Здоровьесберегающие технологии

  • Лекции
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Все знаем, что уровень здоровья у каждого разный: кто-то часто болеет ОРЗ, а кто-то имеет хроническое заболевание, а кто-то здоров. Поэтому, в соответствии с физическим развитием, состоянием здоровья, (уровнем тренированности и уровнем общей физической подготовленности) школьников распределяют на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. К какой медицинской группе относится ученик, определяет только врач.Все знаем, что уровень здоровья у каждого разный: кто-то часто болеет ОРЗ, а кто-то имеет хроническое заболевание, а кто-то здоров. Поэтому, в соответствии с физическим развитием, состоянием здоровья, (уровнем тренированности и уровнем общей физической подготовленности) школьников распределяют на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. К какой медицинской группе относится ученик, определяет только врач.
Иконка файла материала zdorove_0 (1).docx
Здоровьесберегающи е технологии на уроках физической культурыЗдоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры. В   школе   уроки   физической   культуры   проводятся   с   учетом   индивидуальных особенностей   учащихся   и   с   учетом   их   медицинских   групп   здоровья.   Основное направление работы заключается в  сохранении здоровья школьников.   1. Деление ребят на группы здоровья.                  Все знаем, что уровень здоровья у каждого разный: кто­то часто болеет ОРЗ,   а   кто­то   имеет   хроническое   заболевание,   а   кто­то   здоров.       Поэтому,   в соответствии   с   физическим   развитием,   состоянием   здоровья,   (уровнем тренированности   и   уровнем   общей   физической   подготовленности)   школьников распределяют   на   три   медицинские   группы:   основную,   подготовительную   и специальную. К какой медицинской группе относится ученик, определяет только врач. Для того чтобы правильно организовать работу с учениками, не нанести вред его здоровью, учитель должен знать о состоянии здоровья учащихся. Поэтому,  в начале каждого  учебного года, с учеников   требуются справки о состоянии здоровья. В справке  указана    группа здоровья и  диагноз заболевания. Впоследствии  справка вкладывается в его медицинскую карту. В   основную   медицинскую   группу  включают   детей   и   подростков   без отклонений   в   состоянии   здоровья.   Они   выполняют   всю   учебную   программу   в полном объеме.  В  подготовительную  медицинскую  группу  включают   детей   и  подростков, имеющих   незначительные   отклонения   в   физическом   развитии   (недостаток   веса, лордозы и кифозы) и состоянии здоровья. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе,   занимаются   с   классом.   Оценка   успеваемости   выставляется   на   общих основаниях,   за   исключением   выполнения   учебных   контрольных   упражнений   в противопоказанных   им   видах   физических   упражнений.   Чтобы   узнать,   какие упражнения   нельзя   выполнять   учащимся   подготовительной   группы,   учитель физической культуры советуются с врачом. Врач, на основании справки, в которой указан диагноз заболевания, обозначает упражнения или вид деятельности, которые противопоказаны   данному   учащемуся.   Это   фиксируется   учителем   в   личной«тетради здоровья» по каждому ученику. В соответствии с указанием врача учитель строит свою работу с данным учеником. Например:  у ученика  подготовительная медицинская группа. Тест – прыжок в длину   с   места.   Если   нет   противопоказаний,   то   прыжок   выполняется,   если противопоказания есть, то прыжок не выполняется, а оценивается устный ответ по технике выполнения прыжка. Тем самым бережем здоровье ученика. В   специальную   медицинскую   группу  включают   учащихся,   имеющих   такие отклонения   в   состоянии   здоровья,   которые   являются   противопоказанием   к повышенной   физической   нагрузке.   Занятия   с   учащимися,   отнесенными   по состоянию   здоровья   к   специальной   медицинской   группе,   проводится   по специальной программе и отдельно от класса. «Физическая культура» с учащимися  подготовительной    группы  здоровья 2. Поощрение учеников в подготовительной медицинской группе Из своего опыта работы, я сделала вывод, что ученики подготовительной группы здоровья, из­за слабого физического развития имеют   низкий уровень физической подготовленности.   Вследствие   этого   ученик   за   выполнение   контрольного упражнения получает низкую отметку. Это приводит к  ­ плохой оценке за четверть –   пропадает   интерес   к   занятиям   –   не   желание   заниматься   –     нанесение   вреда здоровью. Чтобы этого не произошло, к оценке за упражнение в качестве поощрения за выполненную работу  он получает дополнительный балл и положительные эмоции (ученик доволен). 3. Дифференцированный и индивидуальный  подход в обучении В   среднем   и   старшем   звене   увеличиваются   индивидуальные   различия школьников   в   физическом   развитии.   Поэтому,   в   процессе   обучения,   выборе содержания   и   методов   проведения   урока,   оценке   успеваемости   обязательно учитываются: ­ половые особенности учащихся. Юноши сильнее, чем девушки. Метание мяча у мальчиков составляет 40м, у девочек того же возраста 25м.  ­ физическое развитие   (рост, вес, мышечная масса тела). Например: прыжки через скакалку выполняет мальчик  с избыточной массой тела. Количество прыжков на «5» он не выполнил, но с учетом его индивидуальных особенностей, старания ученик получает «5». При подборе упражнений, выборе подвижных игр учитывается   ­ двигательная подготовленность, двигательный опыт и возрастные особенности. Технически   сложное   двигательное   действие   (нападающий   удар   в   волейболе) применяется в старшем возрасте, а в среднем звене  берется более простой элемент (передачи через сетку).4. Оздоровительная направленность   Наряду  с образовательными  и воспитательными  задачами  большое внимание уделяется и оздоровительным задачам. Успешному решению оздоровительных задач способствует   проведение   занятий   на   открытом   воздухе   (первую   четверть   – сентябрь, октябрь  и четвертую четверть – апрель, май). Для  занятий физкультурой учитель   требует   обязательное   наличие   спортивной   формы   и   спортивной   обуви, соответствующей   гигиеническим   требованиям.   Без   спортивной   формы   ученик   к занятиям   не   допускается   во   избежание   травм.   Начиная   с   младшего   школьного возраста, учим ребят, самостоятельно выполнять и проводить комплекс утренней гигиенической гимнастики.    5. Теоретические знания    На уроках физ. культуры учащиеся получают теоретические знания, которые помогут им сохранить здоровье, а также использовать полученные знания во время самостоятельных индивидуальных и групповых занятиях физкультурой, во время активного отдыха, в походах. Изучаем на уроках следующие темы по теории физ. культуры:  ­   личная гигиена,  ­ влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма (дыхание, кровообращение, обмен веществ),  ­ о здоровом образе жизни, организации режима дня,­ методы самоконтроля за состоянием   организма   во   время   занятий   физическими   упражнениями,   оказание первой помощи при травмах и т.д.  6.Техника безопасности.  В   начале   четверти   учитель   проводит   общий   инструктаж   по   технике безопасности.   Но   урок   физической   культуры   представляет   собой   постоянные перемещения   в   зале,   взаимодействия   2­3­х   и   более   учеников,   выполнение определенных упражнений, требующих не только хорошо развитых двигательных качеств, но и знаний по технике безопасности. Во избежание травм и сохранения здоровья   учитель  на   каждом   уроке  обязательно   рассказывает,   как   технически правильно и безопасно  выполняется любое даже простое упражнение.   7. Комплексы ОРУ. В водной части урока, для подготовки организма к предстоящей нагрузке, во избежание   травм   провожу   разминку.   В   неё   обязательно   включаю     выполнение комплексов   ОРУ с предметами ­ скакалкой, обручем, мячами и без предметов. Использую комплексы общеразвивающих упражнений для: ­ формирования правильной осанки, ­ профилактики плоскостопия,  ­ развития координации движений, ­ развития гибкости; ­ упражнения на дыхание.7. Оценка успеваемости  Одной  из задач здоровьесберегающих технологий является приобретение знаний и   выработка   умений   использовать   средства   ф.к.   для   укрепления   здоровья.   Это нашло   отражение   в   современных   критериях   выставления   оценок.   Если   раньше, решающим   условием     было   выполнение   нормативов   (должен   быть   конкретный результат в цифрах), то в настоящее время результат составляет, лишь 1/6 оценки, в оставшиеся 5/6 входит: 1. полнота приобретенных знаний ­ теории (спортивной терминологии, техники выполнения упражнений, тактики игры, правил соревнований и судейства и т.д.); 2. прочность освоения двигательных навыков; 3. умения самостоятельно выполнять доступные физические упражнения;  4. активность на уроках физической культуры. 5. желание выполнять поставленные перед учеником задачи.  Оценка   должна   стимулировать   активность   ученика,   интерес   к   занятиям физической культурой, желание улучшить свой результат.     Вывод: Современная физическая культура в нашей школе выполняет главную   задачу   здоровьесберегающих   технологий:   главное   ­  не результат, а здоровье. А учитель старается создать условия для укрепления и сохранения  здоровья школьников.      ОРГАНИЗАЦИЯ   ЗАНЯТИЙ   ПО   ФИЗИЧЕСКОЙ   КУЛЬТУРЕ СО  ШКОЛЬНИКАМИ,  ОТНЕСЕННЫМИ  ПО СОСТОЯНИЮ  ЗДОРОВЬЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ  ГРУППЕ Придавая   важное   значение   организации   занятий   по   физической   культуре   с учащимися,   отнесенными   к   специальной     медицинской   группе,   в   нашей   школе приняты  конкретные  меры  к   проведению   таких   занятий,   рассматривая их, как составную    часть    процесса    физического    воспитания  в школах. Учащиеся школы проходят медицинский осмотр не реже одного раза в течение учебного года (в основном в первом полугодии). На основании данных о состоянии здоровья   и   физическом   развитии   они   распределяются   для   занятий   физическими упражнениями на основную, подготовительную и специальную медицинские группы. Такие занятия планируются расписанием и проводятся после уроков из расчета двух раз в неделю по 40 минут.Комплектование   учащихся,   отнесенных к  специальной медицинской группе, в группы для занятий физической культурой производится по заключению  врача и оформляется   приказом директора школы. Группы  для  занятий  физической  культурой комплектуются в  количестве  не более 10 – 12 человек. Комплектуются эти группы с учетом принципа объединения учащихся по классам и по характеру заболевания.  Занятия с ними  проходят при строгой   дифференцированной     нагрузке     с   учетом   индивидуального   подхода   к учащимся.        Посещение таких занятий учениками специальной медициной группы является обязательным.   Ответственность   за   посещаемость   занятий,   организованных   для учащихся специальной медицинской группы, возлагается на учителя, ведущего эти занятия,   классного   руководителя   и   контролируется   завучем   и врачом.     Школьники,   отнесенные   к   специальной   медицинской   группе,   с   которыми проводятся   занятия   по   физической   культуре,   проходят   дополнительное медицинское обследование в течение учебного года. Для занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе  привлекаются учителя физической культуры, имеющие высшее физкультурное образование и прошедшие специальные семинары. Такие семинары организовывают органы  народного образования и здравоохранения на базе институтов усовершенст­ вования учителей или физкультурных диспансеров. Правильное   распределение   детей   по   медицинским   группам   для   занятий физкультурой   является   важной   частью   работы   врача­педиатра   и   учителя физкультуры. Распределение школьников по медицинским группам производит врач­педиатр. Это   позволяет   правильно   дозировать   физические   нагрузки   в   соответствии   с состоянием здоровья школьником.