Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников. Объективным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Что же может в этом направлении реализовать школьный учитель? По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20 – 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска и выделить наиболее важные, разместив их по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся.Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников. Объективным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Что же может в этом направлении реализовать школьный учитель? По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20 – 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска и выделить наиболее важные, разместив их по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в
российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников. Объективным
показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по
сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее
значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды,
совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Что же может в этом направлении реализовать школьный учитель? По данным
Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает
факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20 – 40 % негативных
влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО
позволяют проранжировать школьные факторы риска и выделить наиболее важные,
разместив их по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся.
Это такие факторы, как:
1. Стрессовая педагогическая тактика.
2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным функциональным
возможностям школьников.
3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к
организации учебного процесса.
4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
5. Провалы в существующей системе физического воспитания.
6. Интенсификация учебного процесса.
7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления
здоровья.
8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля.
9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа
жизни (ММ. Безруких и др., 2002).
Получается, что традиционная организация образовательного процесса создает у
школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов
саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.
Решить эту проблему позволяет использование здоровьесберегающих технологий.
Приведем классификацию по Н.К. Смирнову.
1. Медикогигиенические технологии (МГТ)
К медикогигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении
надлежащих гигиенических условий в соответствии е регламентациями СанПиНов.
Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание
консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит
мероприятия по санитарногигиеническому просвещению учащихся и педагогического
коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические
мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к
компетенции медицинской службы.
Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого
педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных
учащихся с проблемами здоровья. Занятия по программе «Лечебная педагогика» должны
проводиться под контролем и при участии медицинских работников. Создание в школе
стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов дляоказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной
физической культуры, организация фитобаров и т.п. – тоже элементы этой технологии.
2. Физкультурнооздоровительные технологии (ФОТ)
Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы,
выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового.
тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической
культуры и в работе спортивных секций.
3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)
Направленность этих технологий – создание природосообразных, экологически
оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с
природой. В школе это – и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в
классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
Их реализуют специалисты по охране груда, защите в чрезвычайных ситуациях,
архитекторы, строители, представители коммунальной, инженернотехнических служб,
гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья
рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни, то
требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и
интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по
этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса «Безопасность
жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает
ее директор.
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3
три подгруппы:
–
организационнопедагогические
структуру учебного процесса,
способствующих предотвращению состояния переутомления,
гиподинамии и других дезаптационных состояний;
определяющие
частично регламентированную в СанПиНах,
технологии
(ОПТ),
– психологопедагогические технологии (ПИТ), связанные с непосредственной
работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40 минут на своих
учеников. Сюда же относится и психологопедагогическое сопровождение всех элементов
образовательного процесса;
– учебновоспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по
обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья
учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных
привычек, предусматривающие также проведение организационновоспитательной
работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне
школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:
– социально адаптирующие и личностноразвивающие технологии (CAЛPT) включают
технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического
здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда
относятся
программы
социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно
привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;
разнообразные социальнопсихологические
тренинги,
– лечебнооздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико
педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру,
воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.Системный подход предполагает два важных условия решения этих проблем для
достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся.