ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ

  • Лекции
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников. Объективным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Что же может в этом направлении реализовать школьный учитель? По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20 – 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска и выделить наиболее важные, разместив их по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся.Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников. Объективным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Что же может в этом направлении реализовать школьный учитель? По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20 – 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска и выделить наиболее важные, разместив их по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся.
Иконка файла материала zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_shkole_0.docx
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ         Интенсивные   изменения   в   системе   образования,   инновационные   процессы   в российской   школе   ставят   вопросы   о   сохранении   здоровья   школьников.   Объективным показателем   неблагополучия   является   то,   что   здоровье   школьников   ухудшается   по сравнению   с   их   сверстниками   двадцать   или   тридцать   лет   назад.   При   этом   наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.        Что же может в этом направлении реализовать школьный учитель? По данным Института   возрастной   физиологии   РАО,   школьная   образовательная   среда   порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20 – 40 % негативных влияний,   ухудшающих   здоровье   детей   школьного   возраста.   Исследования   ИВФ   РАО позволяют   проранжировать   школьные   факторы   риска   и   выделить   наиболее   важные, разместив их по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся.     Это такие факторы, как: 1. Стрессовая педагогическая тактика. 2. Несоответствие     методик     и    технологий    обучения    возрастным  функциональным возможностям школьников. 3.   Несоблюдение     элементарных  физиологических     и     гигиенических   требований   к организации учебного процесса. 4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья  детей. 5. Провалы в существующей системе физического воспитания. 6. Интенсификация учебного процесса. 7.   Функциональная     неграмотность    педагога     в     вопросах    охраны и   укрепления здоровья. 8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля. 9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (ММ. Безруких и др., 2002).        Получается, что традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.     Решить эту проблему позволяет использование здоровьесберегающих технологий.  Приведем классификацию по Н.К. Смирнову.   1. Медико­гигиенические технологии (МГТ)   К медико­гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих   гигиенических   условий   в   соответствии   е   регламентациями   СанПиНов. Медицинский   кабинет   школы   организует   проведение   прививок   учащимся,   оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия   по   санитарно­гигиеническому   просвещению   учащихся   и   педагогического коллектива,   следит   за   динамикой   здоровья   учащихся,   организует   профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.  Участие   врача   или   медицинской   сестры   необходимо   при   проведении   психолого­ педагогических   консилиумов,   на   которых   решаются   вопросы,   касающиеся   отдельных учащихся с проблемами здоровья. Занятия по программе «Лечебная педагогика» должны проводиться под контролем и при участии медицинских работников. Создание в школе стоматологического,   физиотерапевтического   и   других   медицинских   кабинетов   дляоказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п. – тоже элементы этой технологии.  2. Физкультурно­оздоровительные технологии (ФОТ)      Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости,   быстроты,   гибкости   и   других   качеств,   отличающих   здорового.  тренированного  человека  от физически немощного. Реализуются  на уроках  физической культуры и в работе спортивных секций.  3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)         Направленность   этих   технологий   –   создание   природосообразных,   экологически оптимальных   условий   жизни   и   деятельности   людей,   гармоничных   взаимоотношений   с природой. В школе это – и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.  4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).        Их реализуют специалисты по охране груда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы,   строители,   представители   коммунальной,   инженерно­технических   служб, гражданской   обороны,   пожарной   инспекции   и   т.д.   Поскольку   сохранение   здоровья рассматривается   при  этом  как   частный   случай   главной   задачи  –  сохранение   жизни,  то требования   и   рекомендации   этих   специалистов   подлежат   обязательному   учету   и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.  5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)  подразделяются на 3 три подгруппы: –    организационно­педагогические   структуру   учебного   процесса, способствующих   предотвращению     состояния         переутомления, гиподинамии   и других дезаптационных состояний;   определяющие   частично   регламентированную   в   СанПиНах, технологии   (ОПТ), –  психолого­педагогические   технологии   (ПИТ),   связанные   с   непосредственной   работой  учителя   на  уроке,   воздействием,   которое   он оказывает все 40 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого­педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; –    учебно­воспитательные    технологии    (УВТ),     которые    включают программы по обучению   грамотной   заботе   о   своем   здоровье   и   формированию   культуры   здоровья учащихся,   мотивации   их   к  ведению   здорового   образа   жизни,   предупреждению   вредных привычек,   предусматривающие   также   проведение   организационно­воспитательной    работы    со    школьниками    после    уроков, просвещение их родителей. Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы: –  социально адаптирующие и личностноразвивающие технологии   (CAЛPT) включают технологии, обеспечивающие   формирование     и   укрепление     психологического    здоровья     учащихся, повышение     ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся      программы   социальной    и    семейной   педагогики,    к    участию    в    которых   целесообразно   привлекать   не   только школьников, но и их родителей, а также педагогов; разнообразные   социально­психологические    тренинги,    –    лечебно­оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико­ педагогические   области   знаний:   лечебную   педагогику   и   лечебную   физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.Системный подход предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся.