Здоровьесберегающие педагогические технологии, методы и приёмы, используемые для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Оценка 4.9

Здоровьесберегающие педагогические технологии, методы и приёмы, используемые для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Оценка 4.9
Мероприятия
doc
воспитательная работа
Детсад
10.04.2017
Здоровьесберегающие педагогические технологии, методы и приёмы, используемые для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Данный методический материал включает перечень здоровьесберегающих технологий,методов, приёмов разработанных и внедрённых в работу в конкретном детском саду. Анализ результатов диагностики физической подготовленности воспитанников убеждает, что чёткая, скоординированная деятельность педагогов и медицинского персонала детского сада, создание здоровьесберегающего образовательного пространства, взаимодействие с родителями, использование инновационных форм в работе с детьми способствуют укреплению здоровья и снижению заболеваемости воспитанников. Адресован педагогам дошкольных учреждений и инструкторам по физической культуре.Методические материалы
Здоровьесберегающие педагогические технологии.doc
Здоровьесберегающие педагогические технологии, методы и приёмы, используемые  для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От   жизнерадостности,   бодрости   детей   зависит   их духовная   жизнь,   мировоззрение,   умственное   развитие, прочность   знаний,   вера   в   свои   силы»,   –  говорил  великий педагог В. А. Сухомлинский.  Укрепление здоровья дошкольников является главным и неотъемлемым условием его   всестороннего   развития   и   обеспечения   нормальной   жизнедеятельности   организма. Планомерная   целенаправленная   оздоровительная   работа   педагогов   ДОУ,  обновление методической и материальной базы дошкольного учреждения  и  разумное использование здоровьесберегающих   технологий,   методов   и   приёмов   в   воспитательно­образовательной работе помогает не только сохранить, но и улучшить здоровье детей. Выбор здоровьесберегающих  педагогических технологий, методов, приёмов, форм зависит от   программы,   по   которой   работают   педагоги,   конкретных   условий   дошкольного учреждения,   профессиональной   компетентности   педагогов,   а   также   показаний заболеваемости детей. Наименование технологии, метода, приёма Общий массаж Фитотерапия Ароматерапия Краткое описание.  Возможности. Цели. Задачи Время проведения.  Возраст детей Медико­профилактические Особенности методики  проведения По 10 сеансов 2  раза в год В расслабленном  состоянии, лёжа.  Используется  спокойная музыка. Курсами по 2  недели 2 раза в  год для всех  возрастных групп Курсами по 2  недели 2 раза в  год для всех  возрастных групп Используются отвары и  настои трав,  обладающие  антимикробными и  протективными  свойствами (зверобой,  календула, ромашка,  эвкалипт, подорожник,  шалфей). Используется  увлажнитель­  ароматизатор  «Air Comfort» D­103 Важное средство  оздоровления организма  ребёнка. Способствует  расширению капилляров  кожи, ускоряет циркуляцию  крови и лимфы, усиливает  функции потовых и сальных  желез, что положительно  влияет на обмен веществ,  вызывает у детей бодрое  настроение, побуждает к  активности. Является одним из  комплексов  реабилитационных программ  часто и длительно болеющих  детей. Применяется в виде  приёма лекарственных  фитосборов, лечебных  ингаляций и местной терапии. Использование эфирных  масел в целях профилактики  инфекционных заболеваний,  передающихся воздушно­ капельным путём,  предупреждение обострений  при хронических  заболеваниях органов  дыхания. Небулайзерная терапия Предназначена для лечения  заболеваний дыхательных  путей и лёгких аэрозолями  растворов лекарственных  препаратов. Ультратонотерапия Используется для лечения и  профилактики широкого  спектра заболеваний:  дерматологии,  невропатологии и др.  Не более 10­15  мин. для всех  возрастных групп. Курс лечения 10­ 12 процедур для  всех возрастных  групп Используется  компрессорный  ингалятор LD­ 210C, cтрого по назначению  врача Используется аппарат  «Ультратон­03­ АМП»,  cтрого по назначению  врача Физкультурно­оздоровительные и обучение ЗОЖ Физическая культура Физкультурный досуг Физкультурный праздник Образовательная деятельность   по разделу «Здоровье» Одна из основных форм  организации двигательной  деятельности ребёнка в  детском саду. Значительное  место на занятиях отводится  игре как естественной форме  передачи необходимого  объёма знаний, усвоения  двигательных умений и  навыков. Одна из наиболее  эффективных форм  активного отдыха. Его  содержание составляют  физические упражнения,  которые проводятся в форме  весёлых игр, забав,  развлечений. Оказывает  благотворное воздействие на  организм ребёнка, закрепляет  двигательные умения и  навыки, развивает  двигательные качества,  способствует воспитанию  чувства коллективизма. Наиболее эффективная  форма активного отдыха  детей. Выявляется  двигательная  подготовленность детей,  умение проявлять физические качества в необычных  условиях и игровых  ситуациях. Система обучения  дошкольников гигиеническим  навыкам, формированию у  них доступных знаний с  учётом возрастных и  индивидуальных  особенностей восприятия. 2­3 раза в неделю. Проводятся в  соответствии с  программой, по которой работает НДОУ.  Следует учитывать  принципы  дидактического  подбора игр, состояние  здоровья, уровень  двигательной  активности и развития  движений  дошкольников. Не требует специальной подготовки. Структура  досуга зависит от  тематики, поставленных задач, условий  проведения, возраста и  уровня  подготовленности  детей. 1 раз в месяц во  второй половине  дня с младшего  возраста. 2 раза в год со  среднего возраста В соответствии с  программой для каждой возрастной группы, по  определённому  сценарию (в сюжетной  форме). 1 раз в неделю в  режимных  процессах Программа «Основы  безопасности» Р.  Стеркина, О. Князева,  технология Л.Ф.  Тихомировой «Уроки  здоровья». Элементарный приём  самопомощи своему  организму. Упражнения учат  детей сознательно заботиться  о своём здоровье и являются  профилактикой простудных  заболеваний, плоскостопия. Самомассаж рук ­ с 2­х лет; лица ­  со старшего  возраста; ступней  ног ­ со среднего  возраста. Необходимо объяснить  ребёнку серьёзность  процедуры и дать детям элементарные знания о  том, как не нанести  вред своему организму. Сохранение и стимулирование здоровья В любом  подходящем  помещении. В  зависимости  от  состояния детей и целей, педагог  определяет  интенсивность  технологии. Для  всех возрастных  групп. Расслабление сидя и  лёжа в неподвижном  состоянии проводится с закрытыми глазами.  Модификация методики прогрессивной  мышечной релаксации  Э. Джекобсона, детский массаж «Солнышко»,  релаксационные игры  «Тряпичные куклы и  оловянные солдатики»,  упражнения «»Плывём в огблаках», «Пляж»,  «Ковёр­самолёт» и др. Самомассаж Релаксация Динамические паузы Снятие психического и  мышечного напряжения. Даёт  возможность снизить уровень  переживания ребёнком  негативных эмоций путём  воздействия на состояние его  тела. Позволяет разумно  организовать чередование  деятельности организма в  ритме «напряжение­ расслабление». Является  важным звеном  психофизической гимнастики. Способствует максимальному отдыху детей в минимально  короткий промежуток  времени. Быстро  восстанавливает функции  организма после физической  нагрузки. Одна из форм активного  отдыха в течение дня и во  время малоподвижных  занятий. Повышает  умственную  работоспособность детей на  занятиях и дарит «мышечную  радость». Кратковременные  физических упражнения под  музыку вызывают  возбуждение определённых  отделов мозга, усиливают  кровообращение и создают  благоприятные условия для  отдыха ранее возбуждённых  отделов. Во время занятий  и между  занятиями в  течение дня  2­5 мин. по мере  утомляемости  детей, начиная со  2­ой младшей  группы. Рекомендуется для всех детей в качестве  профилактики  утомления. На занятиях в виде игр, элементов  гимнастики для глаз,  дыхательной  гимнастики и др. в  зависимости от вида  занятий. Между  занятиями ­ в виде подвижных игр, танцевальных движений, физических  упражнений, элементов  релаксации, игр в  уголке валеологии  (ходьба по ребристым  дорожкам, пробкам,  пуговицам и др.) Дать инструкции  об  обязательной гигиене  полости носа перед  проведением  процедуры. Специальные  упражнения (А.Н.  Гимнастика дыхательная Укрепляет и оздоравливает  организм детей, развивает  дыхательную мускулатуру,  улучшает функции нервной и  сердечно­сосудистой систем,  повышает сопротивляемость  организма к простудным  В различных  формах  физкультурно­ оздоровительной  работы с  младшего  возраста. заболеваниям. Улучшает  самочувствие. Гимнастика   для глаз Снимает напряжение с глаз,  способствует профилактике  глазных заболеваний,  развивает остроту зрения. Гимнастика бодрящая Гимнастика пальчиковая Гимнастика корригирующая Гимнастика ортопедическая Призвана освежить детей  после сна и адаптировать их к последующим режимным  моментам. При правильной  организации приносит  значительную пользу.  Направлена на активизацию  кровообращения, дыхания с  учётом анатомо­ физиологических  особенностей дошкольников. Направлена на развитие  мелкой моторики и  координации движения рук.  Повышает функциональную  деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Проводится с целью  формирования правильной  осанки и исправления  дефектов, если они уже есть.  Активизирует обменные  процессы, формирует  мышечный корсет,  вырабатывает общую  выносливость мышц  туловища, тренирует  равновесие, укрепляет свод  стопы. Основное средство  профилактики плоскостопия.  Направлена на укрепление не  только мышечно­связочного  аппарата стоп и голеней, но и  всего организма. Повышает  физическую  работоспособность,  формирует правильную  Стрельниковой, К.П.  Бутейко). Как в  игровой, так и в  традиционной форме  под контролем педагога и на его примере. Специальные  упражнения (В.Ф.  Базарный, Э.С.  Аветисов) Рекомендуется  использовать наглядный материал, показ  педагога. Целесообразна, если в  ней комплексно  используются  закаливающие  процедуры и  коррекционно­ профилактические  физические  упражнения. Форма  проведения различна:  упражнения на  кроватках, обширное  умывание, ходьба по  «дорожкам здоровья». Рекомендуется всем  детям, особенно с  речевыми проблемами.  Проводится в любое  удобное время.  Подборка специальных  и общеразвивающих  упражнений,  соответствующих  возрасту и физической  подготовленности  детей.. Важно научить  детей правильному  выполнению  упражнений. Рекомендуется детям с  плоскостопием и в  качестве профилактики  болезней опорного  свода стопы. Ежедневно по 3­5  мин. В любое  свободное время с младшего  возраста. Ежедневно после  дневного сна 5­10  мин. Ежедневно с  младшего  возраста  индивидуально  или с подгруппой  детей. В различных  формах  физкультурно­ оздоровительной  работы. Со  старшего возраста курсами 2 раза – в начале и конце  года по 2 месяца 2 раза в неделю. В различных  формах  физкультурно­ оздоровительной  работы, игровой  деятельности, на  прогулке. Гимнастика ритмическая 2 раза в неделю по со среднего  возраста. осанку, улучшает  кровообращение и тонизирует мышцы стопы. Относится к оздоровительным видам гимнастики:  общеразви­ вающие упражнения, бег,  прыжки, элементы танца. Совершенствует работу  органов дыхания,  кровообращения, , формирует осанку, воспитывает стойкий  интерес к физической  культуре. Фитбол­ гимнастика Степ­аэробика Подвижные игры 1 раз в неделю во  второй половине  дня, начиная со  средней группы. Не более 2­х раз в неделю во второй  половине дня, со  старшего  возраста. Ежедневно для  всех возрастных  групп. Используется для  оздоровления и коррекции  осанки. Помогает  организовать оптимальные  условия для правильного  положения туловища и  тренировки основных видов  мышц и вестибулярного  аппарата. Ритмические движения вверх  и вниз по специальной  степ­ платформе. Развивает  подвижность в суставах,  формирует свод стопы,  тренирует равновесие,  способствует развитию  координации движений,  укреплению и развитию  сердечно­сосудистой и  дыхательной систем. Эмоциональная деятельность,  которая связана с  выполнением основных  движений. Оказывают  разностороннее  положительное воздействие  на состояние основных  жизненно важных  физиологических систем  Программа  «Танцевальная мозаика» С.А. Слуцкой; программа  «Ритмическая мозаика»  А.И. Бурениной программа по  танцевально­игровой  гимнастике «СА­ФИ­ ДАНСЕ» Ж.И.  Фирилевой и Е.Г.  Сайкиной. Каждое  занятие по  определённой схеме.  Обратить внимание на  величину физической  нагрузки и её  соразмерность  возрастным  показателям ребёнка. Проводится на  специальных мячах. В  средней группе –  использование мячей не  превышает 40% общей  длительности занятия. «Лечебно­ профилактический  таней Фитнес­Данс»  Ж.И. Фирилевой и Е.Г.  Сайкиной; «Физкультурно­ оздоровительные  занятия с детьми 5­7  лет» Е.Н. Вареник.  Нельзя забывать о  технике безопасности и  физической нагрузке и  её распределения с  учётом здоровья детей. Игры должны быть  доступными детям,  подбираться  в  соответствии с  программными  требованиями,  возрастом и  индивидуальными  особенностями детей, Спортивные игры Оздоровительные игры Технология здоровья  В.Ф. Базарного Сказкотерапия организма: сердечно­ сосудистой, дыхательной,  укрепляют опорно­ двигательный аппарат,  формируют правильную  осанку. Положительно влияют на умственное развитие. Способствуют укреплению  здоровья детей,  совершенствованию всех  систем организма:  дыхательной, мышечной,  сердечно­сосудистой.  Развиваются быстрота,  ловкость, выносливость,  глазомер, ориентировка в  пространстве, координация и  точность движений.  Формируются положительные взаимоотношения и эмоции. Предназначены для  профилактики утомления,  вызванного  интеллектуальными  нагрузками. Укрепляют  различные группы мышц,  тренируют вестибулярный  аппарат, способствуют  профилактике нарушений  зрения и осанки. В её основе – комплексное  воздействие, направленное на  снятие утомления,  психомоторного  раскрепощения. Отмечается  позитивная динамика  развития дошкольников по  многим показателям. Со старшего  возраста на  физкультуре,  прогулке. В течение дня, не  более 6 мин. Подготовительная группа. Коррекция 2 раза в месяц во  второй половине  дня, с младшей  группы как  индивидуально,  так и с  подгруппой детей. Форма познания и лечения  души. Применяется в работе с детьми, имеющими нарушения речи, эмоциональные и  поведенческие проблемы –  неуверенность в себе,  застенчивость, трвожность.  Развивает способность  понимать своё эмоциональное  состояние, самоконтроль  поведения, моторику  речевого аппарата. их количеством, местом и временем проведения. Важно, чтобы этот  процесс носил  системный и  последовательный  характер. Следить за  дозировкой физической  нагрузки. Используются только  элементы спортивных  игр и спортивно­ игровых упражнений:  городки, баскетбол,  футбол, хоккей,  бадминтон, настольный  теннис. Учитывать  физическое развитие и  подготовленность  детей. Уделять  внимание профилактике травматизма. Не требуется  специального  помещения, наличия  специального  оборудования.  Требуется лишь  подготовленность  педагогов. Используется схема  зрительных траекторий  для разминок и  упражнений на  зрительную  координацию В.Ф.  Базарного Используют для  психологической  терапевтической и  развивающей работы.  Обязательно  присутствие ритуала –  входа в сказку.  Использование  музыкотерапии.  Регулярность  проведения  способствует  закреплению  положительного Песочная терапия 1 раз в неделю для всех возрастных  групп. Обеспечивает большой  воспитательный и  образовательный эффект.  Усиливает желание ребёнка  узнать что­то новое,  экспериментировать.  Развивается тактильная  чувствительность,  познавательные функции, речь и моторика. эффекта в развитии  личности ребёнка. Эффективна в работе с  детьми,  испытывающими  трудности в  эмоционально­волевой,  коммуникативной  сферах, в речевом  развитии. При  организации  необходимо учитывать  принцип постепенного  погружения и выхода из игровой ситуации, а  также подчинение  единой линии сюжета. Предусматривается как  целостное и  изолированное  использование музыки в качестве основного и  ведущего фактора  воздействия. В различных  формах  физкультурно­ оздоровительной  работы 2­4 раза в  месяц, начиная со  старшего  возраста. Музыкотерапия Арт­терапия Психогимнастика Метод, использующий музыку в качестве средства  коррекции. Используется в  коррекции эмоциональных  отклонений, страхов,  двигательных и речевых  расстройств,  психосоматических  заболеваний, отклонений в  поведении и др.  Оздоровление психосферы  ребёнка средствами  воздействия различных видов  искусства с использованием  средств живописи, пластики,  графики, аппликации.  Развивают познавательные и  творческие способности.  Используются с целью  коррекции имеющихся  эмоциональных проблем  индивидуального  характера(агрессивность,  тревожность, заниженная  самооценка, застенчивость),  коммуникативных проблем,  детских страхов; коррекция  детско­родительских  отношений. Основная цель – преодоление  барьеров в общении, развитие  лучшего понимания себя и  других, снятие психического  напряжения, создание  возможностей для  самовыражения. В её основе  лежит использование  двигательной экспрессии  Сеансами по 10­ 12 мин., начиная  со средней  группы. Программа имеет  диагностический  инструментарий и  предполагает  протоколы занятий. 1­2 раза в неделю,  со старшего  возраста. Специальные методики  Е.А. Алябьевой, М.И.  Чистяковой, Р.В.  Овчаровой. Дети проявляют себя и  общаются без помощи  слов. Фонетическая ритмика (жесты, мимика и т.д.) Система двигательных  упражнений, в которых  различные движения  (корпуса, головы, рук, ног)  сочетаются с произнесением  определённого речевого  материала. Используется с  целью нормализации речевого  дыхания, правильного  произношения звуков в  слогах, словах,  словосочетаниях. 2 раза в неделю в  музыкальном зале, начиная с  младшего  возраста. Рекомендованы детям с  проблемами речевого  развития либо в  профилактических  целях. Бакушкина Наталья Александровна старший воспитатель Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 ОАО «РЖД»

Здоровьесберегающие педагогические технологии, методы и приёмы, используемые для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, методы и приёмы, используемые для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, методы и приёмы, используемые для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, методы и приёмы, используемые для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, методы и приёмы, используемые для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, методы и приёмы, используемые для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, методы и приёмы, используемые для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, методы и приёмы, используемые для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, методы и приёмы, используемые для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, методы и приёмы, используемые для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, методы и приёмы, используемые для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, методы и приёмы, используемые для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, методы и приёмы, используемые для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, методы и приёмы, используемые для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, методы и приёмы, используемые для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, методы и приёмы, используемые для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2017