Здоровьесберегающие технологии
Оценка 4.6

Здоровьесберегающие технологии

Оценка 4.6
Документация
docx
физическая культура
1 кл—11 кл
14.12.2022
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие_образовательные_технологиии_публикация.docx

Оздоровительная работа в начальной школе.

   По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это не только  заставляет задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит все население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому.

     Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. К распространенным хроническим заболеваниям относятся болезни дыхательных органов, уха, горла, носа, расстройства обмена веществ, нарушение осанки.

     Все это предполагает актуальность разработки и проведения мероприятий учебно-воспитательного процесса в целях улучшения здоровья учащихся, профилактики заболеваний как на уроках, так и во внеурочное время. Начиная с 2000/2001 учебного года оздоровительная работа является приоритетным направлением в наших школах.

     Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:

1.     Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимании ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.

2.     Обучающийся, состоящий в обучении детей норма здорового образа жизни, приемам и методам его реализации (включая основы саморегуляции и развития таких качеств, как выносливость, энергичность, уравновешенность и пр.), а также в определенных вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению.

3.     Непосредственно оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее широко распространенных заболеваний, а также улучшение через это таких необходимых для успешного осуществления учебного процесса качества, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.

     Конечно, приведенное деление весьма условно. Любое мероприятие, направленное на непосредственное оздоровление или повышение уровня знаний, имеет воспитательное значение, а воспитание улучшает в конечном счете здоровье и информативность. Тем не менее для каждого мероприятия можно выделить доминирующий аспект согласно приведенной классификации.

     Решение задачи оздоровления с точки зрения этих аспектов имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста. В начальной школе в первую очередь внимание должно уделяться воспитательному аспекту, так как процессы формирования личности наиболее интенсивно идут в самом раннем возрасте. Среди непосредственно оздоровительных мероприятий выделяются те, которые способны обеспечивать профилактику и коррекцию нарушений осанки, поскольку именно в этом возрасте это еще можно сделать. Обучение ведется в воспитательном ключе с упором на пропаганду гигиены.

     Непосредственно оздоровительная работа базируется на использовании физических упражнений. На наш взгляд, среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе именно физические упражнения наиболее эффективны. Физическая культура – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению. Движения стимулирую процессы роста, развития и формирования организма, способствуют становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненоважных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса. Физические упражнения оказывают системное оздоровительное воздействие  на организм в сочетании с избирательностью влияния в каждом конкретном случае.

     Представляем структуру комплекса физический мероприятий, применяемых в наших школах в начальном звене в целях оздоровления, и характеристику его.

     Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями. Однако обычный урок не дает особого эффекта в плане оздоровления учащихся. В связи с этим учителя физической культуры совместно с медиками физкультурно-оздоровительного диспансера разработали комплекс дыхательной гимнастики, подвижных игр оздоровительного характера, упражнений локальной гимнастики и ввели их в обычный урок физкультуры.

     Попыткой оздоровить учащихся, облегчить их пребывание в стенах школы явилось введение в режим дня физкультурных пауз для учеников 1-4 классов, гимнастики до занятий и подвижной перемены.

     Так же большое внимание наши школы уделили дополнительному образованию в рамках сотрудничества с ДЮСШ города. Такие виды спорта, как: бадминтон, каратэ, художественная гимнастика стали доступны учащимся во время пребывания их в школе.

     В наших школах в течении многих лет систематически проводятся недели здоровья. Это викторины, олимпиады по физической культуре, часы общения, соревнования.

     Основной причиной успешной работы в данном направлении, на наш взгляд, является наличие системности. Это проявляется прежде всего в том, что физкультурные мероприятия включены в систему оздоровительной работы в школе, в которой учтены и воспитательный, и образовательный, и непосредственно оздоровительный аспекты обучения нормам здорового образа жизни. Также системность проявляется в комплексе физкультурных мероприятий, когда ребенок оказывается охвачен ими:

- на обычных уроках;

- на уроках физкультуры;

- на переменах;

- во внеурочное время,

т.е. на протяжении всего времени нахождения в школе и даже за ее пределами (выполнение домашнего задания по физкультуре, добровольное воспроизведение интересных упражнений и игр и пр.).

     Дальнейшее развитие работ по данной проблеме видится в расширении форм проведения оздоровительных мероприятий, вызывающих в максимальной степени положительные эмоции учащихся. Тем самым преследуется цель, с одной стороны, усилить профилактический эффект этих мероприятий, с другой – снизить уровень нервно-психического напряжения.


 

Оздоровительная работа в начальной школе

Оздоровительная работа в начальной школе

Конечно, приведенное деление весьма условно

Конечно, приведенное деление весьма условно

Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе

Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе

Дальнейшее развитие работ по данной проблеме видится в расширении форм проведения оздоровительных мероприятий, вызывающих в максимальной степени положительные эмоции учащихся

Дальнейшее развитие работ по данной проблеме видится в расширении форм проведения оздоровительных мероприятий, вызывающих в максимальной степени положительные эмоции учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2022