Окружающий мир, 2 класс, УМК «Гармония».
Урок на тему: «Вода на Земле. Океаны и моря».
Разработала учитель начальных классов МОУ «СОШ №6» г .Сасово Рязанской области Земскова Е.В.
Цели урока:
I. Образовательная:
1) проверить и углубить знания учащихся о формах поверхности Земли и их условных обозначениях на физической карте;
2) дать понятие о Мировом океане и представление об океанах и морях;
3) расширить знания учащихся о многообразии организмов, населяющих воды Мирового океана.
II .Развивающая:
1) развивать память, логическое мышление;
2) способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи, объясняя приспособленность к среде обитания.
III. Воспитательная:
1) воспитывать любовь к растительному и животному миру;
2)воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Учащиеся должны знать, что такое море и океан, а также уметь распознавать моря и океаны на физической карте.
Оборудование: мультимедийный проектор, для опыта: стаканчики, палочки, морская соль, пипетка, держатель, спиртовка, стекло, учебники О.Т. Поглазова Окружающий мир, 2 класс; рабочие тетради О.Т. Поглазова Окружающий мир, 2 класс; глобус, карта полушарий, 30 белых и голубых капель, выставка раковин ,украшения из янтаря и жемчуга, смайлики.
ХОД УРОКА
I Орг момент.
Сейчас один из самых интересных уроков. Почему?
II. Повторение ранее изученного материала по разделу «Формы поверхности Земли».
-На какой планете мы живём ? ( слайд № 2 )
-Как называются огромные участки суши омываемые водой ?
Назовите их.
Какие основные формы поверхности материков вы знаете?
Каким цветом на карте обозначают равнины, горы?
На какой поверхности расположена Рязанская область?
- А почему тогда нашу землю называют « Голубой планетой?»
III. Работа по теме урока. Сегодня мы продолжим изучение нашей планеты. Вы уже, наверно, догадались, что будем изучать?
Тема урока «Вода на Земле. Океаны и моря». (слайд №3)
1)Вводное слово учителя: Да на нашей планете больше воды, чем суши.
Если всю поверхность Земли изобразить в виде круга и разделить его на 10 равных частей. То 3 части займёт суша и 7 частей вода.)
Нашу Планету можно было назвать планетой ОКЕАНОВ. Вся Вода на земном шаре называется Мировым океаном .В 2000 году учёными мира было принято решение о разделении Мирового океана на 5 частей. Каждый океан получил название.
2) Работа по карте полушарий и в рабочих тетрадях.( с.11),физической карте России.
-. Океаны - это огромные пространства воды.
- Какие на нашей планете есть океаны? (показ)
Давай посмотрим на карте какие океаны есть на нашей планете и как они называются.
Россия огромная держава ,её омывают 3 океана.
Учитель: Часть океана, которая расположена вдоль берега материков, называется морем.
( показ на экране,а учащиеся на листах физической карты России)- работа в паре.Особенно много морей вдоль северных берегов России.(слайд №4)
- Чего больше по количеству морей или океанов? (морей много, их 50, а океанов - 5).Есть моря окружённые сушей со всех сторон. Покажем некоторые из них.А какие моря вы знаете?
Представьте себе , что вы лежите на пляже.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА(релаксация-текст на фоне набегающей волны)(слайд№5)
О море писал наш уроженец Новиков –Прибой.(слайд№6)
Русский художник Айвазовский любил изображать море. ( слайд №7,8)
4) Исследовательская работа.(работа в паре)
Морей много. И вода в них МОРСКАЯ.
- Кто был на море? Какая на вкус морская вода? А почему? Есть соль в воде, а мы её не видим. ( проблемн. ситуация)
Давайте проведём исследование.
Опыт. В стаканчики с водой добавим немного морской соли, размешаем. (работа в паре)
- Что заметили? (соль растворилась) Сделайте вывод. ( Вода – растворяет соль, поэтому морская вода солёная)
- А как нам обратно получить соль? ( проблемн. ситуация)
( Опыт демонстрирует учитель)
- А вы на море пили морскую воду? (Нет, морскую воду пить нельзя!)
- А вы в море купались?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы на море не живём,
Но по морю мы плывём.
Раз взмах, два взмах.
Хорошо вот так!!!
- Стойте, стойте, далеко нельзя заплывать!
- Какие правила поведения на море знаете?
. Правила поведения на море.(слайд№9 )
5) О роли воды и богатств морей и океанов в жизни человека.
Вся жизнь на нашей планете связана с водой. (слайд №10)
Учитель: Почему так говорят « Кругом вода, а с питьем беда»? Ответ: это о морской воде так говорят, потому что она соленая.
Солёная, а как же там обитают различные животные? ( предположения детей)
- Многие живые существа приспособились жить в морской воде.
- Каких морских обитателей знаете? (видео)
- Как люди используют богатства морей и океанов? (слайд №11)
- Рыба — один из главных продуктов питания жителей морских побережий? (слайд №12)
Из морских водорослей тоже делают продукты питания и лекарства. Добывают из них йод, красящие вещества. Из некоторых морских моллюсков достают жемчужины для бус и колец. Раковины идут на изготовление перламутровых пуговиц и украшений. (Показ раковин)
На побережье строят санатории, дома отдыха. (слайд №13,14.)
Здесь есть возможность заниматься сёрфингом и дайвингом.Сёрфинг - это катание на специальных лёгких досках, а дайвинг -вид подводного плавания.
По морям и океанам перевозят разные грузы и товары. Путешествуют на морских судах и люди. (слайд№15)
- НО! ВНИМАНИЕ! Морю угрожают опасности. Как вы думаете – какие? (Ответы)
- Да, морю угрожают 2 опасности – загрязнение различными отходами и избыточная добыча рыбы. ( слайд 16,17)
Учитель: Какой же вывод из этого следует? (Ответы)
Вывод: не мусорить, не загрязнять, а охранять моря и океаны.(слайд№18)
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Самостоятельная работа.
Учитель: Давайте выясним, что же мы узнали сегодня на уроке. Для этого каждый из вас заполнит карточку - тест. Проверка. Показ смайликом результата. (Вывод-итог зачитывается вслух).
Домашнее задание: с.35-38 учебника, подготовить пересказ.
Любознательным: найти в энциклопедиях ответы на вопросы:
• Какие «цветные» моря есть на Земле?
• В каком море охотятся, судя по его названию.
• Какое море есть «среди земли»?
• Есть ли «неживое» море?
Рефлексия. – Что нового узнали? – Что было интересно на уроке?
Если на уроке вы узнали достаточно, всё было понятно – то прикрепите на доску голубую капельку, а если хотите узнать больше – то белую.
- Что у нас получилось? ( ручеёк, речка ) А о них мы узнаем на следующем уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.