Формирование культуры здорового образа жизни учащихся
Почерней Надежда Владимировна,
РС(Я), Алданский район, г. Томмот,
МБОУ СОШ №8
Чтобы быть здоровым, нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки. Уже не приходится доказывать, что принципы ЗОЖ - необходимые условия здоровья. Проблема теперь в том, чтобы эти принципы усвоил и освоил каждый. Человеку конца 20-начала 21 века приходится учиться …здоровью!
Формирование культуры ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями .
При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Какие же мотивации лежат в основе формирования стиля здоровой жизни?
1.Самосохранение. Когда человек знает, что, то или иное действие впрямую угрожает жизни, он это действие не совершает. Формулировка мотивации «Я не совершаю определенные действия, так как они угрожают моему здоровью и жизни».
2. Подчинение этнокультурным требованиям. Человек живет в обществе, которое на протяжении длительного времени отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов внешней среды. Формулировка мотивации «Я подчинюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависят здоровье и благополучие других».
3. Получение удовольствия от самосовершенствования. Формулировка мотивации «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство».
4. Возможность для самосовершенствования. Формулировка мотивации «Если я буду, здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы».
5. Достижение максимально возможной комфортности. Формулировка мотивации «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психическое неудобство».
Необходимо взять детей в союзники как потенциальных пропагандистов ЗОЖ. Во-первых, потому что движение - естественная биологическая потребность детского организма. Во-вторых, потому что не менее важной потребностью для них является общение, которое в современном мире зачастую ограничивается телевизором. В-третьих, потому что стиль жизни ребенка формируется под влиянием окружающих его взрослых.
Правильная организация выше указанных условий несет в себе огромную возможность для формирования культуры ЗОЖ у детей.
Дети в возрасте до одиннадцати лет очень доверчивы и подвержены внушению. Ребенок должен расти с сознанием, что от его навыков в области гигиены и санитарии зависит накопление здоровья. Дети собственники, и в данной ситуации эту не лучшую человеческую черту характера нужно обратить во благо. У ребенка можно выработать охранные стереотипы, закрепленные через получение удовольствия. «Я знаю, где и как нужно переходить улицу, делаю это осознанно, самостоятельно, и это доставляет мне удовольствие», - подобного рода рассуждения ускоряют обучение и приносят пользу для психического и соматического здоровья.
Возможность формирования культуры ЗОЖ зависит от потребностей ребенка. Мы можем влиять на их формирование и удовлетворение, а значит, и на состояние и развитие здоровья ученика. Но для этого должны быть созданы оптимальные условия, способствующие обеспечению общего комфорта участников образовательного процесса, особенно позитивных настроений у учащихся. Такие условия могут быть созданы, если основное внимание будет уделено удовлетворению одной из основных потребностей ребенка в индивидуальном эмоционально-ценностном сопровождении развития его личности, в том числе и в ходе учебной и воспитательной деятельности.
Таким образом, формирование культуры ЗОЖ - это побуждение к включению в повседневную жизнь школьника различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья. Изменение, а то и вовсе отказ от многих вредных для здоровья привычек, овладение знаниями, на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести ЗОЖ, постепенно добиваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычными.
Воспитательная работа нашей школы проводится на основе годового плана воспитательной работы школы, планов классных руководителей, планов работы методических объединений, плана работы школьной библиотеки, различных тематических планов. Одно из главных направлений - формирование культуры здорового образа жизни.
Был составлен план на оздоровительные мероприятия и создан волонтерский отряд. Во всех классах проведены беседы о детском травматизме и технике безопасности на уроках и на внеклассных мероприятиях. В школе проводятся секции: баскетбола, волейбола, футбола, и туризма.
В течение года каждую последнюю субботу месяца в «День Здоровья» постоянно проводились различные мероприятия, основной целью которых являлись профилактика асоциального поведения и пропаганда ЗОЖ. Помимо занятий физкультурой на уроках и во время секций, учащиеся школы активно занимаются туристическим спортом. Был проведен районный туристический слет, где учащиеся нашей школы заняли 1 место.
В течение учебного года учащиеся школы участвовали в различных военно-спортивных мероприятиях: смотр строя и песни среди учащихся школы к 23 февраля, районный смотр строя и песни среди учащихся школы, смотр строя и песни, посвященный 67-годовщине Победы, 5-дневный полевые сборы.
Пропаганда здорового образа жизни среди детей и молодежи проходила через беседы, классные часы, встречи, круглые столы, что укрепляет нравственность и самосознание детей и молодежи. Разработана программа «Школа – территория здоровья». Создан проект по данной программе, который был защищен на районной конференции. Составной частью данной программы является подпрограмма «Профилактика алкоголизма», «Профилактика табакокурения».В библиотеке существует постоянно действующий стенд «Здоровый образ жизни». В каждом классе проводятся родительские собрания, коллективные мероприятия по пропаганде здорового образа жизни. Изготовление буклетов, памяток и плакатов по здоровому образу жизни в течение года. Проводились месячники психологического здоровья (2 раза в год)
Заключение
На сегодняшний день практически каждый человек, живущий в странах хоть какого – либо технического прогресса, имеет массу дел и обязанностей. Порою ему не хватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные истины и цели, запутывается. Забывает о своем здоровье. Он не спит по ночам, не ходит в походы, не бегает по утрам, ездит на машине (по улицам с опасным составом воздуха) , не ходит пешком, кушает с книгой. А спроси у него: “Что же такое здоровье?” Да ничего он вам на это не ответит. Забудет он про этот вопрос. А вспомнит вас (задавшего этот вопрос) только где-нибудь в кардио - или онкодиспансере. Но, скорее всего, будет поздно… И начнет он рассказывать вам то же самое, что было изложено выше… Но вот вопрос: нужны ли ему теперь все его материальные ценности? Наверное нет… Так вот, давайте еще раз продумаем свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления своего здоровья.
Таким образом, в общественном сознании прочно утверждается мнение, что здоровый образ жизни общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни , который, в свою очередь,- не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России.
Утверждение здорового образа жизни – важная общегосударственная задача. Всеми силами способствовать ее решению - долг всех людей, каждого жителя нашей страны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.