Зеленая аптека Забайкалья
Оценка 4.6

Зеленая аптека Забайкалья

Оценка 4.6
Игры +1
docx
окружающий мир +1
2 кл
19.01.2017
Зеленая аптека Забайкалья
Данный материал способствует расширению знаний о лекарственных растениях Забайкалья, и их лечебных свойств. Занятие проходит во дворе, где школьники 4 класса знакомят школьников 2 класса с лекарственными растениями Забайкалья в форме игры-путешествия. Участникам выдаются маршрутные листы, где дан маршрут. На каждом этапе их встречают герои.
лекарственные растения Забайкалья.docx
Тема занятия:  Зеленая аптека  Забайкалья. Цель занятия: создать условия для патриотического воспитания младших школьников в процессе игровой деятельности. Задачи занятия: Расширить знания о лекарственных растениях Забайкалья, их лечебных свойствах. Развивать   познавательную   активность   ребят   в  процессе   формирования представлений о лекарственных растениях Забайкалья. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе. Форма проведения занятия: игра­путешествие Место проведения: школьный двор Оборудование: жетоны, маршрутные листы, раздаточный материал План – конспект занятия 1. Приветствие: Здравствуйте ребята!   Я рада приветствовать вас на занятии   нашего   детского   объединения!   Сегодня   нас   ждут   новые открытия, новые сведения о крае в котором мы живем. 2. Введение   в   предлагаемый   образовательный   материал.   Сегодня   мы проводим необычное занятие. Давайте попробуем определить – чему будет   посвящено   наше   занятие.   Для   этого   мы   встанем   в   круг, возьмемся за руки и внимательно послушаем строки стихотворения: Как необъятна даль степная Как неоглядна ширь полей Пою любовь к родному краю К любимой родине моей. Здесь даже малая травинка Полезной будет нам всегда, Земля, богатства раскрывая, Нам все расскажет не тая         Педагог задает вопрос: ­ о чем рассказывает это стихотворение?         Ребята по кругу отвечают: это стихотворение о любви к родному краю, о         богатстве природы нашего края, о пользе растений, о том, что можно           многое узнать, если внимательно наблюдать за природой, что можно          использовать  знания о природе для блага человека.         ­ как вы думаете какова тема нашего занятия?         ­ что мы должны узнать на сегодняшнем занятии?        Тема нашего занятия связана с природой Забайкалья, с растениями,          которые приносят  человеку пользу, с лекарственными растениями, мы          должны  о пользе лекарственных растений, о том какие растения               являются лекарственными        Педагог: правильно ребята! Разнообразен растительный мир нашего края. Среди  всех растений можно выделить те, знания о которых           человек передавал из поколения в поколение – это лекарственные          растения. И сегодня вы должны как можно больше узнать о            лекарственных растениях Забайкалья. Для этого мы совершим           путешествие в сказочное царство «Зеленую аптеку Забайкалья». Вот от           доктора Айболита пришло письмо.        Педагог зачитывает письмо:          Ребята! Помогите собрать ингредиенты для целебного отвара.        Педагог: Поможем доктору Айболиту?         Дети::___________       Сейчас вы будите собирать лекарственные ингредиенты для целебного         отвара, который мы передадим  доктору Айболиту на следующем         занятие.      Представьте, что вы листочки, подул ветер, и листочки объединились по         два, теперь кружатся по одному, по четыре, по три ­ у нас образовались 4        команды, которые и отправятся в путешествие. А, чтобы вы не потеряли        друг друга, вручаю каждой команде жетоны разных цветов: желтые,        зеленые, красные, синие. Получите маршрутные листы, они помогут вам в        путешествие, если вы отгадаете предложенные загадки. На маршрутных        листах перечислены номера этапов и записаны загадки о героях сказочного      царства – лекарственных растениях. 3.Предлагаемый образовательный материал. Новый материал предлагается        изучить ребятам в форме игры­путешествия в царство «Зеленая аптека        Забайкалья» Старшие ребята детского объединения выступают в роли        лекарственных растений.  В соответствии с маршрутными листами      команды проходят следующие этапы: Этап 1. Лекарственные цветы. На маршрутном листе загадка: Стоят в лугах сестрички: Золотой глазик,  Белые реснички. На   этапе   ребят   встречает   ромашка.   Ребята,   вы   правильно   отгадали загадку. Я представитель цветов. Цветы не только украшают наш край, но многие из них используются как лекарственные растения. О цветах и их лекарственных свойствах вы узнаете, пройдя цветочный лабиринт. Задания для лабиринта: 1. Семена, как коготки Желто­красные цветки. От горла помогают, Кто же их не знает календула . 2.Для лечения каких каких Заболеваний используют цветы календулы ромашки Для лечения ожогов, ран, 3.Какую часть растения использу ют для приготов ления лекарств Для лечения головных болей Какую часть растения использую т для приготовл ения лекарств   ромашка 2. Для лечения заболеваний используют цветы Болезни желудка Болезни сердца Какую часть растения использую т для приготовл ения лекарств из Какую часть растения использу ют для приготов ления лекарств из роз цветки корен ь цветки семена листь я стебель лепестк и корен ь Правильно ответив на вопросы, команда оказывается в определенном      месте лабиринта. «Ромашка» вручает команде жетон с изображением      цветка  для   целебного отвара. Этап 2. Лекарственные кустарники. На маршрутном листе загадка:  Колюч как еж, красив как роза. На  этапе ребят встречает шиповник. Здравствуйте ребята. Если вы попали в мое   колючее   царство,   то   правильно   отгадали   загадку.   Я   шиповник.   Люди называют  мои плоды «плодами жизни», за то, что в них много витаминов и     других полезных веществ. Их используют для лечения авитаминозов, а      масло из семян употребляют для лечения ожогов и простуды. Сейчас я     узнаю, насколько хорошо вы знаете, как я выгляжу. Соберите необходимые    пазлы и сложите мой цветок – для 1 команды, мой плод – для 2 команды,    цветок – для 3 команды, плод – для 4 команды.  После выполнения задания, ребята получают жетон, с изображением плода    шиповника. Этап 3. Лекарственные ягоды. На маршрутном листе загадка:   Бусы красные висят,   Из кустов на нас глядят.   Очень любят бусы эти   Дети, птицы и медведи Здравствуйте   ребята,   в   Забайкалье   много   различных   ягод,   которые используются для лечения болезней. Какие ягоды вы можете назвать? Ребята называют ягоды.   Плоды   малины   повышают   аппетит,   обладают   обезболивающими   и жаропонижающими, противовоспалительными свойствами, смородина богата витаминами и используется при простудных заболеваниях, брусника является сильным жаропонижающим средством. Ваша задача – распределить карточки с изображением цветков, листьев и ягод растений и правильно назвать их. За правильно   выполненное   задание   ребята   получают   ягодку   для   целебного отвара. Этап 4. Лекарственные деревья. На маршрутном листе загадка: Вся  в белое платье одета, В сережках, в листве кружевной. Встречает горячее лето Она на опушке лесной. Ребят встречает «березка». Я рада видеть вас в своем лесу. Многие деревья забайкальского   леса   используются   в   медицине.   Из   почек   сосны   готовят сосновый   мед,   который   полезен   при   недостатке   витаминов,   сосновая   хвоя используется   для   лечения   ожогов,   отвар   сосновых   почек   обладает противомикробным   действием.   Используются   для   лечения   различных болезней березовые почки, листья, березовый сок. Ваша задача – заполнить карточки ответами на вопросы, которые вы найдете в нашем лесу.  1 Из почек 2 Из хвои 3 береза 4 Из почек 5 6 лиственница тополь Вопросы для карточек: 1. Из   какой   части   сосны   готовят   сосновый   мед,   используемый   при недостатке витаминов?; 2. Из какой части сосны вырабатывают пасту, которая используется для лечения ожогов?; 3. Какое дерево славится своим соком?; 4. Из   какой   части   березы   готовят   лекарственное   сырье   для   лечения почечной болезни?; 5. Не сосна я и не елка. Только осень на порог – Скину с веток все иголки До единой, точно в срок. 6. Толи с крыши, толи с неба – Или вата, или пух. Или может, хлопья снега Появились летом вдруг. Кто же из исподтишка Сыплет будто из мешка.   После выполнения задания ребята получают жетон в виде листа березы. Этап 5. Овощи. На маршрутном листе загадка: Сидит девица в темнице А коса на улице. Ребят на этапе встречает «Морковь». На нашем сказочном огороде растет много  овощей,  которые обладают  целебными  свойствами. Какие овощи  вы можете   назвать?   Ребята   называют   овощи.   Во   всех   овощах   содержатся витамины, овощные диеты назначают  при многих заболеваниях. Задача ребят: при   помощи   удочки   собрать   овощи,   помогающие   при   ухудшении   зрения (морковь), для улучшения пищеварения (капуста, огурцы), для профилактики простуды ( чеснок, лук,  репа), при  недостатке   витамина  С (перец).  После выполнения задания ребята получают жетон в виде моркови. Этап 6. Лекарственные травы. На маршрутном листе загадка: Путник часто ранит ноги, Вот и лекарь у дороги. На   этапе   ребят   встречает   «Подорожник».   В   Забайкалье   очень   много лекарственных трав. Люди издавна готовили из них отвары, настойки, мази. Лечили ими простуду, головную и зубную боль, заживляли раны. Некоторые лекарственные травы ядовиты. Их можно применять только по рекомендации врача.   На   карточках   в   определенном   квадрате   развешаны   изображения лекарственных растений. Ваша задача – используя эти изображения заполнить кроссворд. Ребятам выдается бланк кроссворда на планшете: 4 5 2 1 3 1. Растет зеленый кустик, дотронешься – укусит. (крапива) 2. Каким   из   этих   растений   можно   вылечить   небольшую   ранку   на   руке (подорожник) 3. Зеленые листочки, Желтые цветочки Оторвешь листок Увидишь оранжевый сок (чистотел) 4. Отвар из листьев этого растения укрепляет сосуды, порошком его  корня присыпают раны (бадан) 5. Трава, которая по мнению народной медицины, лечит 99 болезней,        помогает при болезнях желудка, является кровоостанавливающим         средством (зверобой) За правильно решенный кроссворд ребята получают жетон с изображением подорожника Закончив путешествие, команды возвращаются к руководителю. Для   команд,   которые   раньше   закончили   путешествие,   проводится   игра «Найди корзину». Ребята с помощью записок находят корзину. 1. На углу строения , где все учатся (школа); 2. Там, где сад цветет белыми   цветами, там находится то, куда зимой корм кладут. Молодцы, ребята, корзинка найдена. Вы закончили свое путешествие, чтобы создать настоящий целебный отвар,  мы должны зарядить его своими эмоциями. Встанем в круг. Будим передавать корзинку с ингредиентами отвара и говорить, что нового вы узнали на  сегодняшнем занятии о лекарственных растениях, что вам понравилось  больше всего. После ответов каждого ребенка, педагог благодарит ребят за  активное участие в работе команд и вклад в сбор целебного отвара для  Айболита, с которым они встретятся на следующем занятии. Самоанализ занятия «Зеленая аптека Забайкалья» (по В.Н. Иванченко) Педагога дополнительного образования ЦДЮТиК Тимофеевой Татьяны Петровны 1. Занятие проводилось на базе   средней образовательной школы №14 с детским   объединением   краеведческого   направления   «Мозаика».   В занятии   принимали   участие   ребята   второго   года   обучения,   и   ребята четвертого   года   обучения   –   помогающие   педагогу   при   проведении занятия, выступающие в роли лекарственных растений. 2. Ребята   детского   объединения  «Мозаика»  обладают   средним   уровнем успешности   усвоения   материала   и   уровнем   обученности,   отличаются заинтересованностью   в   получении   новых   знаний,   положительным отношением к общественно­полезному труду. 3. Тема занятия «Зеленая аптека Забайкалья» включена в раздел 6: «Мой дом – мое здоровье», на который отводится 6 часов по дополнительной образовательной   программе.   В   логике   процесса   обучения   занятие является занятием по изучению нового материала. 4. Предполагаемые   ожидаемые   результаты   соответствуют   основным задачам занятия. 5. На   занятии   присутствовало   1­   ребят   второго   года   обучения,   что соответствуют   100%   списочного   состава   и   6   ребят   четвертого   года обучения. 6. Занятие   проводилось   на   территории   школьного   двора,   для   него определено   место,   которое   можно   использовать   для   выполнения планируемых заданий. Место для занятия заранее осмотрено на предмет безопасности,   территория   обработана   от   клещей,   места   выполнения заданий оформлены маркировочной лентой. 7. Методическое   обеспечение   занятия:   к   занятию   подготовлены маршрутные листы для каждой команды, с загадками, дидактический материал  на  каждый  этап, элементы  костюмов  для  ребят четвертого года обучения. 8. Начало   занятия   было   четко   организовано.   Внимание   ребят   было привлечено организацией общего круга и обсуждением стихотворения. Мотивация   учащихся   на   учебную   деятельность   определилась   при помощи   письма   Айболита   и   необходимости   их   помощи   при   сборе целебного отвара. Тему занятия дети попытались определить сами, при помощи педагога они смогли определить для себя и задачи занятия. 9. Основной   целью   занятия   является   создание   условий   для патриотического воспитания младших школьников в процессе игровой деятельности.         Задачи занятия:        Расширить знания о лекарственных растениях Забайкалья, их          лечебных свойствах;        Развивать познавательную активность ребят в процессе формирования         представлений о лекарственных растениях Забайкалья;        Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.        Поставленные цели носят комплексный характер, объединяя          образовательную, воспитательную и развивающую задачи;   10.Содержание материала адекватно поставленным целям, оно не только расширяет   представления   ребят   о   лекарственных   растениях   нашего края,   их   лечебных   свойствах,   но   и   способствуют   расширению познавательной   активности,   пониманию   необходимости   защиты окружающего  мира, воспитанию  любви  к  родному  краю, гордости  за богатство   его   растительного   мира.   Отбор   содержания   соответствует возрастным   особенностям   младших   школьников   и   особенностям данного   детского   коллектива.   Содержание   имеет   образовательно   ­ познавательную значимость и практическую ценность.   материал,     образовательный 11.Занятие   состояло   из   следующих   этапов:   приветствие,   введение   в предлагаемый предлагаемый образовательный   материал,   итоговая   часть   занятия.   Этап   введение   в предлагаемый   образовательный   материал   мотивирует   ребят   на познавательную активность, проходит актуализация темы занятия. Этот этап   занимает   22%   времени   занятия.   Этап   усвоения   предлагаемого образовательного материала проходил в форме игры – путешествия, где на   этапах   ребятам   предлагаются   задания,   способствующие   усвоению новых   знаний.   Этап   занимает   66%   времени   занятия.   Итоговая   часть занятия   позволяет   подвести   итоги   по   результатам   усвоения образовательного материала, провести рефлексию. Все этапы занятия взаимосвязаны,   время   между   этапами   занятия   распределено рационально. 12.На занятии использовались групповые, индивидуальные и коллективные (общие) формы работы. Этап введения в образовательный материал и итоговый   этап   занятия   проходят   со   всем   коллективом   детского объединения.   Основной   этап   занятия   включает   работу   в   группах   и индивидуальную   работу   воспитанников.   На   занятии   использовались словесно­наглядные,   иллюстративные,   проблемные   методы   обучения, метод   игры.   Применение   данных   методов   и   приемов   оправдано   на конкретных   этапах   занятия,   соответствуют   поставленным   целям   и содержанию. 13.  Работоспособность ребят на занятии поддерживалась сменой форм и методов обучения, разнообразием и сменяемостью видов деятельности, четко  сформированной целью  занятия,  которую  необходимо  достичь, использованием игровых методик и приемов. 14.  На   протяжении   всего   занятия   педагог   осуществлял   контроль   за процессом   усвоения   знаний,   помогал   ребятам,   играющим   роли лекарственных   растений,   вносил необходимые коррективы.   в   ходе   игры­путешествия, 15.Наличие   итогового   и   рефлексивного   этапов   занятия   ,   позволило определить   насколько   хорошо   ребята   усвоили   новые   знания,   какие эмоции они испытали в ходе игры­путешествия, подвести логический итог всему занятию, связать его с системой последующих занятий. 16.  Психологическая   атмосфера   на   занятии   была   достаточно благоприятной,   свободной.   Ребята   были   заинтересованы.   Помощники педагога ответственно относились к поручениям, творчески играли свои роли,   проявляя   организаторские   и   коммуникативные   способности, лидерские качества. Вывод: занятие достигло поставленной цели: были созданы условия,    игровая ситуация, при которой в полном объеме были реализованы    образовательная, воспитательная и развивающая задачи занятия на   каждом его этапе. Содержательный этап занятия реализован полно и  качественно, в соответствии с поставленными целями. В целом, я  довольна занятием, на 90% оправдались предполагаемые результаты. Возможно внесение следующих изменений:

Зеленая аптека Забайкалья

Зеленая аптека Забайкалья

Зеленая аптека Забайкалья

Зеленая аптека Забайкалья

Зеленая аптека Забайкалья

Зеленая аптека Забайкалья

Зеленая аптека Забайкалья

Зеленая аптека Забайкалья

Зеленая аптека Забайкалья

Зеленая аптека Забайкалья

Зеленая аптека Забайкалья

Зеленая аптека Забайкалья

Зеленая аптека Забайкалья

Зеленая аптека Забайкалья

Зеленая аптека Забайкалья

Зеленая аптека Забайкалья

Зеленая аптека Забайкалья

Зеленая аптека Забайкалья

Зеленая аптека Забайкалья

Зеленая аптека Забайкалья

Зеленая аптека Забайкалья

Зеленая аптека Забайкалья

Зеленая аптека Забайкалья

Зеленая аптека Забайкалья

Зеленая аптека Забайкалья

Зеленая аптека Забайкалья

Зеленая аптека Забайкалья

Зеленая аптека Забайкалья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017