Заявления руководства клиента
В процессе аудиторской проверки руководство субъекта может делать заявления, которые используются в качестве аудиторских доказательств. Требования в отношении документального оформления заявлений и процедур их оценки приводятся в стандарте 580 «Заявления руководства». Этот стандарт используется и в том случае, если руководство организации отказывается предоставить соответствующие заявления. Стандарт включает следующие параграфы: введение, заявления руководства в качестве аудиторского доказательства, документальное оформление заявлений, действия аудитора в случае отказа руководства предоставить заявления.
Аудитор должен получить доказательства того, что руководство организации признает свою ответственность за достоверное представление финансовой отчетности. Эти доказательства могут быть получены из протоколов заседаний совета директоров или заверен- ной соответствующими подписями копии финансовой отчетности, а также из письменных заявлений руководства организации.
Письменные заявления от руководства получают по вопросам, которые являются существенными для финансовой отчетности. По- лучение письменных заявлений должно быть предусмотрено в том случае, если невозможно получить достаточные и уместные доказательства при проведении аудиторских процедур. Стандарт устанавливает, что заявления могут быть получены в устной форме, но обязательно должны подтверждаться письменными заявлениями. Это необходимо для устранения недоразумений между руководством организации и аудитором. Кроме того, письменные заявления являются лучшим аудиторским доказательством, чем устные.
Запрашивая у руководства письменные заявления, аудитор ограничивает круг вопросов, которые вместе или по отдельности могут быть существенными для финансовой отчетности. Он поясняет руководству, почему считает эти вопросы существенными.
На конкретный запрос руководство организации представляет аудитору множество заявлений. При их получении аудитору следует:
• получить аудиторские доказательства, подтверждающие заявления руководства, из внутренних или внешних источников;
• оценить объективность заявлений и их соответствие прочей информации, полученной в процессе аудита;
• определить степень информированности лиц, предоставивших заявления по конкретным вопросам.
Необходимо отметить, что заявления руководства не могут заменить другие аудиторские доказательства, которые следует собрать аудитору. Если аудитор не может получить достаточные и уместные доказательства, которые являются существенными для финансовой отчетности, данный факт рассматривается как ограничение объема аудита. При этом аудитор должен быть уверен в том, что такие доказательства существуют и должны быть доступны для проверки.
Заявления руководства могут противоречить другим аудиторским доказательствам. В этом случае аудитор должен изучить содержание противоречий и проанализировать достоверность заявлений руководства.
Таблица 3.13. Элементы письма-заявления руководства организации
Элемент письма-заявления |
Содержание письма-заявления |
Адресат |
Письмо-заявление должно быть адресовано аудитору, проводящему проверку |
Дата письма |
Письмо-заявление обычно датируется тем же числом, что и аудиторское заключение. Отдельное письмо-заявление относительно конкретных операций или событий может быть получено в процес- се аудита или после даты аудиторского заключения (например в день публичного размещения) |
Подпись письма |
Письмо-заявление подписывается должностными лица- ми, которые несут ответственность за деятельность ор- ганизации (обычно это генеральный директор и финан- совый директор). Аудитор может потребовать письма-заявления от дру- гих членов руководства (например от лица, ответствен- ного за ведение протоколов собраний акционеров, за- седаний совета директоров) |
Пункт о признании ответствен ности |
Письмо-заявление должно содержать пункт о призна- нии ответственности руководства за объективное пред- ставление финансовой отчетности |
Перечень заявлений руководства |
Письмо-заявление должно содержать заявления руко- водства, касающиеся следующих вопросов: • отсутствия нарушений в бухгалтерском учете и сис- теме внутреннего контроля; • предоставления всех документов; • подтверждения полноты информации в отношении связанных сторон; • отсутствия существенных искажений в финансовой отчетности и пр. |
Заявления руководства являются рабочими документами аудитора. Кроме того, в качестве рабочих используются документы, подтверждающие факт получения аудитором заявлений и содержащие краткие беседы с руководством.
Документальное оформление заявления руководства может иметь
следующий вид:
• письма-заявления от руководства;
• письма аудитора, в котором излагается его понимание заявлений руководства и которое затем подтверждается руководством;
• соответствующих протоколов заседаний совета директоров или подписанного руководством экземпляра финансовой отчетности.
Письмо-заявление руководства должно содержать элементы, представленные в табл. 3.13.
Образец письма-заявления руководства организации приводится в приложении 8.
Руководство организации может отказать в предоставлении заявления, которое необходимо аудитору. Это рассматривается как ограничение объема аудиторской проверки. В этом случае аудитор должен выразить условно-положительное мнение или отказаться от выражения мнения в отношении финансовой отчетности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.