Все знаем, что уровень здоровья у каждого разный: кто-то часто болеет ОРЗ, а кто-то имеет хроническое заболевание, а кто-то здоров. Поэтому, в соответствии с физическим развитием, состоянием здоровья, (уровнем тренированности и уровнем общей физической подготовленности) школьников распределяют на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. К какой медицинской группе относится ученик, определяет только врач.Все знаем, что уровень здоровья у каждого разный: кто-то часто болеет ОРЗ, а кто-то имеет хроническое заболевание, а кто-то здоров. Поэтому, в соответствии с физическим развитием, состоянием здоровья, (уровнем тренированности и уровнем общей физической подготовленности) школьников распределяют на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. К какой медицинской группе относится ученик, определяет только врач.
Здоровьесберегающи
е
технологии
на уроках
физической культурыЗдоровьесберегающие технологии
на уроках физической культуры.
В школе уроки физической культуры проводятся с учетом индивидуальных
особенностей учащихся и с учетом их медицинских групп здоровья. Основное
направление работы заключается в сохранении здоровья школьников.
1. Деление ребят на группы здоровья.
Все знаем, что уровень здоровья у каждого разный: ктото часто болеет
ОРЗ, а ктото имеет хроническое заболевание, а ктото здоров. Поэтому, в
соответствии с физическим развитием, состоянием здоровья, (уровнем
тренированности и уровнем общей физической подготовленности) школьников
распределяют на три медицинские группы: основную, подготовительную и
специальную. К какой медицинской группе относится ученик, определяет только
врач.
Для того чтобы правильно организовать работу с учениками, не нанести вред его
здоровью, учитель должен знать о состоянии здоровья учащихся. Поэтому, в начале
каждого учебного года, с учеников требуются справки о состоянии здоровья. В
справке указана группа здоровья и диагноз заболевания. Впоследствии справка
вкладывается в его медицинскую карту.
В основную медицинскую группу включают детей и подростков без
отклонений в состоянии здоровья. Они выполняют всю учебную программу в
полном объеме.
В подготовительную медицинскую группу включают детей и подростков,
имеющих незначительные отклонения в физическом развитии (недостаток веса,
лордозы и кифозы) и состоянии здоровья.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской
группе, занимаются с классом. Оценка успеваемости выставляется на общих
основаниях, за исключением выполнения учебных контрольных упражнений в
противопоказанных им видах физических упражнений. Чтобы узнать, какие
упражнения нельзя выполнять учащимся подготовительной группы, учитель
физической культуры советуются с врачом. Врач, на основании справки, в которой
указан диагноз заболевания, обозначает упражнения или вид деятельности, которые
противопоказаны данному учащемуся. Это фиксируется учителем в личной«тетради здоровья» по каждому ученику. В соответствии с указанием врача учитель
строит свою работу с данным учеником.
Например: у ученика подготовительная медицинская группа. Тест – прыжок в
длину с места. Если нет противопоказаний, то прыжок выполняется, если
противопоказания есть, то прыжок не выполняется, а оценивается устный ответ по
технике выполнения прыжка. Тем самым бережем здоровье ученика.
В специальную медицинскую группу включают учащихся, имеющих такие
отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к
повышенной физической нагрузке. Занятия с учащимися, отнесенными по
состоянию здоровья к специальной медицинской группе, проводится по
специальной программе и отдельно от класса.
«Физическая культура» с учащимися
подготовительной группы здоровья
2. Поощрение учеников в подготовительной медицинской группе
Из своего опыта работы, я сделала вывод, что ученики подготовительной группы
здоровья, изза слабого физического развития имеют низкий уровень физической
подготовленности. Вследствие этого ученик за выполнение контрольного
упражнения получает низкую отметку. Это приводит к плохой оценке за четверть
– пропадает интерес к занятиям – не желание заниматься – нанесение вреда
здоровью. Чтобы этого не произошло, к оценке за упражнение в качестве поощрения
за выполненную работу он получает дополнительный балл и положительные эмоции
(ученик доволен).
3. Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении
В среднем и старшем звене увеличиваются индивидуальные различия
школьников в физическом развитии. Поэтому, в процессе обучения, выборе
содержания и методов проведения урока, оценке успеваемости обязательно
учитываются:
половые особенности учащихся. Юноши сильнее, чем девушки. Метание мяча у
мальчиков составляет 40м, у девочек того же возраста 25м.
физическое развитие (рост, вес, мышечная масса тела). Например: прыжки
через скакалку выполняет мальчик с избыточной массой тела. Количество прыжков
на «5» он не выполнил, но с учетом его индивидуальных особенностей, старания
ученик получает «5».
При подборе упражнений, выборе подвижных игр учитывается
двигательная подготовленность, двигательный опыт и возрастные особенности.
Технически сложное двигательное действие (нападающий удар в волейболе)
применяется в старшем возрасте, а в среднем звене берется более простой элемент
(передачи через сетку).4. Оздоровительная направленность
Наряду с образовательными и воспитательными задачами большое внимание
уделяется и оздоровительным задачам. Успешному решению оздоровительных задач
способствует проведение занятий на открытом воздухе (первую четверть –
сентябрь, октябрь и четвертую четверть – апрель, май). Для занятий физкультурой
учитель требует обязательное наличие спортивной формы и спортивной обуви,
соответствующей гигиеническим требованиям. Без спортивной формы ученик к
занятиям не допускается во избежание травм. Начиная с младшего школьного
возраста, учим ребят, самостоятельно выполнять и проводить комплекс утренней
гигиенической гимнастики.
5. Теоретические знания
На уроках физ. культуры учащиеся получают теоретические знания, которые
помогут им сохранить здоровье, а также использовать полученные знания во время
самостоятельных индивидуальных и групповых занятиях физкультурой, во время
активного отдыха, в походах. Изучаем на уроках следующие темы по теории физ.
культуры:
личная гигиена,
влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма
(дыхание, кровообращение, обмен веществ),
о здоровом образе жизни, организации режима дня, методы самоконтроля за
состоянием организма во время занятий физическими упражнениями, оказание
первой помощи при травмах и т.д.
6.Техника безопасности.
В начале четверти учитель проводит общий инструктаж по технике
безопасности. Но урок физической культуры представляет собой постоянные
перемещения в зале, взаимодействия 23х и более учеников, выполнение
определенных упражнений, требующих не только хорошо развитых двигательных
качеств, но и знаний по технике безопасности. Во избежание травм и сохранения
здоровья учитель на каждом уроке обязательно рассказывает, как технически
правильно и безопасно выполняется любое даже простое упражнение.
7. Комплексы ОРУ.
В водной части урока, для подготовки организма к предстоящей нагрузке, во
избежание травм провожу разминку. В неё обязательно включаю выполнение
комплексов ОРУ с предметами скакалкой, обручем, мячами и без предметов.
Использую комплексы общеразвивающих упражнений для:
формирования правильной осанки,
профилактики плоскостопия,
развития координации движений,
развития гибкости;
упражнения на дыхание.7. Оценка успеваемости
Одной из задач здоровьесберегающих технологий является приобретение знаний
и выработка умений использовать средства ф.к. для укрепления здоровья. Это
нашло отражение в современных критериях выставления оценок. Если раньше,
решающим условием было выполнение нормативов (должен быть конкретный
результат в цифрах), то в настоящее время результат составляет, лишь 1/6 оценки, в
оставшиеся 5/6 входит:
1. полнота приобретенных знаний теории (спортивной терминологии, техники
выполнения упражнений, тактики игры, правил соревнований и судейства и т.д.);
2. прочность освоения двигательных навыков;
3. умения самостоятельно выполнять доступные физические упражнения;
4. активность на уроках физической культуры.
5. желание выполнять поставленные перед учеником задачи.
Оценка должна стимулировать активность ученика, интерес к занятиям
физической культурой, желание улучшить свой результат.
Вывод:
Современная физическая культура в нашей школе выполняет
главную задачу здоровьесберегающих технологий: главное не
результат, а здоровье. А учитель старается создать условия для
укрепления и сохранения здоровья школьников.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
СО ШКОЛЬНИКАМИ, ОТНЕСЕННЫМИ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ
К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ
Придавая важное значение организации занятий по физической культуре с
учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, в нашей школе
приняты конкретные меры к проведению таких занятий, рассматривая их, как
составную часть процесса физического воспитания в школах.
Учащиеся школы проходят медицинский осмотр не реже одного раза в течение
учебного года (в основном в первом полугодии). На основании данных о состоянии
здоровья и физическом развитии они распределяются для занятий физическими
упражнениями на основную, подготовительную и специальную медицинские группы.
Такие занятия планируются расписанием и проводятся после уроков из расчета
двух раз в неделю по 40 минут.Комплектование учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе,
в группы для занятий физической культурой производится по заключению врача и
оформляется приказом директора школы.
Группы для занятий физической культурой комплектуются в количестве не
более 10 – 12 человек. Комплектуются эти группы с учетом принципа объединения
учащихся по классам и по характеру заболевания. Занятия с ними проходят при
строгой дифференцированной нагрузке с учетом индивидуального подхода к
учащимся.
Посещение таких занятий учениками специальной медициной группы является
обязательным. Ответственность за посещаемость занятий, организованных для
учащихся специальной медицинской группы, возлагается на учителя, ведущего эти
занятия, классного руководителя и контролируется завучем и врачом.
Школьники, отнесенные к специальной медицинской группе, с которыми
проводятся занятия по физической культуре, проходят дополнительное
медицинское обследование в течение учебного года.
Для занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе
привлекаются учителя физической культуры, имеющие высшее физкультурное
образование и прошедшие специальные семинары. Такие семинары организовывают
органы народного образования и здравоохранения на базе институтов усовершенст
вования учителей или физкультурных диспансеров.
Правильное распределение детей по медицинским группам для занятий
физкультурой является важной частью работы врачапедиатра и учителя
физкультуры.
Распределение школьников по медицинским группам производит врачпедиатр.
Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в соответствии с
состоянием здоровья школьником.