалификации в ИРОСТ по теме «Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ в рамках ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья» с представлением пре зентации
«Варианты СИПР». (Апрель 2016г.)
4. Провела выступление на районном методическом объединении учителей инклюзивного обучения по разработке специальных индивидуальных программ развития ребенка с ОВЗ (февраль 2016г)
5. Пополнила методический кабинет материалами для педагогов и
родителей детей надомной формы обучения».
5. Внедренческий.
1. Опубликовала статью «Из опыта работы школы с семьями, воспитывающими ребёнка-инвалида в сборнике тезисов на региональных педчтениях (заочно) «Позитивные практики внедрения моделей успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
2. Публикации статей и заметок о жизни детей-инвалидов в районной газете «Маяк» с пропагандой в СМИ удачных форм сотрудничества и активных жизненных позиций семей, воспитывающих детей-инвалидов.
3. Опубликовала свои материалы на интернет- сайте prochcola.ru
Итоги моего самообразования для всех участников взаимосотрудничества |
Я - ПЕДАГОГ |
Повысилась компетентность по данной теме. |
Наладила тесные партнерские отношения с родителями. |
Осуществила тесную связь между всеми педагогами надомного обучения. |
Распространила опыт работы как в школе, так и в интернет сообществах. |
Наладила связь школы с другими организациями. |
Семья |
Получила и примененяет новые знания об особенностях воспитания, обучения, роста и развития ребенка-инвалида. |
Расширился круг их общения в обществе. |
Появилось толерантное отношение общества к семье и ребенку. |
Наладилось тесное сотрудничество со школой по всем жизненным вопросам. |
Появилась гордость за своего ребенка, его значимость при участии в жизни школы. |
Ребенок |
Повысился уровень самостоятельности. |
Увеличился круг общения. |
Развились положительные личностные качества. |
Появился интерес к обучению. |
Улучшились показатели мониторинга в «Картах формирования умений и навыков по предметам» |
Успешно идет социализации и адаптации в обществе |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.