Зависимость стиля общения от свойств темперамента.
Оценка 4.6

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
Взрослым
09.06.2018
Зависимость стиля общения от свойств темперамента.
В наше время в социуме человек до сих пор учится тому, как объективно строить процесс взаимодействия с социальной средой. Это обусловлено тем, что человек не может ответить на вопрос, что приводит к выбору того или иного стиля общения. Поиск ответа на данный вопрос находит разрешение в психологической науке, которая ориентирует и направляет человека в область знания индивидуальных особенностей свойств темперамента. Формируя картину данной проблемы с научной позиции, человек начинает понимать, что в основе создания полноценного взаимодействия лежит зависимость стиля общения от свойств темперамента.Курсовая работа по психологии
Курсовая Зависимость стиля общения.doc
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы.  В наше время в социуме человек до сих пор учится тому, как объективно строить процесс взаимодействия с социальной средой. Это обусловлено тем, что человек не может ответить на вопрос, что приводит к выбору того или иного стиля общения. Поиск ответа на данный вопрос находит разрешение   в   психологической   науке,   которая   ориентирует   и   направляет человека в область знания индивидуальных особенностей свойств темперамента. Формируя   картину   данной   проблемы   с   научной   позиции,   человек   начинает понимать,   что   в   основе   создания   полноценного   взаимодействия   лежит зависимость стиля общения от свойств темперамента.  Проблемы   индивидуальности   личности,   и   соответственно   темперамента привлекали   внимание   учёных.   Об   этом   говорят   работы   Ананьева   Б.Г., Богословского В.В., Венгера Л.А., Выготского Л.С., Крутецкого В.А., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Лурия А.Р., Рубинштейна С.Л. и другие. Подходы учёных позволяют   создавать   научно   обоснованные   предпосылки   для   выявления,   как причин,   так   и   проявлений   индивидуальных   особенностей   индивидуумов, проявлений темперамента и характера. Целью   курсовой   работы  является   исследование   зависимости   стиля общения от свойств темперамента. Объект исследования:  стиль общения и свойства темперамента. Предмет   исследования:  зависимость   стиля   общения   от   свойств темперамента. Гипотеза:  мы   предполагаем,   что   стиль   общения   зависит   от   свойств темперамента. Задачи исследования: 1.   Рассмотреть   состояние   проблемы   зависимости   стиля   общения   от свойств темперамента в психологической литературе. 3 2. Диагностировать стиль общения и свойства темперамента у студентов. 3. Установить зависимость стиля общения от свойств темперамента. Методы исследования: анализ психологической литературы, наблюдение, беседа,  тестирования.  Практическая   значимость:  данная   исследовательская   работа   может оказать   существенную   помощь   в   работе   педагогам,   преподавателям   при взаимодействии со студентами. Экспериментальная   база   исследования:  ГОУ   ВПО   «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. З. Биишевой». В исследовании приняли участие 20 студентов I курса исторического факультета.  Структура работы:  курсовая   работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. 4 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАВИСИМОСТИ СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ ОТ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА 1.1. Сущность стиля общения и свойств темперамента В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение   –   совершенно   необходимое   условие   бытия   людей,   что   без   него невозможно   полноценное   формирование   у   человека   ни   одной   психической функции   или   психического   процесса,   ни   одного   блока   психических   свойств, личности в целом [8]. Общение   –   это   взаимодействие   людей.   В   нем   всегда   развертывается   устанавливаются   те   или   иные взаимопонимание   ими   друг   друга, взаимоотношения,   имеет   место   определенное   взаимообращение   (в   смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людьми по отношению друг к другу) [9]. Общение   обычно   проявляется   в   единстве   пяти   его   сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно­информационной, эмотивной и конативной. Межличностная   сторона   общения   отражает   взаимодействие   человека   с непосредственным   окружением:   с   другими   людьми   и   теми   общностями,   с которыми он связан своей жизнью. Прежде всего это семья и профессиональная группа,   которые   пользуются   сложившимися   культурно­историческими   и профессиональными шаблонами поведения. Вместе с этими шаблонами поведе­ 5 ния   человек   усваивает   национально­этнические, эмоционально­эстетические и другие эталоны и стереотипы общения.   социально­возрастные, Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера. Она охватывает не только познание другого человека, но и самопознание. В результате в процессе общения формируются образы­представления   о   себе   и   партнерах,   которые   регулируют   сам   этот процесс. Коммуникативно­информационная сторона общения представляет собой обмен   между   людьми   различными   представлениями,   идеями,   интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. Если все это рассматривать как информацию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.   Но   такой   подход   к   человеческому   общению   является   очень упрощенным, ибо в условиях общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Эмотивная   сторона   общения   связана   с   функционированием   эмоций   и чувств,   настроения   в   личных   контактах   партнеров.   Они   проявляются   в выразительных   движениях   субъектов   общения,   их   действиях,   поступках, поведении.   Через   них   проступают   взаимные   отношения,   которые   становятся взаимодействия, своеобразным   социально­психологическим   фоном   предопределяя больший или меньший успех совместной деятельности. Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Она обеспечивает управляющее воздействие на личность во  всех процессах  жизнедеятельности, раскрывает   стремление   человека   к   тем   или   иным   ценностям,   выражает побудительные   силы   человека,   регулирует   взаимоотношения   партнеров   в   со­ вместной деятельности. 6 Основными функциями межличностного (дружеского) общения являются [1]:  1.   Терапевтическая.   В   общении   с   друзьями   во   многом   отреагируются негативные   чувства,   вызванные   семейными   или   профессиональными конфликтами.   Друзья   здесь   необходимы,   чтобы   выслушать   и   поддержать партнера. Поэтому хотя бы один  из членов пары должен обладать способностью слушать другого.  2.   Компенсирующая.   Данную   функцию   нужно   развести   с   предыдущей, хотя   во   многом   они   похожи.   Здесь   в   общении   с   партнером   происходит компенсация   неудовлетворенных   в   браке   несексуальных   потребностей.   Через общение   с   партнером   осуществляется   удовлетворение     в   потребности   признании, симпатии, уважении, чего нет в браке.  3. Возможность структурирования времени через дружеское общение. При этом оно принимает характер совместных развлечений, праздников. 4.  Развивающая. Через  близкие отношения происходит  взаимный  обмен чувствами,   опытом,  информацией   и   т.п.   Общение   в   этом   случае   –  довольно существенный источник развития обоих членов пары.  Во взаимодействии людей каждый человек постоянно оказывается в роли объекта   и   субъекта   общения.   Как   субъект   он   познает   других   участников общения, проявляет к ним интерес, а может быть, безразличие или неприязнь. Как субъект, решающий по отношению к ним определенную задачу, он на них воздействует. Одновременно он оказывается объектом познания для всех, с кем он общается. Он оказывается объектом, которому они адресуют свои чувства, на который стараются повлиять, более или менее сильно воздействовать [2]. При этом следует специально подчеркнуть, что это пребывание каждого участника общения одновременно в роли объекта и субъекта характерно для любого вида непосредственного общения людей [7]. 7 Изучение   стиля   общения   предпринималось   преимущественно   в отечественной психологии и, как правило, с позиции деятельностного подхода. Не   удивительно,   что   первой   стилевой   характеристикой,   взятой   в   качестве предмета   исследования   в   нашей   стране   в   конце   60­х   гг.,   было   понятие индивидуального   стиля   деятельности.   По   мнению   одного   из   первых   его исследователей   Е.А.   Климова,   индивидуальный   стиль   деятельности   —   это “индивидуально­своеобразная   система   психологических   средств,   к   которым сознательно   или   стихийно   прибегает   человек   в   целях   наилучшего уравновешивания   своей   (типологически   обусловленной)   индивидуальности   с предметными   внешними   условиями   деятельности”.   В   этом   определении подчеркивается   инструментальная   функция   стиля   и   двоякая   его обусловленность индивидуальностью и средой [3]. Коммуникативные   стили   общения   —   это   способы   взаимодействия   с другими людьми в процессе общения Обычно выделяют 10 таких стилей: 1)   доминантный   (стратегия,   направленная   на   снижение   роли   других   в коммуникации); 2) драматический (преувеличение и эмоциональная окраска содержания сообщения); 3) спорный (агрессивный или доказывающий); 4)   успокаивающий   (расслабляющая   манера   общения,   имеющая   целью снижение тревожности собеседника); 5)  впечатляющий  (стратегия, ориентированная   на  то, чтобы  произвести впечатление); 6) точный (нацеленный на точность и аккуратность сообщения); 7) внимательный (выказывание интереса к тому, что говорят другие); 8)   воодушевленный   (частое   использование   невербального   поведения   — контакт глаз, жестикуляция, движение тела и т.д.); 8 9)   дружеский   (тенденция   открытого   поощрения   других   и заинтересованность в их вкладе в общение); 10) открытый (представляющий стремление безбоязненно выражать свое мнение, чувства, эмоции, личностные аспекты своего Я). Интерес к проблеме темперамента связан с очевидностью индивидуальных различий   между   людьми.   Психика   каждого   человека   уникальна.   Ее неповторимость   связана   как   с   особенностями   биологического   и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов [12]. Когда   говорят   о   темпераменте,   то   имеют   в   виду   многие   психические различия между людьми ­ различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций,   эмоциональной   впечатлительности,   темпу,   энергичности   действий   и другие   динамические,   индивидуально­устойчивые   особенности   психической жизни,   поведения   и   деятельности.   Тем   не   менее,   темперамент   и   сегодня остается   во   многом   спорной   и   нерешенной   проблемой.   Однако   при   всем многообразии   подходов   к   проблеме,   ученые   и   практики   признают,   что темперамент ­ биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент   отражает аспекты   поведения, преимущественно   врожденного   характера,   поэтому   свойства   темперамента   динамические   наиболее   устойчивы   и   постоянны   по   сравнению   с   другими   психическими особенностями человека. Наиболее специфическая  особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно   сочетаются   друг   с   другом,   а   закономерно   связаны   между   собой, образуя   определенную   организацию, темперамента [10].   структуру,   характеризующую   3 Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства   психики,   определяющие   динамику   психической   деятельности 9 человека,   которые,   одинаково   проявляясь   в   разнообразной   деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента [14]. К   свойствам   темперамента   относятся   индивидуальные   особенности, которые [4]:  1 .Регулируют динамику психической деятельности в целом; 2.   Характеризуют   особенности   динамики   отдельных   психических процессов; 3. Имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени; 4. Находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;  5.Однозначно обусловлены общим типом нервной системы. Пользуясь   определенными   признаками,   можно   с   достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности. К   свойствам   темперамента   можно   отнести   те   отличительные, индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических   процессов,   имеют   более   или   менее   устойчивый   характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после   того   ,   как   центральная   нервная   система   приобретает   специфически человеческие   формы).   Считают,   что   свойства   темперамента   определяются   в основном свойствами нервной системы человека. Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств   темперамента.   Исходя   из   теории   функциональной   системы   П.К. Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки 10 информации   (блок   афферентного   синтеза,   программирования   (принятия решений), исполнения и обратной связи), Русалов выделил четыре связанные с ними   свойствами   темперамента,   отвечающие   за   широту   или   узость афферентного   синтеза   (степень   напряженности   взаимодействия   организма   со средой),   легкость   переключения   с   одной   программы   поведения   на   другую, скорость   исполнения   текущей   программы   поведения   и   чувствительность   к несовпадению реального результата действия с его акцептором [19]. В   соответствии   с   этим   традиционная   психофизиологическая   оценка темперамента   изменяется   и   вместо   двух   параметров   ­   активности   и чувствительности   ­   включает   уже   четыре   компонента:   эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М. Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем,   обеспечивающих   интегративную,   аналитическую   и   синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом. Психологическая   характеристика   типов   темпераментов   определяется следующими основными его свойствами [16]:  Сетитивность ­ об этом свойстве мы судим по тому, какова наименьшая сила   внешних   воздействий,   необходимая   для   возникновения   какой­либо психологической   реакции   человека,   и   какова   скорость   возникновения   этой реакции. Реактивность   ­   об   этом   свойстве   судят   по   тому,   какова   степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы. Активность   ­   об   этом   свойстве   судят   по   тому,   с   какой   степенью активности человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия 11 при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе. Соотношение   активности   и   реактивности   ­   об   этом   свойстве   судят   по скорости   протекания   различных   психологических   реакций   и   процессов: скорости движений, темпу речи, находчивости, скорости запоминания, быстроте ума. Пластичность и ригидность ­ об этом свойстве судят по тому, насколько легко   и   гибко   приспосабливается   человек   к   внешним   воздействиям   или, наоборот, насколько инертны и косны его поведение, привычки, суждения. Экстраверсия и интроверсия ­ об этом свойстве судят по тому, от чего преимущественно   зависит   реакции   и   деятельность   человека   ­   от   внешних впечатлений,   возникающих   в   данный   момент  (экстравертированность)   или   от образов,   представлений   и   мыслей,   связанных   с   прошлым   и   будущим (интровертированность) [21]. Эмоциональная возбудимость ­ об этом свойстве судят по тому, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает. 1.2. Особенности зависимости стиля общения от свойств темперамента Для того чтобы изучить влияние свойств темперамента на стиль общения, необходимо обратиться к основным типам  темперамента. В психологической науке   выделяют   четыре   типа   темперамента   в   зависимости   от   силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов: Холерики   –   настойчивы   (напористый   темперамент),   отличаются   как внутренним,   так   и   внешним   беспокойством.   Этот   темперамент   самый 12 неуравновешенный: когда на его пути возникает внезапное препятствие, из­за экстраверсии он не в силах сдержать возбуждение – оно выплескивается наружу. Обойти   препятствие   ему   тоже   трудно   из­за   своей   рациональной прямолинейности.   Он   упорен,   целеустремлен,   безжалостен   к   себе   и требователен к другим. Колюч, неуживчив, прямолинеен и бескомпромиссен, поэтому с ним трудно. Это неугомонный, нетерпеливый, с огромным запасом энергии   человек,   что   обусловливает   его   высокую   работоспособность, подвижность, активность во всех сферах жизнедеятельности. Он импульсивен, чувство страха и болевой порог у него понижены [21].  Холерик   прямодушен,   и   его   можно   победить   хитростью.   Глубоко переживает  радости,  боли, печали.  Под  влиянием  аффекта  может  совершить необдуманный поступок, в чем завтра будет раскаиваться. Он защитник слабых и   всегда   впереди.   Это   сильный,   неуравновешенный   тип,   с   быстрой   сменой процессов   возбуждения   и   торможения.   Именно   этих   людей   мы   привыкли называть   «темпераментными»,   имея   в   виду   неукротимость,   яркое   внешнее выражение чувств, быстроту реакций, общую эмоциональность и подвижность. Такой человек говорит очень быстро, у него богатая мимика, жестикуляция. Холерики – люди, быстрые во всем: быстро ходят, быстро принимают решения. Они   сначала   скажут,   а   потом   подумают,   сначала   сделают,   а   затем,   увы, пожалеют. Они высоко эмоциональны, страстны, аффективны, плохо управляют своими   чувствами,   в   общении   гневливы,   обидчивы.   Вследствие   высокой возбудимости, импульсивности и свойственной им резкости они конфликтны, агрессивны, не умеют ждать. Если такому человеку назначена встреча, но по какой­то   причине   партнер   задерживается,   то   нетерпение   холерика   достигает кульминации,   что   выражается   в   двигательном   беспокойстве,   суетливости, многоречивости. В   целом   стиль   общения   холерика   по   эмоционально­волевой   окраске отличается   высокой   экспрессивностью,   яркостью,   богатством   используемых 13 средств. Причем, основные черты этого стиля – активность, импульсивность, агрессивность, обидчивость, неугомонность – не зависят от положения и статуса собеседника, партнера. Если же человек на работе спокоен и уступчив, а дома гневлив,   раздражителен,   агрессивен   –   в   этом   случае   мы   говорим   не   о темпераменте, а о характере, так как проявления характера всегда согласуются с конкретной социальной ситуацией [3].. Флегматики – терпеливы (уравновешенный темперамент), спокойны как внешне, так и внутренне. Это самый уравновешенный из всех темпераментов. Интровертная   рациональность   делает   их   сдержанными   и   закрытыми,   не отвлекающимися на внешние раздражающие факторы. Это вовсе не означает, что флегматик   не   способен   вспылить.   Просто,   чтобы   довести   его   до   такого состояния, надо потратить много сил. Они медлительны и невозмутимы, во всей манере их поведения чувствуется степенность, размеренность, они делают все неспешно,   на   совесть.   Молчун.   Его   часто   воспринимают   бесчувственным   и равнодушным,   хотя   в   душе   его   доброта   и   понимание   других.   Это уравновешенные, спокойные, замкнутые, миролюбивые люди. Их можно назвать миротворцами,   так   как   в   коллективе,   где   есть   такие   люди,   реже   возникают ссоры и конфликты. Они справедливы, безотказны, надежны как в работе, так и в человеческих отношениях. Медлительны, но зато все очень хорошо планируют. В контактах они избирательны и неинициативны. Такие люди очень терпеливы, спокойны, их трудно вывести из себя, это настоящие «мастера ожидания». Но они   страшны,  когда   чаша   их   терпения   переполнится,  тогда   перед   их   гневом бледнеет гнев холерика. Если флегматик уходит с земли, она скудеет и поля зарастают сорняком. Его сила велика, но рассчитана на неспешность, и там где холерик ломается, флегматик начинает снова и снова поднимать разрушенное и в итоге на пепелище вырастает дом. Будучи тугодумом он принимает верные, мудрые решения, избегая риска и авантюр. Его слово, как и дело, надежно. Он 14 солиден, он домосед. Это сильный, уравновешенный тип нервной деятельности с неудовлетворительной подвижностью нервных процессов [10]. Сангвиники   –   быстры   (гибкий   темперамент),   беспокойны   внешне,   но спокойны внутри. Их можно охарактеризовать как средне уравновешенных. Из­ за внешней активности их могут принимать за холериков, но это не так: после вспышек раздражительности они очень быстро успокаиваются. Им достаточно переключиться на какой­то другой внешний стимул, что они делают благодаря иррациональной   экстраверсии.   Настоящий   же   холерик   пока   не   выплеснет накопившееся раздражение наружу, не успокоится [14]. Он быстр во всем, быстро думает, подвижен, порывист, быстро говорит, находчив, остроумен. Стремителен в действиях, все горит в руках, мгновенно оценивает людей, ситуацию, легко воспламеняется, мгновенно ухватывается за новые   идеи.   Он   общительный,   уравновешенный,   как   правило,   с   постоянно ровным, хорошим настроением. Гибок и компромиссен, он не таранит преграду (как   холерик)   и   не   берет   ее   осадой   (как   флегматик),   а   овладевает   ею стремительной   атакой   или   же   обходит   ее.   Кажется,   что   искусство   общения такому   человеку   дано   от   природы.   Недаром   иногда   сангвиников   называют «солнечными   людьми».   Такой   человек   отходчив,   быстро   переключается   и эмоционально, и интеллектуально; порою слишком быстро, не закончив одного дела,   хватается   за   другое,   не   укрепив   одних   отношений,   заводит   новые знакомства,   легко   ориентируется   в   новой   обстановке,   быстро   вступает   в контакты. У него много целей, много идей, но легко загораясь он также легко отказывается.   Он   как   летний   день,   когда   солнце   и   дождь   одновременно,   он плачет и тут же смеется. Он общителен, активен и неугомонен. Он вывернется, как   уж,   и   проскользнет   в   любую   щель.   Это   сильный   уравновешенный   тип   с хорошей подвижностью нервных процессов. Когда у них нет дела, они скучны и вялы. 15 Меланхолики   –   слабый   тип   (чувствительный   темперамент),   внешне спокойны,   но   беспокойны   внутри.   Они   подобно   сангвиникам   занимают промежуточное   положение   по   степени   уравновешенности   нервной   системы, сдвигаясь,   однако,   ближе   к   полюсу   неуравновешенности.   Меланхолики   – интроверты, поэтому свои внутренние переживания они скрывают под маской спокойствия или, наоборот, оживленности. По этой причине их легко спутать с другими темпераментами. Проблема любого меланхолика – поиск внутренней гармонии,   которую   так   легко   разрушить   грубыми   воздействиями   внешних факторов.   Их   чувствительная   нервная   система   тонко   воспринимает несовершенство мира, порождающее страдания, и заставляет прятаться либо за наигранным оптимизмом, либо подчеркнутым пессимизмом. Они   глубоко   переживают   любые   события   жизни,   но   в   отличие   от холериков   свое   горе   носят   в   себе.   Робки,   нерешительны,   легко   ранимы, чувствительны, часто меняют свои интересы, легко поддаются чужому влиянию, быстро   утомляются,   раздражительны.   Они   склонны   к   тонким   наблюдениям. Очень постоянны в своих привязанностях. В сфере человеческих отношений их чувствительность   оборачивается   редким   и   прекрасным   качеством   – деликатностью. Такой человек сам все принимает близко к сердцу, но и других не обидит неосторожным или неловким словом. Им свойственна «вокальная» и «экспрессивная» сдержанность – тихий голос, немногословность, замкнутость и скрытность   в   отношениях.   Скованность   и   скудность   жестов   и   мимики; застенчивость, постоянные сомнения. В контактах – высокая избирательность и осторожность. Они плохо приспосабливаются к новой обстановке, любят в быту неизменный порядок, плохо переносят перемены и срывы намеченного. Для них характерна   раздражительная   слабость   в   трудных   ситуациях   или   при   зависимость   от эмоциональном   перевозбуждении,   впечатлительность, настроения, тревожность; они часто преувеличивают неприятности и беды. В то же   время   нет   лучшего   работника   в   занятиях,   требующих   высокой 16 сосредоточенности,   филигранности   исполнения.   Такие   люди   склонны   к самоанализу,   самообвинению,   если   что­то   срывается   или   идет   не   по намеченному плану [19].  Итак,   в   ситуации   общения   представители   тех   или   иных   типов темперамента проявляют различные свойства:  холерик – общительный, экспансивный, вспыльчивый, агрессивный;  сангвиник – общительный, легкий, гибкий;  флегматик – пассивный, миролюбивый, надежный, неэмоциональный;  меланхолик – раздражительный, ранимый, замкнутый, тревожный. Типы темперамента также по­разному проявляются в ситуации принятия решения   –   служебного   или   личного.   Для   холерика   характерны   поспешные решения,   для   сангвиника   –   гибкие,   для   флегматика   –   обоснованные,   для меланхолика – ригидные (он не меняет свои решения при изменении ситуации). В ситуации конфликта холерик зачастую идет на обострение, обвиняет обычно не   себя,   а   других,   чаще   прибегает   к   методу   «взрыва»,   то   есть   стремится обострить   противоречия,   выявить   их   и   по   возможности   ликвидировать.   Для сангвиника   в   ситуации   конфликта   характерны   гибкость,   достаточная уступчивость,   поиск   общих   позиций   и   согласия.   Флегматику   свойственно стремление отстрочить решение, всесторонне обсудить ситуацию; в коллективе такой человек предпочитает приемы коллективной психотерапии или же путь саморегуляции.   Для   меланхолика   конфликтная   ситуация   очень   значима   и трудна;   чаще   наблюдается   уход   от   решения,   стремление   к   компромиссу, пассивность, переложение ответственности на других [22]. Совместимость   между   темпераментами   согласно   исследованиям   В.И. Куликова (1988): С   холериком   лучше   всего   уживается   флегматик,   так   как   терпеливо переносит   его   эмоциональные   вспышки,   а   также   импонирует   ему   своей серьезностью, надежностью, ответственностью. 17 С сангвиником лучше всего чувствует себя меланхолик, иррациональные переключения сангвиника его не только не раздражают, а, наоборот, снабжают новыми интересными впечатлениями и отвлекают от грустных мыслей. Несовместимые   темпераменты:   с   холериком   хуже   всего   уживается меланхолик, которого ранит холерическая резкость и прямолинейность, в свою очередь   первого   выводят   из   себя   немотивированные   перепады   настроения второго. С сангвиником плохо уживается флегматик. В силу своей рациональной инертности он не поспевает за оживленным и динамичным сангвиником. В свою очередь, динамизм сангвиника в глазах флегматика выглядит как спешность, поверхностность,   необязательность.   Взаимные   претензии   к   друг   другу   не замедлят проявиться. Промежуточные темпераментные взаимодействия: частично совместимы холерик с сангвиником. Напряженность может возникнуть, в частности, из­за того,   что   оба   экстраверты   и   поэтому   в   одинаковой   степени   стремятся лидировать. Но напряженность может быть снята за счет того, что сангвиник как гибкий тип просто сумеет уйти в сторону от назревающего столкновения [25].  Флегматик частично совместим с меланхоликом. В таком союзе неизбежно будут   присутствовать   сочувствие   и   уважение   к   внутреннему   миру   другого человека,   но   в   то   же   время   нарастает   отчужденность   из­за   недостатка инициативности.  И   в   первом   и   во   втором   случаях   для   сохранения   баланса   необходимо подстраиваться друг под друга, причем это должны делать обе стороны в равной мере. Кроме   того,  немаловажное   значение  для  успешности   в  общении   имеют знания по психологическим защитам, используемым в коммуникации. Выводы по I главе 18 Таким   образом,   в   общении   людей   свойства   темперамента   касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с   повышенной   активностью   речь,   мимика,   жесты,   пантомимика   более   ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально­экспрессивных движений, довольно высок. Возбудимые   люди   легко   входят   в   контакт,   быстро   адаптируются   в общении.   Тормозимые   индивиды   легче   прекращают   общение,   менее словоохотливы,   они   с   трудом   переключаются   в   общении   с   одной   темы   на другую, с одного человека на другого и создают впечатление надоедливости. Продуктивность   общения   –   это   способность   сообщить   и   воспринять информацию за единицу времени. Она больше у высокоактивных индивидов, чем у людей малоактивных и обладающих невысоким темпом. ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЗАВИСИМОСТИ СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ ОТ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА 2.1. Организация и методики исследования 19 Исследование   проводилось   25.03.2010.   в   ГОУ   ВПО   «Стерлитамакской государственной   педагогической   академии   им.   З.   Биишевой».   Испытуемые   – студенты  I  курса   исторического   факультета.   Количество   испытуемых   –   20 человек. Целью   нашего   исследования   является   выявление   зависимости   стиля общения от свойств темперамента.  Исследование проводилось в 3 этапа: первым этапом была диагностика стиля   общения   у   студентов;   вторым   этапом   являлось   определение   свойств темперамента, третьим этапом было выявление зависимости стиля общения от свойств темперамента. Для этого мы использовали следующие методики: 1. Методика «Диагностика стиля общения» Резапкиной Г. В. (см. прил. 1). Целью   методики   является   определение   ведущего   стиля   и   сформированности навыков   общения.   Опросник   содержит   описание   20   ситуаций,   требующих умения   оказывать   и   принимать   знаки   внимания,   правильно   реагировать   на критику   и   провоцирующее   поведение,   просить   и   отказывать,   принимать   и оказывать поддержку. 2. Тест темперамента Айзенка Г. (см. прил. 2). Цель – определение типа и свойств темперамента. Опросник формы А содержит 57 вопросов, из которых 24   связаны   со   шкалой   экстраверсии   ­   интроверсии,   еще   24   ­   со   шкалой нейротизма.   а   остальные   9   входят   в   контрольную   Л­шкалу   (шкалу   лжи), предназначенную для оценки степени искренности испытуемого при ответах на вопросы. 2.2. Анализ результатов исследования 20 Первым   этапом   нашего   исследования   является   диагностика   стиля общения. Для этого  мы использовали методику «Диагностика стиля общения» Резапкиной Г. В. (см. прил. 1). В зависимости от количества набранных баллов мы говорим о доминировании одного из стилей общения.  Стиль общения определяется следующим образом: 1. Максимальное количество баллов по варианту «а» свидетельствует о ведущей роли агрессивного стиля общения;  2. Наибольшее количество по варианту «б» ­ уверенный стиль общения; 3. Максимальное количество баллов по варианту «в» ­ неуверенный стиль общения.  Результаты по методике «Диагностика стиля общения» (по Резапкиной Г. Таблица 1 № Ф.И.О. испытуемого 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 А. В. А. К. В. А. Г. А. Г. Н. И. Р. К. Д. К. Е. М. А. М. Ф. Н. А. Н. М. П. А. Р. Н. С. К. Т. М. Т. Р. В.) Стиль общения баллы Агрессивный  %  60 70 25 20 10 75 15 85 12 14 5 4 2 15 3 17 баллы баллы Уверенный % 30 30 55 20 80 20 80 15 Продолжение таблицы 1 Неуверенный % 10 0 20 60 10 5 5 0 2 0 4 12 2 1 1 0 6 6 11 4 16 4 16 3 5 5 4 12 3 2 3 5 5 12 14 9 8 3 10 2 13 3 25 25 20 60 15 10 15 25 25 21 60 70 45 40 15 50 10 65 15 3 1 8 0 14 8 15 2 12 15 5 40 0 70 40 75 10 60 18 19 20 Х. Э. Ф. Х. Я. А. 1 2 2 5 10 10 15 1 14 75 5 70 4 17 4 20 85 20 Из   таблицы   видно,   что   5   испытуемых   из   20   имеют   агрессивный   стиль общения   (70   %),   что   свидетельствует   о   том,   что   в   характере   общения присутствуют агрессивность, несдержанность в общении, раздражительность, а также низкая эмоциональная неустойчивость. 10 испытуемых из 20 используют уверенный   стиль   общения,   что   позволяет   говорить   о   том,   что   студентам свойственно   высказываться   четко   и   однозначно,   поступать   порядочно,   избегать   манипулирования   окружающими, действовать   убедительно, разбираться   в   себе   и   в   других,   отстаивать   свои   права,   5   испытуемых,   для которых характерен неуверенный стиль общения. Вторым   этапом   нашего   исследования   является   определение   свойств темперамента по тесту Айзенка Г. (см. прил. 2). Данный опросник предназначен для   определения   типа   темперамента   личности   с   помощью   двухфакторной модели   –   экстравертированности   и   нейротизма.   Для   того   чтобы   определить свойства темперамента испытуемого в двухфакторной модели Г. Айзенка, был использован адаптированный вариант его опросника (57 вопросов) Методика имеет следующие шкалы измерения, в соответствии с которыми определяются свойства темперамента: 1 – 12  баллов – интроверсия; 12 – 24 баллов – экстраверсия; 1 – 12 баллов – эмоциональная устойчивость; 12 – 24 баллов – эмоциональная неустойчивость.  Результаты по тесту темперамента Г. Айзенка  № Свойства темперамента Таблица 2 22 Ф.И.О. учащегося Экстраверсия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 А. В. А. К. В. А. Г. А. Г. Н. И. Р. К. Д. К. Е. М. А. М. Ф. Н. А. Н. М. П. А. Р. Н. С. К. Т. М. Т. Р. Х. Э. Ф. Х. Я. А. Кол­во баллов 15 16 21 10 18 14 18 18 15 15 4 16 8 10 10 22 10 10 7 6 % 60 64 84 40 72 56 72 72 60 60 16 64 32 40 40 88 40 40 28 24 Эмоциональная устойчивость % Кол­во баллов 16 20 5 16 4 15 10 14 8 11 8 15 14 8 36 20 80 36 84 40 60 44 68 56 68 40 44 68 Продолжение таблицы 2 12 7 19 5 15 12 50 72 24 80 40 50 Из вышеприведенной таблицы следует сказать, что 5 испытуемых имеют такие   свойства   темперамента,   как   экстравертированность   и   высокая эмоциональная неустойчивость. 6 испытуемых обладают высоким показателем экстравертированности   и   эмоциональной   устойчивости.   4   испытуемых характеризуются интроверсией и эмоциональной устойчивостью. 5 испытуемых – низкая экстраверсия и высокая эмоциональная неустойчивость. Заключительным   этапом   исследования   стало   определение   зависимости стиля   общения   от   свойств   темперамента.   Для   этого   нам   необходимо сопоставить полученные данные. 23 Сводная таблица полученных данных по двум тестам Таблица 3 Свойства темперамента Эмоциональная устойчивость (в Стиль общения %) агрессивный 36 агрессивный 20 уверенный 80 неуверенный 36 уверенный 84 40 агрессивный Продолжение таблицы 3 60 44 68 56 68 40 44 68 50 72 24 80 40 50 уверенный агрессивный уверенный уверенный уверенный агрессивный неуверенный уверенный неуверенный уверенный неуверенный уверенный неуверенный уверенный № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Ф.И.О. испытуемого А. В. А. К. В. А. Г. А. Г. Н. И. Р. К. Д. К. Е. М. А. М. Ф. Н. А. Н. М. П. А. Р. Н. С. К. Т. М. Т. Р. Х. Э. Ф. Х. Я. А. Экстраверсия (в %) 60 64 84 40 72 56 72 72 60 60 16 64 32 40 40 88 40 40 28 24 5 испытуемых, имеющие такие свойства темперамента, как экстраверсия и эмоциональная неустойчивость, характеризуются агрессивным стилем общения (в   среднем   составляет   70   %).   обладающих экстравертированной   направленностью   и   эмоциональной   устойчивостью,   Для   6   испытуемых, характерен   уверенный   стиль   общения   (68   %).   4   испытуемых,   для   которых характерны   низкая   экстравертированность   и   высокая   эмоциональная устойчивость, имеют уверенный стиль общения (в среднем составляет 60 %). 5 24 испытуемых, имеющих низкую экстравертированную направленность и высокую эмоциональную неустойчивость, используют неуверенный стиль общения. Выводы по II главе Следует   отметить,   что   испытуемые,   у   которых   сильно   развита экстравертированная   направленность   и   одновременно   с   этим   слабо   развита эмоциональная устойчивость, имеют агрессивный стиль общения. В тоже время у   испытуемых,   имеющих   высокую   степень   экстраверсии   и   эмоциональной устойчивости, используют уверенный стиль общения так же, как и испытуемые, у   которых   низкие   показатели   экстраверсии,   но   высокие   показатели   по эмоциональной устойчивости. Испытуемые, характеризующиеся низким уровнем экстраверсии   и   эмоциональной   устойчивости,   владеют   неуверенным   стилем общения.   Таким   образом,   стиль   общения   человека   определяется   свойствами темперамента. 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ В   ходе   исследования   мы   выполнили   все   необходимые   задачи,   которые были поставлены в самом начале курсовой работы. Нам удалось теоретически обосновать сущность таких научных категорий, как «стиль общения», «свойства темперамента»,   успешно   охарактеризовали   особенности   зависимости   стиля общения   от   свойств   темперамента.   Также   мы   эффективно   провели экспериментальное исследование по выявлению зависимости стиля общения от свойств   темперамента.   Гипотеза,   выдвинутая   нами   в   курсовой   работе,   была подтверждена. Зависимость   стиля   общения   от   свойств   темперамента   –   это   сложный феномен, который требует к себе глубокого внимания со стороны окружающих, которые,   так   или   иначе,   связывают   себя   с   этим.   Важнейшим   фактором, определяющим стиль общения, являются свойства темперамента. Стиль   общения   во   многом   обусловлен   тем,   какими   свойствами темперамента   располагает   в   себе   человек.   Ведь   негативные   свойства темперамента могут привести к тому, что выбор стиля человеком может стать решающим фактором в деструктивном построении общения, что, несомненно, ставит под угрозу взаимодействие человека с окружающими его людьми.   26 Таким образом, прежде чем вступать и спонтанно выстраивать общение с другим   человеком,   необходимо   во   всей   совокупности   знать   индивидуальные особенности свойств темперамента не только своего организма, но и другого человека, ведь от этого в огромной степени будет зависеть содержание процесса взаимодействия.  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник / Г. М. Андреева. – 1. М. : Аспект Пресс, 1999. – 376 с.  Асмолов, А. Г. Психология личности : учебник / А. Г. Асмолов. – М. : 2. МГУ, 1990. – 367 с. Батаршев,   А.   В.   Психодиагностика   способности   к   общению   :   учеб. 3. пособие / А. В. Батаршев. – М. : Просвещение, 2003. – 452 с. Гиппенрейтер, Ю. Б. Психология индивидуальных различий : учебник / 4. Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : Дрофа, 2000. – 776 с. Егорова,   А.   В.   Психология   индивидуальных   различий   :   кн.   /   А.   В. 5. Егорова. – М. : Дрофа, 1997. – 455 с. Ительсон, В. Б. Лекции по общей психологии : учеб. пособие / В. Б. 6. Ительсон. – М. : Просвещение, 2000. – 896 с. Ковалев, А. Г. Психология личности : учеб. пособие / А. Г. Ковалев. – 7. М. : Просвещение, 1994. – 154 с. Кондратьева,   О.   В.   Социальная   психология   :   учебник   /   О.   В. 8. Кондратьева. – Волгоград : Учитель, 2003. – 178 с. 27 Крысько, В. Г. Социальная психология : учеб. пособие / В. Г. Крысько. 9. – М. : АСТ, 2001. – 688 с. Крупнов,   А. 10. темперамента : учеб. пособие / А. И. Крупнов. – М. : РУДН, 1992. – 80 с.   И.   Психологические   проявления   и   структура Мещеряков, В. Г. Большой психологический словарь : учеб. пособие / 11. В. Г. Мещеряков. – СПб. : Питер, 2004. – 672 с. Небылицын, В. Д. Жизнь и научное творчество : учеб. пособие / В. Д. 12. Небылицын. – М. : Ладомир, 1996. – 384 с. 13. Немов, Р. С. Практическая психология : учеб. пособие / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 320 с. 14. Овчинников, Б. В. Типы темперамента в практической психологии : учеб. пособие / Б. В. Овчинников. – СПб. : Книга, 2003. – 288 с. 15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : учебник / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.  16. Руденский, Е. В. Социальная психология : учеб. пособие / Е. В. Руденский. – М. : ИНФРА, 1997. – 224 с. 17. Рогов,   Е.   И.   Общая   психология   :   учеб.   пособие   /   Е.   И.   Рогов.   –   М.   : ВЛАДОС, 1995. – 345 с. 18. Реан, А. А Социальная психология : учебник / А. А. Реан. – СПб. : Книга, 1999. – 345 с.  19. Сельченок, К. В. Психологическая типология : учебник / К. В. Сельченок. – М. : АСТ, 2002. – 592 с. 20. Симонов, Д. А. Социальная психология в вопросах и ответах : учеб. пособие / Д. А. Симонов. – М. : Проспект, 2004. – 224 с. 21. Симонов, П. В. Темперамент : кн. / П. В. Симонов. – М. : Наука, 1984. – 278 с. 22. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии : учеб. пособие / Я. Стреляу. – М. : Прогресс, 1982. – 234 с. 28 23. Таланов, В. Л. Справочник практического психолога : учеб. пособие / В. Л. Таланов. – М. : ЭКСМО, 2002. – 928 с. 24. Шевандрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности : учеб. пособие / Н. И. Шевандрин. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 512 с.  25. Хьелл, Л. Теории личности : кн. / Л. Хьелл. – СПб. : Питер, 2003. – 608 с. 29

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента.
Скачать файл