"Заучивание стихов и потешек с использованием приёмов мнемотехники"

  • docx
  • 11.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5.docx

МОУ «Бендерский детский сад № 43»

 

 

 

 

Семинар-практикум для педагогов :

 

«Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники»

 

 

 

 

 

 

Составила: учитель-логопед

                     Лищенко Татьяна Владимировна

 

 

 

 

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

 Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая.

Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того, чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек, можно использовать прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

Например, учим с детьми стихотворение про весну А.Н.Плещеева:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

Изображается травка, солнышко, ласточка, домик. Все очень просто и понятно детям. Далее идет заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запомнить логическую последовательность символов (образов), помогает освоить элементы рассказывания. Попробуйте сами и увидите результат!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

«Кармашки»

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Кармашки; © Аверина Кристина

 

 «Игрушки»

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Игрушки; © Аверина Кристина

 

 «Лето»

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Лето; © Сосновская Наталья

 

 «Ромашки»

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Ромашки; © Сосновская Наталья

 

 

 

 

«Прогулка по городу»

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Прогулка по городу; © Аверина Кристина

«Загадка (Почтовый ящик)»

 

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Загадка (Почтовый ящик); © Аверина Кристина

 

 

«Загадка (Лук)»

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Загадка (Лук); © Аверина Кристина

 

 

 

«Про насекомых»

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Про насекомых; © Аверина Кристина

 

 

 

 

 

«Зимняя прогулка»

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Зимняя прогулка; © Аверина Кристина

 «Подарки Осени»

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Подарки Осени; © Аверина Кристина

 

«Водичка, водичка»

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Водичка, водичка; © Аверина Кристина

 

«Штанишки для Мишки»

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Штанишки для Мишки; © Аверина Кристина