Пичугина Ирина Валерьевна
Сохранение здоровья детей – одна из приоритетных задач педагогики. Сохранение и укрепление здоровья особенно важны для детей с нарушением речи, с нарушением речевого и физиологического дыхания, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Поэтому в течение учебного года на занятиях необходимо включать здоровьесберегающие технологии. Подбирая элементы разных здоровьесберегающих технологий надо учитывать возрастные и психофизиологические особенности детей. Последовательность включения технологий может изменяться в зависимости от периода обучения и темы занятия.
Некоторые здоровьесберегающие технологии направлены на развитие дыхания, так как речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций и связано с устной речью. Характер речевого дыхания подчинен речевому программированию, а значит - лексико – грамматическому и интонационному высказыванию. В подобранных играх и упражнениях на развитие речевого дыхания формируется длительный, сильный, направленный выдох.
Пальчиковая гимнастика способствует формированию мелких движений, координации рук и позитивно влияет на развитие интелекта детей.
Все виды самомассажа, гимнастики для глаз, упражнения на развитие дыхания нужно проводить руководствуясь методикой. Такие занятия не требуют специально подготовленных пособий. Упражнения следует выполнять на фоне позитивных реакций ребенка.
Целью артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики и других упражнений является выработка правильных движений артикуляционных органов, координации, правильного дыхания. Выполнение упражнений приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга, ребенок учится концентрировать внимание. Некоторые упражнения по лексическим темам.
Тема «Осень»
Развитие мелкой моторики.
Упражнения для языка
Развитие физиологического дыхания
Тема «Овощи»
Развитие мелкой моторики
Упражнения для мышц шеи. Работа над дыханием.
Развитие физиологического дыхания
Упражнения для языка
Тема «Фрукты»
Развитие мелкой моторики
Упражнения для мышц шеи. Работа над дыханием.
Вдох носом – повернуть голову влево. Увидели ананас, вдох ртом с произношением звука о-о-о-о. Повернуть голову направо. Какая огромная дыня! Вдох носом, выдох ртом.
Развитие физиологического дыхания
Игровое упражнение «Арбуз». Положить руки ниже ребер, сделать вдох и надуть живот как арбуз (под счет до «трех»). Выдох - живот втянуть (похож на ямочку).
Упражнения для языка
Тема «Дикие животные»
Работа над дыханием.
Медведь ныряет за рыбой – присаживаемся (вдох ртом), выныривает – встаем (выдох носом).
Высматриваем на дереве обезьян. Поднимаемся на носочки – вдох носом, опускаемся – выдох ртом.
Развитие физиологического дыхания.
Игровое упражнение. «Бегемот». Поставить руки на пояс, сделать глубокий вдох – надуть живот (под счет до трех), выдох – живот втянуть.
Упражнения для языка
Тема «Птицы»
Работа над дыханием.
Сонная сова. Опустить голову вниз – сделать вдох носом. Голову поднимаем – делаем выдох ртом.
Птицы поют. Сделать вдох и на выдохе снегирь: «фью-фью-фью». Щегол: «пить-пиль-пить». Удод: «уп-уп-уп-уп». Коростель: «кик-кик-кик». Коростель: «крэк-крэк-крэк».
Упражнения для языка
Индюки болтают. Языком быстро двигать по верхней губе и произносить – «бл-бл-бл-бл…»
Птенчики ждут пищу. Сделать чашечку и удерживать до «шести».
Аист. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать под счет до «шести – восьми».
Тема «Транспорт»
Развитие мелкой моторики
***
Би-би-би – гудит машина (постукивать кулачком о ладонь другой руки)
Тук-тук-тук – мотор стучит (хлопки руками)
Едем, едем, едем, едем. (потопывание ногами)
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу – они шуршат. (потирают ладони)
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та – вперед спешат. (вертушка руками)
Работа над дыханием.
Упражнения для языка
Тема: ЧЕЛОВЕК
***
Правая и левая водят поезда,
Правая и левая строят города.
Правая илевая
Могут шить и штопать,
Правая и левая
Могут громко хлопать.
За окошком ходит ночь.
Руки так устали…
Правая и левая спят на одеяле.
Работа над дыханием.
Упражнения для языка .
Тема: ВЕСНА
Развитие мелкой моторики
Выполнять в соответствии с содержанием стихотворения.
Наши алые цветки раскрывают лепестки. (Руки в кулачках, постепенно раскрываем ладони).
Ветерок чуть дыши, лепестки колышет. (Плавно покачиваем кистями рук).
Наши алые цветки закрывают лепестки, (Плавно сжимаем руки в кулачки и покачиваем ими)
Тихо засыпают, головками качают.
***
Работа над дыханием
Упражнения для языка .
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.