|
Урок№46 «Земная кора и литосфера» (5 класс)
ЦЕЛЬ: «Сформировать представление о строении, движении, процессах, причинах и последствиях, происходящих в земной коре и литосфере» Задачи 1. Расширить знания о строении, процессах и причинах происходящих в литосфере и ее основной части - земной коре 2. Познакомить с современными представлениями о тектоническом развитии земной коры 3. Сформировать представление об основных положениях теории литосферных плит (механизмы взаимодействия литосферных плит между собой)с помощью интенсификации обучения на основе схем, карт.
Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. 5. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки Форма проведения урока: урок – добывания знаний Форма работы учащихся: работа в парах, группе, самостоятельное добывание знаний, взаимопроверка. СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ: работа с различными источниками информации (текстом, контурными картами, электронным приложением) Методы и технологии: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, метод прогнозирования, моделирования географических процессов, работа в группах, парах, коммуникативно - информационные технологии. Оборудование: атласы, контурные карты, тетрадь-тренажер, карта строения земной коры, компьютерная презентация «Землетрясение сегодня», фрагменты видеофильмов «Тектоника плит», раздаточный материал, спиртовка, колба, растительное масло, рис, компьютер, бумага, дидактический материал, интерактивная доска Ход урока
(Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к работе,
заполнение календаря погоды (сводка погоды дежурным)
В природе существует много процессов, над которыми человек безвластен. Часть этих процессов безопасны для людей, а другие могут приносить беду: сильнейшие разрушения, изменения рельефа и даже гибель людей. Например, во всех средствах массовой информации было сообщение о том, что в ночь на первого апреля 2014 года в Чили, на севере республики у портового города Икике, произошло сильное землетрясение, магнитудой 8,2 вызвавшее гибель нескольких человек, пожары, оползни, перебои с электроснабжением, обрушение несейсмоустойчивых зданий и массовую эвакуацию людей из опасных районов. В результате землетрясения в Тихом океане возникло цунами высотой около 2 м. Угроза цунами сохраняется до сих пор.
Как вы думаете, что вызвало эти разрушения? (Внутри нашей планеты происходят постоянные движения, которые вызывают сдвиги земной коры и, как следствия, землетрясения). Как вы думаете, что мы сегодня на уроке с вами должны будем узнать? (какое строение имеет земная кора, какие процессы, происходят в земной коре и литосфере и причины их возникновения) 3. Актуализация знаний |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Что такое земная кора? (Земная кора – это твердая верхняя оболочка Земли.) Из чего состоит земная кора? ( из минералов и горных пород магматического, осадочного и метаморфического происхождения) Задание: Предложенные образцы горных пород соотнесите со шкатулками, исходя из их происхождения (интерактивная доска) Как вы думаете, земная кора одинаковое имеет строение под океанами и на материках? Изучение нового материала |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1. Прочитать текст «Строение Земной коры» стр. 2. Рассмотреть рисунок стр. (вывести на экран рисунок п. «Континентальный и океанический тип коры») 3. Выясните какие типы земной коры существуют и в чем их различие? 4. Выполните задание в т/т с.50 зад.1 вставьте пропущенные слова в предложения. По завершению работа проверяется (выставить оценку) (Индивидуальная работа)
Задание: Из каких слоев состоит океаническая и континентальная (материковая) земная кора? (ученику необходимо проверить свои знания, нажимая стилусом возле изображения горных пород на интерактивной доске) Либо двум ученикам, используя бумажные надписи, отобрать слои по типам земной коры и сделать схематический рисунок на доске (прикрепить магнитом бумажные надписи слоёв: осадочный слой (2), гранитный слой, базальтовый слой (2), мантия (2), от 5 до 15 км, от 30 до 75 км)) (э/п п.26, рисунок «Мощность литосферы») Типы земной коры Океаническая земная кора Континентальная земная кора _________________________ ____________________________ _________________________ ____________________________ _________________________ ____________________________
1. Океаническая земная кора тоньше и состоит из двух слоёв (осадочного, базальтового) (от 5 до 15 км) 2. Континентальная земная кора толще и состоит из трёх слоёв (осадочного, гранитного, базальтового) ( от 30 до 75 км )
Почему слои имеют такое название? (вопрос классу: Слои имеют своё название по преобладающему типу горных пород, из которых они сложены)
Сделать вывод (1 ученик – сходства; 2- ученик – различия) Различия: 1. По количеству слоев 2. По мощности 3. По вещественному составу 4. По подвижности (выставить оценку 2 ученикам)
Задание: По рисунку 4.4 с.68 установите, как называется то место, где земная кора отделяется от мантии? Граница Мохоровичича – это граница, отделяющая земную кору от мантии (доказал (Портрет) Мохоровичич Андрей – геофизик и сейсмолог во время изучения сильного землетрясения в Хорватии на глубине 30 км заметил изменения в скорости сейсмических волн. Установил, что здесь начинается новое вещество, отличающееся от земной коры)
Ребята, как вы думаете, какой тип земной коры появился первоначально?
Большинство ученых считают, что сначала на Земле образовалась океаническая земная кора. Затем под влиянием внутренних процессов она сминалась в складки, появлялись горы, усложнялась толщина коры и появились выступы материков.
Вспомните, каково строение земной коры? Каково строение мантии? (3 слоя: верхний, пластичный, нижний) Что такое литосфера? (Каменная оболочка, включающая земную кору и верхнюю часть мантии) (э/п «Это интересно – «Литосфера» №1)
Литосфера = земная кора + верхний слой мантии
Определите мощность литосферы (с.20 атлас) (Мощность литосферы от 50 до 300 км) Вы уже встречали слово астеносфера, открыть в ЭП – «Это интересно – «Литосфера»), рис. в учебнике с. – Что такое астеносфера? (- это пластичная (магкая) мантия, состоит из пород разогретых до высоких температур.) Ученые установили, что литосфера не монолитна, она состоит из отдельных блоков – литосферных плит (сравнение с пазлами), разделенных глубинными разломами.( э/п «Это интересно – «Литосфера» №2 «Литосферные плиты) - Что такое Литосферные плиты? Задание классу: рассмотреть карту «Литосферные плиты» в атласе с.21, атлас 7 класс с. _ физическая карта полушарий с.6-7 Карта «Строение земной
коры» (на доске) - это особая тематическая карта, на которой показаны плиты
литосферы. Б) Определи по физической карте полушарий с.6-7, какой материк расположен на каждой плите В) Учащиеся называют плиты, а учитель показывает на карте (включают материк и часть ближайших океанов)
Вывод: Выделяют 7 очень крупных плит и несколько мелких. Каждая плита состоит из 2-х типов земной коры: континентальной и океанической, кроме Тихоокеанской Как различаются между собой литосферные плиты? (запись на доске) Различие литосферных плит
мощность подвижность возраст от 50 до 300 км Скорость ср. движения плит от 1-6 см в год. стрелки и цифры подписаны на карте Задание: Установите с помощью легенды, какие плиты сходятся, а какие расходятся ( ученики отмечают стрелками на карте у доски) Сходятся: Африканская с Евразиатской. Индо-Австралийская с Тихоокеанская. Северо-Американская с Тихоокеанская. Индо-Австралийская с Евразиатской Расходятся: Северо-Американская с Евразиатской и Африканскаой. Южно-Американская с Африканская. Индо-Австралийская и Африканская. Антарктическая с Африканской, Индо – Австралийской и Тихоокеанской (в т/т с.47 (5) Ответы: 1АВГ 2Б (оценка отвечающему) Как вы считаете, в каком направлении – горизонтальном или вертикальном происходит движение литосферных плит? (горизонтальном) Задание классу: ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В КОНТУРНЫХ КАРТАХ с. 10-11: (видео движение литосферных плит отображается на экране) Задание: 1.Обозначить границы литосферных плит ( черным цветом) Задание 2.Подписать названия плит (синей ручкой, печатными буквами)
Именно здесь на окраинах (границах) плит происходят и самые сильные и разрушительные землетрясения. Они называются - Сейсмические пояса (Тихоокеанское огненное кольцо, Альпийско-Гималайский пояс, дно Атлантического и Индийского океанов. Формирование облика Земли
– Площадь суперконтинента
Пангея (в переводе с греческого – «вся земля») составляла приблизительно
столько же, сколько нынешняя суша. Суперконтинент и омывался лишь одним
супер-океаном Панталассой. Проблемный вопрос? - Как вы думаете, каковы основные причины движения материков и литосферных плит? Демонстрация опыта по формированию восходяще-нисходящих потоков в мантии и внешнем ядре и их влиянии на движение литосферных плит ( опыт представляет собой модель процессов, происходящих в мантии и земной коре) Мы выяснили с вами на предыдущих уроках, что с глубиной увеличивается давление и температура, которые достигают самого большого значения в ядре.
(Ответы дополняются и совместными усилиями планируется эксперимент) Демонстрация опыта. Огнеупорную колбу наполовину заполняем водой, на дно кладём немного зёрен риса и сверху наливаем тонкий слой растительного масла. Вода будет заменять нам в опыте мантию, масло – земную кору, а рис мы положим для того, чтобы можно было наблюдать все процессы. Поставим колбу на огонь спиртовки и начнём наблюдать за тем, что будет происходить. В результате нагревания вода станет легче и начнёт подниматься к поверхности. Это будет хорошо заметно по движению рисинок. По мере нагревания вода будет двигаться быстрее, разрывая слой растительного масла на поверхности. Описание опыта: (Вода, на поверхности которой находится тонкий слой масла, нагревается быстрее, потому что молекулы воды, увеличивающие свою скорость при повышении температуры, не могут улететь с поверхности воды из-за препятствующего тому слоя масла. Масло испаряется медленно, потому при нагревании воды пузырьки масла просто начинают двигаться на поверхности по кругу, (что свидетельствует о конвекции - неравномерном нагревании. При такой конвекции нижние слои вещества нагреваются, становятся легче и всплывают, а верхние слои, наоборот, остывают, становятся тяжелее и опускаются вниз, после чего процесс повторяется снова и снова.), вода под маслом продолжает быстрее нагреваться, так как концентрация молекул не меняется, (молекулы не улетают наружу), давление растет. После непродолжительного нагревания видно, что пузырьки образуются под самой пленкой и вода вот-вот закипит. Тем не менее, масло продолжает мешать вылету молекул и требуется дополнительное время, чтобы испарить его полностью с поверхности) Точно также мантийное вещество, нагреваясь от ядра, поднимается вверх и разрывает слои земной коры. По окончанию опыта предлагается ответить на вопросы:
Делается вывод о происходящей в глубине Земли конвекции мантийного вещества. Хочу обратить ваше внимание на то, что существует причинно-следственная связь, в результате которой происходит движение земной коры.
Причины движения литосферных плит: 1. Движение мантийного вещества (конвекционные токи) 2. Относительная «лёгкость» литосферных плит 3. «Жидкая мантийная подошва», с помощью которой плиты скользят по поверхности мантии. Проблемный вопрос: «Как взаимодействуют литосферные плиты?» Что происходит на границах литосферных плит? (работа в группах: каждый ряд-группа)
Задание: Смоделировать процессы в зоне контактов литосферных плит. После проведения опытов, результаты обсуждаются в группе, схема движения литосферных плит зарисовывается и группа презентует своё выступление.
1 группа – Столкновение двух океанических плит 2 группа - Расхождение двух океанических плит 3 группа – Взаимодействие континентальной и океанической плиты 4 группа – Столкновение двух континентальных плит
Карточка №1 (1 группе) Моделирование схождения двух океанических литосферных плит
Часто океаническую земную кору сравнивают с тонким листком бумаги. Считается, что океаническая кора – самая молодая на нашей планете. 1. Возьмите листок бумаги за края двумя руками и начните медленно сгибать его. Представьте, что это молодая океаническая кора. Посмотрите, какая она пластичная и легко подвергается деформации. 2. Посмотрите, что происходит с ним. Как вы думаете, какие формы рельефа образуются при столкновении двух океанических плит? (смотри 4 колонку таблицы) 3. Зарисовать схему столкновения двух океанических литосферных плит в таблицу (3 колонка таблицы) 4. Рассказать о своём опыте и показать на карте пример образовавшихся форм рельефа (5 колонка таблицы)
Карточка №2 (2 группе) Моделирование расхождения двух океанических литосферных плит
Часто океаническую земную кору сравнивают с тонким листком бумаги. Считается, что океаническая кора – самая молодая на нашей планете. 1. Возьмите листок бумаги за края двумя руками. 2. Что произойдёт, если листок потянуть руками в разные стороны? Обсудите полученные результаты в группе. 3. Как вы думаете, какие формы рельефа образуются при расхождении двух океанических плит? (смотри 4 колонку таблицы) 4. Зарисовать схему расхождения двух океанических литосферных плит в таблицу (3 колонка таблицы) 5. Рассказать о своём опыте и показать на карте пример образовавшихся форм рельефа (5 колонка таблицы)
Карточка №3 (3 группе) Моделирование движения океанической и материковой литосферной плиты
Представьте, что тонкий листок бумаги – это океаническая земная кора, а толстая книга - материковая. 1. Представьте, что они двигаются навстречу друг другу. 2. Что происходит при столкновении материковой и океанической земной коры? Обсудите результаты эксперимента в группе. 3. Как вы думаете, какие формы рельефа образуются при взаимодействии океанической и материковой литосферной плиты? (смотри 4 колонку таблицы) 4. Зарисуйте схему процесса столкновения океанической и материковой литосферной плиты (3 колонка таблицы) 5. Рассказать о своём опыте и показать на карте пример образовавшихся форм рельефа (5 колонка таблицы)
Карточка №3 (4 группе) Моделирование движения двух континентальных плит Представьте, что книги, которые лежат на вашем столе – это две материковые литосферные плиты, а листочки книг - горизонтальные пласты горных пород. 1. Возьмите книги в руки и начните движение так, чтобы листочки одной книги коснулись листочков другой книги. 2. Что произошло с листочками? Попробуйте объяснить, что приходит в местах столкновения материковых плит? 3. Как вы думаете, какие формы рельефа образуются при взаимодействии двух континентальных плит (смотри 4 колонку таблицы) 4. Зарисуйте схему процесса столкновения двух континентальных плит (3 колонка таблицы) 5. Рассказать о своём опыте и показать на карте пример образовавшихся форм рельефа (5 колонка таблицы)
Закрепление Как вы думаете, что являтся причиной постоянно меняющегося лика нашей планеты? 1. Вывод: причиной постоянно меняющегося лика нашей планеты является раскалённое ядро, которое заставляет мантию подниматься к поверхности земли и «тащить» на себе литосферные плиты, вызывая различные изменения как на поверхности земли, так и на дне океанов.
2. Самоконтроль. Определение уровня полученных знаний
Ключ » к тесту-матрице в задании
А. Плиты литосферы – 5,6,7,10 Б. Континентальная (материковая) земная кора – 4 В. Океаническая земная кора – 2 Г. Сейсмические зоны – 3,8,9 Д. Вегенер Альфред – 1. 3. просмотр фильма «Тектоника плит» 4. Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы 5. Собрать к/к и лист-рефлексию Домашнее задание: п.26 к/к, т/т с.47 (5) с.48 (10) с.58 (1) с.62 (2)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самоконтроль. Определение уровня полученных знаний ФИО__________________ |
||||||||||
Реши тест-матрицу.
Проверь правильность ответов по
ключу Оценка_________________ |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.