Мастер-класс
«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ для детей раннего возраста»
Подготовили:
воспитатель
Просвирнина Ю.В.
Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Ранний возраст - это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма. В последние годы замечена устойчивая тенденция снижения уровня здоровья дошкольников, все больше детей показывают нарушение речевого и психического развития. Это все делает необходимым поиск механизмов, которые бы помогли изменить ситуацию.
Главная задача воспитателей детского сада - подготовить дошкольника к будущей самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые условия для получения и закрепления устойчивых навыков, умений, знаний, воспитав в нем необходимые привычки.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий.
Подвижные, спортивные игры
Ринопластика
Релаксация
Утренняя гимнастика
Физкультминутки
Дыхательная гимнастика
Гимнастика для глаз
Закаливающие процедуры
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений пальцев кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становления речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В.А. Сухомлинский.
Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с разными предметами, которые позволяют ему узнать и изучать их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается.
Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движение рук, тем совершеннее функции нервной системы.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в единстве и взаимосвязи.
Вашему вниманию хотим представить игры, для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Они стимулируют умственную деятельность детей, повышают общий тонус, снижают психоэмоциональное напряжение и способствуют хорошему эмоциональному настрою.
Прежде чем показать ребенку пальчиковую игру с нетрадиционными предметами, сначала проиграйте ее сюжет сами. Не забывайте о том, что дети воспринимают ваши действия зеркально.
Уважаемы родители, предлагаем Вашему вниманию тренажеры для пальчиков.
1. Пальчиковый твистер или Пальчиковые шаги.
Первый тренажер, о котором мы Вам сегодня расскажу, называется «Пальчиковый твистер» или «Пальчиковые шаги».
«Пальчиковые шаги» — это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.
Предлагаем Вам пять дорожек с различными сюжетами. Сюжеты и герои для упражнения могут меняться в соответствии с интересами детей, а также содержанием комплексно – тематического планирования.
Уважаемые родители, возьмите, пожалуйста, из конверта тренажер прямоугольной формы.
На данном тренажере представлен простой сюжет, где главный герой зайчонок, которому нужно добраться до какой-либо конечной цели (звездочка, машинка, листик). В качестве тропинки использованы разноцветные пуговицы, по которым наш герой будет прыгать и/или ходить.
Обратите Ваше внимание, что перед выполнением любого упражнения важно предоставить ребенку возможность самостоятельно изучить тренажер: потрогать и ощупать его, попробовать согнуть, рассмотреть отдельные детали, прикоснуться к ним и т. д. После изучения тренажера можно приступать к выполнению задания.
А сейчас предлагаем Вам поиграть и выполнить следующие упражнения:
‒ пройдите поочередно пальчиками правой – левой руки по синим пуговкам, по красным бабочкам, и т.д.;
‒ встаньте поочередно пальчиками правой – левой руки только на пуговки синего (красного) цвета и т.д.
Отложите прямоугольные тренажеры и возьмите из конверта тренажер круглой формы. Сюжет для данного тренажера такой же, как и в первом случае, только меняется работа пальчиков:
‒ проведите сначала большим пальчиком по дорожке, затем указательным, средним, безымянным, мизинцем.
Данное упражнение нужно выполнить сначала правой, а затем повторить левой рукой. Для усложнения задания можно предложить ребенку выполнить это задание одновременно правой и левой рукой.
2. Дидактическая игра «Осьминожек».
Следующая игра, которую Вам сегодня представим направлена на развитие движений пальчиков и называется «Осьминожек».
Педагог показывает детям осьминога, рассматривает его с детьми, обращая внимание на то, что осьминогу скучно, и он очень хочет «подружится» с кем-нибудь. Затем педагог предлагает ребенку помочь осьминогу и подружить его с рыбками. Для того, чтобы осьминог подружился с рыбками, ребенку необходимо застегнуть и/или расстегнуть пуговицу.
В процессе игры сюжет может изменяться в зависимости от дидактической задачи, например, педагог может уточнить посредствам вопросов со сколькими рыбками подружился осьминог; сколько рыбок (много), сколько осьминогов (один) видит ребенок; осьминог играет с рыбками (рыбки приплывают – застегивают пуговицы, рыбки уплывают – расстегивают пуговицы).
3. Массажер «Ладошка».
Уважаемые родители, представляем Вашему вниманию модуль для развития мелкой моторики рук – массажер «Ладошка».
С помощью мелких деталей (в моем случае это – аппликатор Кузнецова, шарики – попрыгуны, разрезанные пополам и полубусины), расположенных на поверхности массажера, модуль способствует воздействию на нервные окончания, развивает мелкую моторику рук и оказывает стимулирующее влияние.
Ладонь прикладывается на модуль и слегка надавливается, таким образом, выполняется массаж ладоней. Ладонь может прикладываться сразу полностью или постепенно, могут поочередно прикладываться пальцы рук. Такой модуль можно использовать как в индивидуальной работе и совместной деятельности, так и на занятиях.
Сейчас предлагаем Вам изготовить такой модуль. Нам понадобится любая основа, в нашем случае это картон в виде детской ладошки, клей «Момент», различные бусинки, пуговицы, можно использовать любой подходящий бросовый материал. На основу (ладошку) аккуратно наклеиваем бусинки или пуговицы и ждём пока высохнет. После чего масажер готов к использованию в работе.
Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.