Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в старших классах
Оценка 4.9
Лекции +2
docx
физическая культура +2
Взрослым
14.05.2018
Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость.Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость.
000d39cf-355cbfa0.docx
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в
старших классах
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Теоретические основы здоровьесберегающих технологий…6
1.1
Сущность здоровьесберегающих технологий в процессе физического
воспитания………………………………………………………………………6
1.2 Принципы здоровьесберегающих технологий…………………………..10
1.3 Средства, методы и приемы здоровьесберегающих технологий………13
1.4 Этапы процесса обучения в условиях здоровьесберегающих
технологий ……………………………………………………………………..16
ГЛАВА 2. Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающих
технологий на уроках
физической культуры
2.1 Организация уроков физической культуры в 5 8 классах
2.2 Роль учителя физической культуры в сохранении и укреплении здоровья учащихся
2.3 Эффективность применения здоровьесберегающих технологий на уроках
физической культуры в 58 классах
Заключение
Список используемой литературы
Приложения Введение
Здоровье один из важнейших компонентов человеческого благополучия,
счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного
социального и экономического развития любой страны.
Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит
очень остро. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является
существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в
состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ
жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки,
вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость,
неуравновешенность, чрезмерная возбудимость.
В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения,
существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на
решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом
образовательной составляющей процесса. Поэтому, на уроках физической культуры
необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих факторов,
что обуславливает актуальность выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: здоровьесберегающие технологии на уроках физической
культуры.
Предмет исследования: влияние здоровьесберегающих технологий на здоровье
учащихся на уроках физической культуры.
Цель исследования: изучить здоровьесберегающие технологии, рассмотреть
влияние применения физкультурнооздоровительных технологий на уроках
физической культуры на здоровье учащихся.
Задачи исследования:
1. Изучение и анализ литературных источников по теме исследования.
2. Изучить принципы, методы и средства здоровьесберегающих технологий.
3. Рассмотреть влияние здоровьесберегающих технологий на здоровье учащихся
6 7 классов на уроках физической культуры. 4. Исследовать практическое применение физкультурнооздоровительных
технологий на уроках физической культуры в 5 8 классах.
Гипотеза исследования состоит в том, что здоровьесберегающие технологии
могут быть эффективными, если правильно определены методы и средства, а также
раскрыты принципы их применения на уроках физической культуры.
Вопросами,
Теоретическая
база
исследования.
применения
здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, в разное время
занимались такие учёные, как Максименко А.М., Матвеев Л.П., Лях В.И., Холодов
Ж.К., труды которых легли в основу написания данной впускной квалификационной
работы.
Методы исследования: анализ психологопедагогической и литературы,
эксперимент, диагностика, анкетирование, статистическая обработка данных.
База исследования: основная школа МОУ «Эдиганская ООШ»
экспериментально доказано, что применение здоровьесберегающих технологий
на уроках физической культуры в 5 8 классах способствует сохранению и
укреплению здоровья учащихся,
обеспечивает повышение физической
подготовленности, функционального состояния, физического развития и уровня
здоровья учащихся.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты
исследования можно использовать в практической работе для организации работы на
уроках физической культуры, способствующих укреплению здоровья школьников,
улучшению показателей физической и функциональной подготовленности, а также
формированию у подростков интереса и потребности в систематических занятиях
физической культурой.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, где отражена
актуальность, сформулирована цель исследования и поставлены задачи исследования,
намечены основные пути их реализации.
В первой главе рассматриваются здоровьесберегающие образовательные
технологии, их классификация, принципы, средства, методы здоровьесберегающих
технологий, этапы процесса обучения. Во второй главе описывается организация учебной деятельности в условиях
здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, основные формы
организации обучения, технология организации урока физической культуры, роль
учителя физической культуры в укреплении здоровья учащихся, показана
эффективность применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической
культуры в 57 классах.
физическая культура ГЛАВА 1. Теоретические основы здоровьесберегающих технологий
1.1 Сущность здоровьесберегающих технологий в процессе физического
воспитания
Физическое развитие школьников включает в себя те качественные изменения,
которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил человека и
его здоровья под воздействием благоприятной природной среды и специально
организованного воспитания. Наряду с осуществлением физического развития оно
призвано вызывать интерес и потребность к занятиям физической культурой и
спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ
физического воспитания и укрепления здоровья, а также умственному, нравственному
и эстетическому развитию.
Физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации
активной физкультурнооздоровительной деятельности учащихся, направленной на
укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их
психологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку
санитарногигиенических навыков и привычек здорового образа жизни.
Существенным компонентом содержания физического воспитания является
обогащение учащихся системой знаний о сущности и общественном значении уроков
физкультуры и их влияние на всестороннее развитие личности. Активное освоение
ценностей физической культуры может успешно осуществляться в том случае, если
школьник познает себя как личность, знает свои возрастные особенности, физические
способности и их влияние на свое здоровье.
Большое место в физическом воспитании занимает формирование у школьников
санитарногигиенических навыков организации труда и разумного отдыха,
правильного чередования умственных занятий с физическими упражнениями и
разнообразной практической деятельности. Сюда входит поддержание надлежащей
гигиены тела и одежды, соблюдение требований режима дня, а также санитарно гигиенических правил в школе.
Очень важной содержательной частью физического воспитания является
развитие у учащихся двигательных умений и навыков, отработка и совершенствование
внешней культуры поведения: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных
реакций.
Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде
всего, на уровень физического здоровья школьников уровень роста и развития
органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы,
обеспечивающие адаптационные реакции.
Здоровьесберегающие технологии как раз и предполагают комплексный подход
к укреплению здоровья учащихся. Комплекс мероприятий здоровьясбережения в
рамках осуществления физического воспитания в школе включает следующие виды
деятельности:
проведение комплексной диагностики;
организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;
пропаганда здорового образа жизни;
применение физических упражнений для профилактики заболеваний;
применение комплексов упражнений лечебной физической культуры с детьми.
Здоровьесберегающая технология это система мер, включающая взаимосвязь и
взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение
здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развити. При этом должны
выполняться как минимум 4 требования:
1. Учёт индивидуальных особенностей учащихся.
2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от
стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты.
3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной,
интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.
4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который
гарантировал бы поддержание только благоприятного моральнопсихологического
климата в коллективе.
Группы здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования,
в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы:
1. Медикогигиенические технологии, которые включают комплекс мер,
направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с
регламентациями СанПинНов, и функционирование в школах медицинского кабинета.
Создание стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских
кабинетов для оказания каждодневной помощи школьникам, и педагогам, проведение
занятий лечебной физкультурой, кабинетов «горного воздуха» и т.п.
2. Физкультурнооздоровительные технологии, которые направлены на
физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости,
быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на
уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
3. Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у
школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение учащихся к
исследовательской деятельности в сфере экологии и т.п., все это обладает мощным
педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно
нравственное здоровье учащихся.
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют
специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы,
строители, представители коммунальной службы и т.д.
По характеру действия различают следующие технологии:
Стимулирующие. Они позволяют активизировать собственные силы организма,
использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут
быть температурное закаливание, физические нагрузки.
Защитнопрофилактические. Это выполнение санитарногигиенических норм и
требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление.
Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах,
исключающих травматизма.
Компенсаторнонейтрализующие технологии. Это физкультминутки,
физкультпаузы, которые в какойто мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие
статичности уроков.
Информационнообучающие технологии. Обеспечивают учащимся уровень
грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.
Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай
главной задачи сохранения, требования и рекомендации этих специалистов подлежат
обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих
технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением
курса ОБЖ, педагогов курсов БЖД, а за обеспечение безопасных условий
пребывания в школе отвечает директор.
Здоровьесберегающие образовательные технологии следует признать наиболее
значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный
их отличительный признак не место, где они реализуются, а использование
психологопедагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению
возникающих проблем. 1.2 Принципы здоровьесберегающих технологий
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить
школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,
сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу
жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной
показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии
регулярная экспрессдиагностика состояния учащихся и отслеживание основных
параметров развития организма в динамике (началоконец учебного года), что
позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют
принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности. Они
выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят
общеметодические и специфические принципы, выражающие специфические
закономерности педагогики оздоровления.
Общеметодические принципы это основные положения, определяющие
содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с
общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.
Систематическое воздействие на организм и психику учащихся может быть
успешным только в том случае, если методика применения средств
здоровьесберегающего воздействия будет согласована с закономерностями этого
применения.
Рассмотрим принципы здоровьесберегающих технологий.
Принцип сознательности и активности нацеливает на формирование у
учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к
познавательной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует
применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы
педагогики оздоровления. Осознавая оздоровительное воздействие активной
деятельности на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи
познавательного характера.
Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень
самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным
использованием форм, привлечения органов чувств человека к процессу познания.
Принцип наглядности способствует направленному воздействию на функции
сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи
знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно
воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в
общеобразовательной школе обеспечивает принцип систематичности. Усвоение
пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.
Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В
результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, различных формах
заданий.
Включение вариативных изменений в стереотипы предполагает соблюдение
принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени
обучения к другой.
Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в
оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей
обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог
всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом
уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и
состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков,
построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной
деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и
стабилизирует его всестороннее развитие. Назначение принципа доступности и
индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для
организма учащихся вследствие чрезмерных требований и заданий.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики
оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного
чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных
формах деятельн6ости учащихся повышает их эффективность, что выражается в
динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров
функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.
Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип
цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что
улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.
Формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности
ребенка, функциональные возможности организма развиваются в процессе
использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учета
возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важнейшее значение имеет
принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует
развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков,
осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое,
интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности
ребенка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья
ребенка в процессе обучения.
Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников
предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.
Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании
активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые
технологии и др.).
Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать учащихся
применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний,
но и как место их практического применения.
Вывод: в учебном общеобразовательном процессе следует ориентироваться на
принципы здоровьесберегающих технологий, так как они направлены на укрепление
физиологического и психологического здоровья учащихся, на развитие
познавательной деятельности учеников. Для реализации данных принципов
используются средства, методы и приемы здоровьесберегающих технологий.
1.3 Средства, методы и приемы здорвьесберегающих технологий
Возраст учащихся 58 классов относится к подростковому. В это время
отмечается мощный подъем жизнедеятельности, глубокая перестройка организма. Для
подростков характерна повышенная активность они хотят все знать, а еще больше
уметь. Эти особенности возрастного развития создают предпосылки для включения
подростков в активные занятия физической культурой и спортом. Потребности в
двигательной деятельности, физических нагрузках, общении и самоутверждении
проявляются в единстве, и их удовлетворение происходит в первую очередь. Цель
здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить школьнику
возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить
использовать полученные знания в повседневной жизни. Для достижения этих целей
применяются следующие группы средств:
средства двигательной направленности;
оздоровительные силы природы;
гигиенические факторы.
Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики
оздоровления.
К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные
действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих
образовательных технологий обучения. Это движение; физические упражнения;
физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки
«покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная
для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура,
подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка
(занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных
навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.
Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние
на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических
процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность
организма, замедляют процесс утомления и т.д.
Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие
температуры воздуха и воды, изменение атмосферного давления, движение и
ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме
человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности
учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на
школьников.
Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить
солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, ингаляцию,
витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды,
использование аминокислоты глицина дважды в год в декабре и весной с целью
укрепления памяти школьников). Возможно привнесение в жизнь школы новых
элементов фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для
педагогов и учащихся.
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих
образовательных технологий обучения, которые содействуют укреплению здоровья и
стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение
санитарногигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и
общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.);
проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима
двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных
навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле,
обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения
инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание
переутомления.
Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает
положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств
является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием
профилактических методик; аудио сопровождение уроков, с чередованием занятий с
высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий;
через массовые оздоровительные мероприятия; выход на природу, экскурсии, через
спортивнооздоровительные здоровьесберегающие технологии процесса обучения и
развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа.
Методы здоровьесберегающих технологий.
Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения
понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики
оздоровления.
Метод обучения это упорядоченная деятельность педагога, направленная на
достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают
совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В
здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две
группы методов.
Специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и
общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только
оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии
с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса
задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
К общепедагогическим методам относятся: рассказ, беседа, дискуссия,
упражнения, наглядность, практический метод, игровой, соревновательный метод,
воспитательные, просветительные и образовательные программы.
В структуре методов выделяют приемы, как составную часть в реализации
метода. Приемы можно классифицировать следующим образом:
• защитнопрофилактические (личная гигиена и гигиена обучения);
•компенсаторнонейтрализующие (физкультминутки, гимнастика, лечебная
физкультура, тренинги, которые позволяют частично нейтрализовать стрессовые
ситуации);
• стимулирующие (включают в себя элементы закаливания, физические
нагрузки, приемы психотерапии);
• информационнообучающие (письма, адресованные родителям, педагогам).
Использование методов и приемов зависит от профессионализма педагога, от
его личной заинтересованности. 1.4 Этапы процесса обучения в условиях здоровьесберегающих технологий
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих
образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника
необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить
использовать полученные знания, умения и навыки, научить использовать полученные
знания в повседневной жизни.
Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в
себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и
особенностями методики.
Этап начального ознакомления с основными понятиями, представлениями.
Цель сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться
выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Основные задачи:
Сформировать смысловое представление об элементарных правилах
здоровьесбережения.
Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне
первоначального умения).
Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.
Решение этих задач осуществляется поочередно. Представлении о элементарных
правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом,
восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, просмотра
наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений,
возникающих при первых попытках выполнения комплексов, наблюдений за
действиями других учащихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой
невозможно освоение правил здоровьесбережения.
Этап углубленного изучения.
Цель сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.
Основные задачи:
Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков,
рациональных приемов мышления и деятельности.
Данные задачи могут решаться одновременно. Эффективность обучения на этом
этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и
средств обучения. Используя методы активного обучения, необходимо в комплексе с
ним широко применять наглядность, направленную на создание ощущений здорового
образа жизни. Метод словестного воздействия меняет свои формы, ведущими
становятся анализ и разбор правил здоровье сбережения, беседа, дискуссия.
На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств (средства
двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические
факторы).
Эффективность использования различных средств достигается при четком
соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи использования конкретного
средства на конкретном занятии; б) структурная взаимосвязь данного средства и
метода с основным содержанием занятия; в) контроль и самоконтроль выполнения
правил здоровье сбережения.
Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и
дальнейшего их совершенствования.
Цель умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого
использования.
Основные задачи:
Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.
Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с
требованиями их практического использования.
Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в
зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как
они взаимосвязаны. На этом этапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных
и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык
применения имеющихся знаний в различных условиях.
Таким образом, изучив литературу, мы пришли к выводу: в целях
совершенствования знаний, умений и навыков по здоровье сбережению используют
различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра, ситуационный
метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения,
воспитательные, просветительские и образовательные программы. Педагог выбирает
средства в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть
элементарные движения во время занятия; физические упражнения; физкультминутки
и подвижные перемены; «минутки покоя», различные виды гимнастики
(оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики
простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры;
специально организованная двигательная активность ребенка (занятия
оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных
навыков), массаж, тренинги.
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в старших классах
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в старших классах
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в старших классах
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в старших классах
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в старших классах
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в старших классах
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в старших классах
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в старших классах
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в старших классах
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в старших классах
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в старших классах
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в старших классах
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в старших классах
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в старших классах
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в старших классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.