Тема: Здоровые привычки – здоровый образ жизни
Цель: способствовать овладению воспитанниками объективными, соответствующими возрасту знаниями о правильном образе жизни и здоровье как самой главной ценности;
Задачи:
· формирование компетенции личностного самосовершенствования воспитанников через формирование культуры здорового образа жизни;
· формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам.
· формирование коммуникативной компетенции воспитанников через проведение занятий и распространение подготовленной информации о здоровом образе жизни;
· формирование информационной компетенции через создание наглядной мультимедийной продукции по теме занятия.
Тема: Привычки – Здоровый образ жизни.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей
Соберите буквы, и вы узнаете тему сегодняшнего занятия.
– Какое слово у вас получилось? ( У нас получилось слово «привычка») (слайд)
- Правильно, сегодня мы будем говорить о привычках?
- И тема нашего занятия звучи так: (слайд) «Здоровые привычки - ЗОЖ»
Давайте определим цель нашего сегодняшнего занятия.
1) Ответить на вопрос: что такое привычка.
2) Узнать, на какие группы делятся привычки.
3) Определить, как влияют привычки на человека.
III. Актуализация знаний.
– Что означает слово «привычка»?
Ответы детей
– ПРИВЫЧКА – поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в
жизни обычными, постоянными. (слайд)
То есть, привычка – это то, что мы делаем постоянно.
– А у вас есть привычка? Какие?
Ответы детей
- На какие группы вы бы разделили все привычки? (хорошие – плохие, полезные - вредные)
Работа с карточками в командах
- А теперь я вам предлагаю самостоятельно поработать с карточками. Перед вами конверты, в которых находятся карточки с разными привычками. Из всех предложенных привычек 1 ряд в столбик собирает полезные привычки, а 2 ряд – вредные.
Карточки с привычками нужно разделить на две группы: 1 ряд в столбик собирает полезные привычки, а 2 ряд – вредные.
- режим дня;
- личная гигиена;
- правильное питание;
- занятие спортом;
- обязательно бывать на свежем воздухе;
- следить за чистотой своей одежды и своего жилища;
- закаляться;
- прогуливать занятия в школе;
- грубить и не уважать старших;
- сидеть много у телевизора или за компьютером;
- употреблять алкоголь;
- пробовать незнакомые вещества;
- есть чересчур много сладкого;
- курить;
- А теперь давайте проверим, правильно ли вы разделили привычки на группы. Внимание на слайд (слайд)
-Давайте, объясним, почему привычки в левом столбике являются полезными. (Они приносят пользу, делают человека культурным, здоровым и опрятным).
- Почему привычки из правого столбика мы называем вредными? (Они приносят вред здоровью).
- Молодцы, хорошо справились с этим задание.
– Итак, какой вывод мы можем сделать? Привычки есть у каждого. Они разные: полезные или вредные, хорошие или плохие. Одни привычки со временем проходят, другие появляются, третьи остаются на всю жизнь.
– А как вы думаете, могут ли привычки оказывать влияние на
здоровье человека?
Ответы детей
III. Беседа о привычках
Правильное питание
- Давайте поиграем и узнаем, как питание влияет на наше здоровье
Игра “ Правильно - неправильно”
Цель игры: развивать, логику, внимание, память. Воспитатель
зачитывает четверостишия о продуктах.
- Послушайте четверостишья и если в них говорится о полезных вещах, поднимите веселый смайлик. А если о том, что для здоровья вредно, поднимите грустный смайлик.
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить.
Ешь конфеты, жуй ирис, строен стань как кипарис.
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу, мед и винегрет.
4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Ирине всем полезны витамины.
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
- Ребята, скажите, что полезно есть?
(слайд)
- Какие неполезные вредные продукты вы знаете?
(слайд)
- Ребята, сделайте вывод, что же нужно кушать, чтобы сохранить своё здоровье?
- Значит правильное питание – это полезная привычка?
Вывод: Правильное питание является одной из главных составляющих здорового образа жизни.
Режим дня
- Ребята, а теперь давайте внимательно посмотрим сценку, которую для нас приготовили Никита и Оксана Анатольевна и узнаем о какой привычке идет речь.
Сценка
Действующие лица: Воспитатель и воспитанник.
- А ты, Никита , знаешь, что такое режим?
- Конечно! Режим… Режим - куда хочу, туда скачу!
- Режим - это распорядок дня. Вот ты, например, выполняешь распорядок дня?
- Даже перевыполняю!
- Как же это?
- По распорядку мне надо гулять 2 раза в день, а я гуляю - 4.
- Нет, ты не выполняешь его, а нарушаешь! Знаешь, каким должен быть распорядок
дня?
- Знаю. Подъём. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак - и в школу.
- Хорошо…
- А можно ещё лучше!
- Как же это?
- Вот как! Подъём. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Обед. Прогулка. Чай.
Прогулка. И сон.
- Ну, нет. При таком режиме вырастет из тебя лентяй и неуч.
- Не вырастет!
- Это почему же?
- Потому что мы с сестрой выполняем весь режим!
- Как это с сестрой?
- А так: половину я, половину сестра. А вместе мы выполняем весь режим.
- Не понимаю - как это?
- Очень просто. Подъём выполняю я, зарядку выполняет сестра, умывание - сестра,
уборку постели - сестра, завтрак - я, прогулку - я, уроки - мы с сестрой,
прогулку - я, обед - я…
- И тебе не стыдно? Теперь я понимаю, почему ты такой недисциплинированный.
КОНЕЦ
- О какой привычке шла речь в инсценировке, которую показали ребята? (Ответы детей)
- Правильно, о режиме дня
- Что же такое режим дня?
- Режим дня – это определенный ритм жизни, когда чередуются различные виды деятельности: учеба, отдых, труд, питание, сон
- Ребята, кто по вашему прав, педагог или Никита. Почему?
- Надо запомнить, что правильное выполнение режима, чередование физических нагрузок и отдыха необходимы. Они улучшают работоспособность, приучают человека к аккуратности, дисциплинируют человека, укрепляют его здоровье.
- Ребята, режим дня – это полезная привычка?
Вывод: Режим дня является одной из главных составляющих здорового образа жизни.
IV. Физкультминутка
- Ребята, а сейчас давайте отдохнем и узнаем, как у нас появляются привычки
– Привычки формируются в результате многократных повторений: когда человек совершает одни и те же действия, он привыкает, и выполняет их не задумываясь.
Игра «Привычка».
Учащиеся встают, если команда ведущего начинается со слова «Прошу», выполняют различные действия («Прошу встать» «Прошу присесть», «Прошу повернуться», «Прошу поднять руку», «Прошу развести руки в стороны», «Прошу наклониться», «Прошу посмотреть в окно», «Прошу сделать шаг вперед», «Прошу сделать шаг назад» «Хлопнуть в ладоши» .). Таких команд должно быть достаточно много, чтобы участники группы привыкли выполнять их.
В определенный момент, ведущий перед командой, не произносит слово «Прошу», и тогда группа не должна выполнять его указание.
Обсуждение: привыкнув выполнять команды, многие не сразу смогли переключиться и выполнили команду тогда, когда не должны были ее выполнять. По такому же принципу формируются у нас и привычки: стоит только начать многократно повторять то или иное действие, как оно закрепляется в сознании в виде привычки.
V. Беседа о привычках
Личная гигиена
- Ребята, отгадайте загадки, и узнаете, о какой привычке пойдет речь дальше
Игра «Отгадай загадки»
Ускользает, как живое, но не выпущу его я.
Дело ясное вполне. Пусть отмоет руки мне. (Мыло)
Горяча и холодна, я всегда тебе нужна.
Позовешь меня – бегу, от болезней сберегу. (Вода)
Когда едим – они работают.
Когда не едим – они отдыхают.
Не будем их чистить – они заболят. (Зубы)
Костяная спинка, жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит, нам усердно служит.(Зубная щетка)
- Ребята, а что такое гигиена?
Гигиена - это уход за своим телом, содержание его в чистоте
- Ребята, чтобы быть чистыми, мы пользуемся предметами и средства личной гигиены:
ПРЕДМЕТЫ л. г. полотенце, мочалка, зубная щетка, расческа, носовой платок.
СРЕДСТВА л.г. туалетное мыло, зубная паста, шампунь, крем для рук, гель для душа.
-Распределите предметы и средства на 2 группы: ЛИЧНОЕ и ОБЩЕЕ
- Почему некоторые предметы гигиены должны быть только личными?
1. Почему нужно мыть руки с мылом? (Нужно мыть руки с мылом, чтобы микробы не попали в организм и человек не заболел)
2. Как часто нужно мыть руки? (перед едой, после работы, после туалета, после общения с животными)
Ребята, особенно важно следить за чистотой своих рук. Руками вы берете различные предметы: карандаши, ручки, книги, тетради ит.д., беретесь за дверные ручки, притрагиваетесь к различным предметам в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая для глаз. С немытыми руками эта грязь попадает сначала в рот, а затем в организм. С грязью передаются различные болезни от больного человека к здоровому. Необходимо соблюдать правила личной гигиены и тогда вы будете здоровы.
- Ребята, соблюдение правил личной гигиены – это полезная привычка?
Вывод: Личная гигиена является одной из главных составляющих здорового образа жизни.
- А теперь мы поговорим об одной из вредных привычек.
Отказ от вредных привычек
1: О вреде курения сказано немало. Беспокойство учёных и врачей, растёт, так как пока ещё значительное число людей не считает курение вредным для здоровья.
2: Курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают её всерьёз.
3: Никотин – один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибнет от ¼ капли никотина, собака от ½ капли. Для человека смертельная доза никотина составляет 2-3 капли.
4: Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Курение школьников замедляет их развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет добиться успеха.
5: Чем раньше дети, подростки, юноши и девушки познакомятся с курением, тем быстрее привыкнут к нему и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.
- Мы выслушали мнение ребят, а вы сделайте для себя выводы.
- Ребята, отказ от вредных привычек – это полезная привычка?
Вывод: Отказ от вредных привычек является одной из главных составляющих здорового образа
V. Вывод
- Ребята, о чем мы сегодня говорили? (о привычках)
- Что же такое привычка? (это поведение, ставшее для кого-то в жизни постоянным, привычным)
- На какие две группы делятся привычки?
- Давайте их назовем? Полезные… Вредные…
- Как влияют привычки на наше здоровье?
- Ребята, давайте посмотрим на тему нашего занятия «Здоровые привычки – здоровый образ жизни». Мы сказали, что привычки бывают вредные и полезные, а здоровые привычки – это какие?
- А что такое ЗОЖ?
Значит все эти привычки – это составляющие ЗОЖ. Соблюдая их, вы будете здоровыми, энергичными, сильными.
Творческое задание: Строили макет человека с вредными и полезными привычками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.