Земля – наш дом, но не мы одни в нем живем.
Цели: прививать навыки экологической культуры;
Задачи: показать значимость окружающей нас действительности;
активизировать познавательную деятельность к происходящим события
в окружающем обществе;
воспитывать чувства коллективизма, гордость за свой край, свою страну.
Ход занятия.
О, люди, мыслю я у всех у нас
Есть мать одна
По имени Природа.
У неё для всех, запечатлев навеки,
В душе её прекрасные черты
Поля, леса, луга, моря и реки
Всё тесно связанно вокруг.
Примеры мы не будем множить,
Цветка ты не заденешь вдруг,
Чтобы звезды не потревожить
Воспитатель: Как вы думаете, о чем сегодня у нас пойдет речь ?
Дети: о природе, о взаимодействии человека и окружающей среды.
Воспитатель: к кому обращены эти слова?
Дети: к человеку.
Воспитатель: Долгое время считалось что человек – царь и властелин природы, призванный ни с чем, не считаясь, покорять её и подчинять своим нуждам. Этот путь как, показывает ход истории, оказался тупиковым в эволюции самого человечества. Он привел не только к учащению многочисленных экологических катастроф, но и грозит подорвать саму возможность существования человека на Земле.
Необходимо коренным образом менять отношение к природе. Мы вместе со своей цивилизацией – часть природы встроены в нее и целиком от нее зависим. Поэтому главное условие нашего развития не покорение, а сотрудничество с природой.
Сегодня наша беседа пройдет под акцией « Земля – наш дом, но не мы одни в нем живем», мы будем говорить с вами о том, как быстро загрязняется наша планета, что можем сделать мы, чтобы предотвратить это загрязнение.
Мы речь свою ведем о том
Что вся Земля наш общий дом
Наш добрый дом просторный дом
Мы все с рожденья в нем живем
Еще о том ведем мы речь
Что мы наш дом должны беречь
Давайте докажем что не зря
На нас надеется Земля.
Воспитатель: Что же такое экология?
Дети: Экология это взаимосвязь живых организмов и их связь с окружающей средой.
Воспитатель: Экология это наука об окружающей среде.
Это слово происходит от слов ЭКОС - дом, убежище. ЛОГОС – учение.
Изучение дома. Значит у всего живого организма – есть свой дом, а один для всех вместе дом – это наша планета Земля.
Природа – это дом, в котором мы живем
И в нем шумят леса, текут и плещут реки
Под сводом голубым под светом золотым
Хотим мы в этом доме жить вовеки.
Воспитатель: Все мы обязаны жизнью нашей планете прекрасной Земле. Природа полна поэзии и прелести трогает и волнует каждого человека любящего свою родину. Она дарит людям радость душевное спокойствие здоровье. Все мы любим, проводить время в лесу, подышать свежим воздухом, вдыхать аромат цветов. Но мы все вечно куда – то спешим и не замечаем, что каждое время года по – своему прекрасно, что природа иногда создает такие чудесные и неповторимые вещи. Разве это не чудо.
А это ребята тоже «чудо», но созданное руками человека.
Моя планета – человечий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы - больше не могу.
Воспитатель: Можно только поражаться тому, с какой скоростью человек научился умерщвлять природу.
Еще вчера мы и не подозревали, что мир так измениться. Что Земля далеко уже не цветущий сад. Еще вчера и не задумывались, хватит ли будущим поколениям чистой воды и чистого воздуха.
Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету. Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня она нуждается в скорой экологической помощи.
Воспитатель: Человек!
Щади зверей и птиц,
Деревья и цветы.
Ведь это все слова,
Что царь природы ты.
Пусть птицам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Воспитатель: Вмешательство человека в жизнь природы нельзя остановить. Но всем нам надо стремиться к тому, чтобы не причинить ей вред, чтобы она как можно меньше страдала от нашего вмешательства. А для этого надо знать и любить природу. Знать, чтобы сохранить и сберечь.
Кожа нашей планеты – называется биосфера. На ней повсюду черные пятна нефти, мусора. Мы наполнили реки нефтью, красками, кислотами, пеной стиральных порошков.
Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Загрязнение воды происходит: бытовыми отходами, промышленными предприятиями, нефтепродуктами, нефть образует пленку, что губительно для живых организмов.
Бегут ручьи не умолкают
Потоки в буйстве там и тут
И в наше озеро стекают
И удобренье и мазут
Весь берег стал похож на свалку
Чего, чего тут только нет
Объедки старые мочалки
Обрывки книжек и газет
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек
И сокрушается природа
Зачем все это человек
Воспитатель: Что происходит с атмосферой?
Дети: За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 миллиардов тон. В результате истощается озоновый слой Земли, появляются так называемые озоновые дыры, они уже есть над Европой, Москвой
Воспитатель: Как происходит загрязнение атмосферы?
Дети: Загрязнение атмосферы бывает естественным (это вулканы, пыльные бури) и искусственное его вызывают предприятия химических и металлургических заводов и транспорт .
Воспитатель: Значительная доля химикатов попадает в организм человека. В мире появляются новые болезни, известные болезни приобретают новый необычный характер. Растет зависимость человека от медицинской помощи.
Всем известно, что кислород источник жизни. 1 человек в день употребляет 25 литров воздуха. А один автомобиль, проехав в день 1000 километров, сжигает годовую норму употребления воздуха одного человека. Если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды 3 дня, то без кислорода человек может прожить не больше 2 минут.
Я не хочу такого мира,
Где все так серо все уныло.
Опомнись, вздрогни человек
Не долог на земле твой век,
Но что после себя оставим
И чем себя мы здесь прославим,
Убитой птицей на заре,
Лесами черными в огне,
И свалкой мусора огромной,
Иль атмосферою зловонной,
Иль речкой с мертвою плотвой,
Полями с выжженной травой.
Дети - Прости Земля прости, прости, прости
Мы люди, так тебя обидели.
Груз совести за это нам нести
На многое смотрели и не видели.
Завещано беречь нам этот мир
Такой, неповторимый на рассвете.
Он с детства очень дорог нам и мил,
За будущее мира мы в ответе
Я призываю вас, ребята ,
Спасти наш мир
Спасти природу.
Воспитатель: Трудно представить себе Землю без лесов. Лес чудное творение природы. Он прекрасен во все времена года. Лес самое богатое украшение Земли. Еще, ребята, какое определение мы можем дать лесу.
Дети: Лес наше богатство.
- Лес это зеленый наряд нашей земли
- Там где лес всегда чистый воздух
- Лес наш друг он помогает человеку выращивать хороший урожай
- Лес это кладовая, щедро отдающая свои дары орехи ягоды грибы.
Воспитатель: Возникает реальная угроза потерять леса – это легкие нашей Земли. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование. Не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине людей.
Дети: Для многих животных лес родной дом. А лесов на Земле становиться все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом, они обречены на гибель.
Воспитатель: Земля величайшее чудо и она у нас только одна. Завтрашней день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня. Сейчас вы прослушаете стих и ваша задача определить, какие правила поведения в лесу были нарушены.
Сегодня мы пришли гулять,
Благо лес рукой подать
Закупили все подряд: пищу, спички, лимонад.
Громче музыку включай,
Свежий воздух возбудит наш здоровый аппетит.
А пакеты, банки, склянки
Лес большой, он все вместит.
Лес он, чей – ничей.
Расположимся скорей,
Тут уж нам не помешают
Жги и лей руби и бей,
Ты наломай веток для костра,
А я вот здесь у старого пня под елью разведу костер,
Там среди кустов я обнаружил гнездо птицы,
А в нем крохотного птенца.
Я люблю птиц, возьму их домой и выкормлю.
Предлагаю подкрепиться,
А куда же мы денем весь этот мусор,
Консервные банки, бутылки, целлофановые пакеты?
Ну не тащить же все это с собой домой,
Оставим здесь, урны нет, неси в кусты,
Мы здесь с природою, на ты.
Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем,
В речку скинем все бутылки,
В море пусть плывут посылки.
Мы цари, молчи природа.
Все здесь наше лес и воды.
Ай, ноги щиплет да это же муравьи,
А вот и муравейник за деревом
Вот вам, сейчас я раскидаю их жилище,
Чтобы в следующий раз не мешали отдыхать.
Все так изранено в лесу, как после дней войны
Здесь уцелевшей не найти, ни ели не сосны.
Березу ножиком пырнул, какой-то живоглот,
Мне кажется из под коры моя слеза течет.
От этой черствости людской, болит душа моя
Под искалеченным дубком не ветер стонет – я.
Вот муравейник подожжен кощунственной рукой
Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой.
Земля в ожогах и рубцах как в дни большой беды.
Хмельного ухарства следы, беспечности следы
Уйдут, обидев красоту смутив лесной уют
И не услышат за спиной, что листья слезы льют.
Воспитатель: Какие правила были нарушены?
Дети: Не шуми в природе.
В лесу запрещено включать на полную мощность магнитофон поднимать крик и шум, от этого звери и птицы покидают свои норы и гнезда.
Дети: Нельзя разорять гнезда с птицами.
Нельзя трогать яйца в гнездах птиц. Потому что птица бросает гнездо, если тронуть яйцо руками.
Дети: Нельзя разводить костер под деревом. Может возникнуть пожар. Кострище это рана в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 5-7 лет
Дети: Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников. Нельзя повреждать кору деревьев они перестают расти, выходит сок они долго мучительно умирают.
Дети: Нельзя разорять муравейники. Муравьи нужны лесу они лесные санитары уничтожают вредных насекомых, улучшают почву, рыхлят и удобряют своими ходами, улучшают вентиляцию.
Дети: Нельзя оставлять после себя беспорядок мусор. Весь мусор, ненужные предметы, банки после прогулок на природу надо собрать в пакет и вывезти в мусорные контейнеры.
Воспитатель: Куда деть мусор? Этот вопрос становиться все актуальнее. Жители поселков городов не задумываются над этим вопросом, выбрасывая мусор в водоемы, в леса на пустыри. Природа превращается в одну большую свалку. Каждый человек выбрасывает в год 360 кг мусора.
Мусор постепенно становиться монстром цивилизации.
Ты человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Ты не топчи родных полей.
В вокзальной суматохе века
Ты оценить ее спеши.
Она давно твой добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги ее напропалую,
И не вычерпывай до дна.
И помни истину простую
Нас много, а она одна.
Воспитатель: Ребята скажите, правильно ли звучит пословица «Сломать дерево секунда, а вырастить года»
Воспитатель: Когда-то давно природа решала быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает быть или не быть природе. К сожалению, негативные явления присутствуют в нашей жизни. В результате за день на Земле исчезает 100 видов растений и животных. Сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров. Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы. 60% болезней людей – это результат плохой экологии.
Дети: В 60 годах Международный союз охраны природы и природных ресурсов счел необходимым вести списки объектов животного и растительного мира, для охраны редких и исчезающих видов. И в 1966 году издали Красную книгу.
Воспитатель: Эта книга с каждым годом становиться все толще. Многих животных и растений, занесенных в нее можно увидеть только на картинке.
Дети: Охраняются Красной книгой
Столько редких животных и птиц
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц
Чтоб пустыни нагрянуть не смели
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери. Охраняются змеи
Охраняются даже цветы.
Птицы рыбы и звери
В души людям смотрят
Вы их жалейте люди
Не убивайте зря
Ведь небо без птиц не небо
А море без птиц не море
И земля без зверей не земля.
Воспитатель: Ребята, а что еще создают, для того чтобы сохранить животный и растительный мир.
Дети: Заповедники, национальные парки, питомники.
Воспитатель: что такое заповедник
Дети: Заповедники создаются, для того чтобы охранять природу и изучать ее. В заповеднике нельзя вырубать лес, охотится. Запрещена любая деятельность человека
Заповедник это слово всем и каждому знакомо
В нем животных охраняют, кормят и оберегают
Запрещают здесь охоту, проявляют здесь заботу
О растениях лесных луговых и полевых
Водоемов и болот вся природа здесь живет
Под охраной человека много лет от века к веку.
Воспитатель: Национальные парки отличаются от заповедника тем, что заповедники закрыты для туристов, а национальные парки всегда рады посетителям, можно отдыхать и наблюдать за животными, но руками ничего трогать нельзя.
Воспитатель: Питомники - это участок в опытном или научно исследовательском учреждении для выращивания, размножения и изучения сельскохозяйственных растений, а также животных.
Воспитатель: Ребята, чтобы сохранить природу достаточно красной книги, заповедников, питомников?
Дети: Нет. Природу надо беречь. Не загрязнять реки. Без причин не ломать деревья и кустарники. Не рвать с корнями цветы
Воспитатель: Ребята, мы должны сберечь природу нашей родины для нас и наших потомков. Свято относитесь ко всему живому.
Для дружбы для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.