Общепринято, что здоровье – это состояние полного духовного, физического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В настоящее время одной из актуальных проблем образования является совершенствование физического воспитания школьников посредств вам внедрениям в учебный процесс здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими технологиями понимается комплекс мероприятий проводимых с целью оздоровления обучающихся и профилактики болезней. Появление данного направления обусловлено постоянно снижающимся уровнем здоровьем обучающихсяОбщепринято, что здоровье – это состояние полного духовного, физического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В настоящее время одной из актуальных проблем образования является совершенствование физического воспитания школьников посредств вам внедрениям в учебный процесс здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими технологиями понимается комплекс мероприятий проводимых с целью оздоровления обучающихся и профилактики болезней. Появление данного направления обусловлено постоянно снижающимся уровнем здоровьем обучающихся
Здоровьесберегающие технологии на
уроках физической культуры
Общепринято, что здоровье – это состояние полного
духовного, физического, социального благополучия, а не
только отсутствие болезней и физических дефектов. В
настоящее время одной из актуальных проблем образования
является совершенствование физического воспитания
школьников посредств вам внедрениям в учебный процесс
здоровьесберегающих технологий. Под
здоровьесберегающими технологиями понимается комплекс
мероприятий проводимых с целью оздоровления
обучающихся и профилактики болезней. Появление данного
направления обусловлено постоянно снижающимся уровнем
здоровьем обучающихся.
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимает
первые места в иерархии потребностей человека нашего
общества. Сейчас практически не встретишь абсолютно
здорового ребёнка. Интенсивность учебного труда учащихся
очень высокая, что является существенным фактором
ослабления и роста числа различных отклонений в состоянии
организма. Причинами этих отклонений являются
малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накаливание
отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие
чего происходят психоэмоциональные изменения:
замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная
возбудимость. Тревога за результат и его ожидание
приводят к росту психической нагрузки, нервным
потрясениям, школьным стрессам и отбивают желание быть
активным.
Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что
ребёнок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него
появляются ещё и проблемы личностного плана. Отсутствие
стойких интересов и увлечений, связанных с расширением
своего кругозора, апатия, закрытость – это те немногие
симптомы, которые связаны с малоподвижным образом
жизни. В связи с ухудшающимся уровнем здоровьяподрастающего поколения, существует необходимость
организации урока физической культуры с акцентом на
решение оздоровительных задач физического воспитания, не
нарушая при этом образовательной составляющей процесса.
В соответствии с Законом « Об образовании» здоровье
школьников относится к приоритетным направлениям
государственной политики в сфере образования. Вопрос о
сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день
стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к
увеличению числа учеников, имеющих различные
функциональные отклонения, хронические заболевания. Тем
не менее, в учебном плане есть только один предмет,
который может в определённом мере компенсировать
отрицательное влияние интенсификации учебного процесса:
возрастание гиподинамии, снижение двигательной
активности учащихся, - это предмет «Физическая культура»
Занятия физической культурой в школе имеют реальный
шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического
здоровья школьников – уровень роста и развития органов и
систем организма, основу которого составляют
функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные
реакции.
Здоровьесберегающие технологии предполагают
комплексный подход к укреплению здоровья. Комплекс
мероприятий здоровьясбережения в рамках осуществления
физического воспитания в школе включает следующие виды
деятельности:
проведение комплексной диагностики;
организация учебных занятий со здоровьесберегающей
заболеваний;
применение комплексов упражнений лечебной
физической культуры с детьми;
направленностью;
пропаганда здорового образа жизни;
применение физических упражнений для профилактикиРабота с детьми занимает особое место в моей
педагогической деятельности, создавая условия,
способствующие мотивации старшеклассников к занятиям
физической культуры и осознанному отношению к своему
здоровью. Решение проблемы я нашла в выборе средств
физического воспитания:
утренняя гимнастика до занятий;
занятия в спортивных секций;
занятие в кружке «Юный стрелок»
внеклассные мероприятия физического воспитания;
уроки физической культуры;
Урочные занятия имеют чёткую структуру:
подготовительную часть, основную и заключительную.
Подготовительная часть составляет 15 минут. Физические
упражнения, используемые в подготовительной части урока,
активизируют функциональные системы для выполнения
последующей физической работы в течение занятия и
оказывают непосредственный лечебно-профилактический
эффект. Основными в подготовительной части являются:
упражнения в движении, направленные на профилактику
плоскостопия, беговые упражнения не высокой
интенсивности, дыхательные упражнения, игры с
элементами дыхательной гимнастики. В основной части
урока у детей формирую навыки и умения, обеспечивающие
мотивацию на здоровье. Создаю такие условия, чтобы у
ребёнка « появился аппетит» заниматься физической
культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений
для своего здоровья. В заключительной части (5-7мин)
используются игры на внимание, упражнения в движении в
сочетании с дыхательной гимнастикой, выполняющие в
медленном темпе, объясняется домашнее задание.
Для повышения интереса и эмоционального настроя на
своих уроках удачно комбинирую игровой, соревновательный
и круговой метод. Применяя тот или иной метод, учитываю
возрастные особенности учащихся, не допускаюпереутомления, направляю их действия и контролирую
нагрузку.
С целью полного и точного описания техники упражнений
показываю последовательность действий наглядно. В своей
практике применяю методы разбора упражнений,
подсказываю, помогаю выполнять, но при этом учитываю
физическое развитие и уровень физической
подготовленности ребёнка. Убеждена, что методы
убеждения и поощрения оказывают на детей особое
воздействие.
Учу сознательно оценивать физическое развитие
собственного тела и составлять комплексы упражнений.
Ученики сами следят за собственным состоянием
самочувствия во время занятий и составляют свои комплексы
упражнений. Объясняю учащимся, что систематичность
специальных упражнений и последовательность их
выполнения закрепляют результаты достигнутые в процессе
занятий. Это вызывает интерес к занятиям, к активности и
желание работать над собой самостоятельно.