Здоровьесберегающие технологии через экологическое воспитание дошкольников
В современном мире вопрос экологического воспитания стоит на первом месте, особенно среди подрастающего поколения. Взрослые уже выросли и их сложно перевоспитать и заставить пересмотреть свое поведение в окружающем их мире, ведь они не хотят даже задумываться о том, какой мир оставят они после себя, насколько чистым будет воздух, насколько плодородна будет земля и даже о здоровье детей не задумываются многие взрослые.
Например, уже давно известно, насколько вредны отходы производства , сбрасываемые в реки и таким образом поражается практически вся речная экосистема, что, несомненно, сказывается на здоровье как взрослых так и детей. И в результате замкнутый круг. Но это не останавливает взрослых в погоне за прибылью, они согласны пожертвовать здоровьем целого поколения, здоровьем своих детей. Поэтому ставку в экологическом воспитаниии сейчас нужно делать на молодое поколение. Именно им еще можно и нужно говорить о проблемах окружающего нас мира, объяснять какими сложностями в будущем отольется сегодняшняя беспечность и жадность взрослых. И конечно же нужно убедить детей, что здоровье и их самих и их родителей превыше всего, и, как сказал Сократ: Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто!
Поэтому наша работа как воспитателей должна быть направлена на воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни. Неслучайно именно эта задача является приоритетной в программе дошкольного образования. Одним из средств решения задачи становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования. Так как дети проводят целый день в детском саду, практически 10 часов, то мы воспитатели просто обязаны позаботиться о здоровье наших детей, и не только сохранить, но и укрепить его. Ведь здоровье современных детей, их физические способности уже отличаются от их сверстников даже десять лет назад. Современные дети из-за состояния окружающей среды, питания постоянного и долгого пользования модными гаджетами заработали себе неустойчивую нервную систему, быструю утомляемость, они не в силах долго и сосредоточенно работать, им сложно заставить себя выполнять определенные монотонные действия. Большинство же современных детей отличаются еще и гиперактивностью, с которой им тоже очень тяжело справляться. Поэтому именно мы взрослые должны помочь детям.
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Ситуация усложняется тем, что состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается.
Здоровьесберегающая технология это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни – как собственных, так и других людей.
В настоящее время здоровьесбережение педагогические технологии разделяют на три большие группы.
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья: скретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая, релаксация, соляная комната, ароматерапия.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры, циклы занятий и игровых упражнений из серии «Здоровье», самомассаж и точечный массаж.
3. Коррекционные технологии: арт-терапия. Сказкотерапия, песочная терапия, технология музыкального воздействия, технология воздействия цветом, технология коррекции поведения, психогимнастика.
Хотелось бы подробнее остановиться на использовании здоровьесберегающих технологиях в экологическом воспитании. Экологическое воспитание – ознакомление детей с природой. Экологическое воспитание дошкольников – есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе экологического воспитания детей как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения становятся игры-эксперименты, игры-путешествия. Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практике, закреплении культурно-гигиенических умений, и навыков ЗОЖ.
Для сохранения и стимулирования здоровья могут быть использованы подвижные игры в НОД и на прогулках. Подвижная игра – эмоциональная деятельность, которая связана с выполнением основных движений. Подвижные игры являются незаменимым средством развития детей. Играют большую роль в их всестороннем физическом воспитании. Существуют игры малой, средней и большой подвижности. Как известно, игры развивают физически, умственно, воспитывают нравственно, воздействуют на все психические процессы, воспитывают эстетику, трудовые навыки, имеют большое оздоровительное значение. Активное участие педагога в игре доставляет детям большую радость, создает позитивную эмоциональную атмосферу, активизирует детей.
Педагог может включить в образовательную деятельность заранее продуманную систему игр-упражнений, которые развивают у ребенка двигательные навыки, это могут быть маленькие песенки-упражнения, пальчиковые игры, пластические этюды, дыхательная гимнастика, различные танцы с предметами. Благодаря этому раскрепощается тело ребенка, снимаются мышечные зажимы, улучшается его настроение, наступает релаксация. Через игровой массаж активизируются биологически активные точки, расположенные на кисти рук, а также происходит процесс психомоторной релаксации. В НОД по экологическому воспитанию также можно использовать упражнения для ног, которые активизируют стопу и пальцы ног, заставляют их выполнять тонкие, сложные движения, что способствует развитию коры головного мозга. Можно рисовать ногами различные предметы, ходить по гальке, по ребристой доске, по массажному коврику, собирать пальцами ног косточки и различные предметы. Положительные эмоции, радость и удовлетворение от происходящего творческого процесса поддерживают интерес к деятельности, причем это несет огромный оздоровительный эффект: повышение эмоционального настроя влияет на участки мозга, связанные с эмоциональным центром коры головного мозга, что помогает организму вырабатывать эндорфин – клетки, отвечающие за здоровье.
В процесс деятельности, так и в режимные моменты, прогулку, сюжетно-ролевые игры можно включать упражнения с природным материалом, играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, становятся общительнее, спокойнее. Из природного материала можно делать поделки, игрушки, выкладывать узоры, перебрасывать перекатывать друг другу. Колючие шишки, гладкие блестящие желуди, кора деревьев своим ароматом, влажностью, шероховатостью, теплой энергетикой вызывают положительные эмоции, дарят рукам силу, гибкость, свободу движений. Развитие мелкой моторики оказывается увлекательным и неутомительным делом, благодаря которому рука постепенно крепнет, становится более подвижной.
Кроме того, можно использовать дидактические игры и упражнения с песком. Эти упражнения имеют огромное значение для развития и расширения представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека, уравновешивают эмоциональное состояние, учат детей самостоятельно действовать, достигать цели, через экспериментальную деятельность, развивают мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы и делать выводы. Песочная игротерапия вызывает положительные эмоции, снижает негативное проявление (страх, агрессию, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида). Но самое важное, ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.
Необходимый компонент каждой НОД по экологическому воспитанию - релаксационный отдых. Релаксационный отдых включает и дыхательную гимнастику, что является прекрасной возможностью снять мышечное и эмоциональное напряжение, накопленное в процессе деятельности. Хорошая мышечная релаксация – это чередование движения и расслабления. Необходимо помнить, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. Поэтому в конце НОД надо использовать как активный, так и пассивный отдых. Ребенок начинает себя лучше чувствовать, его работоспособность повышается.
Таким образом, одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, то есть соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего соответствующие технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. В зависимости от программы, по которой работают педагоги ДОУ, материально-технического оснащения, организации здоровьесберегающей среды, профессиональной компетентности педагога, а также уровня физической подготовленности и показателей заболеваемости воспитанников каждый педагог выбирает здоровьсберегающие технологии, которые внедряются в практику его работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.