“Женщина и война”
Война...Мне кажется - это самое страшное слово, связанное со смертью, жестокостью, болью и горем. Во время Великой Отечественной войны много людей боролось за освобождение своей земли и если бы не они, нас могло бы и не быть. Люди шли на смерть ради жизни и счастья других поколений, никто не думал о себе.
Многие говорят, что война - не женское слово, и, с одной стороны, с этим можно согласиться, ведь в слове “война” нет ничего женского, кроме рода. Кровь, смерть, жестокость никогда не сравнится с нежной, доброй и заботливой мамой. Но жестокая, разрушительная сила не щадит никого и делает равными всех: мужчин, женщин и детей... “Война пришла и всё сломала, и жизнь, и судьбы, и мечты!”, она постучалась в каждый дом.
Во время войны женщины не только трудились в тылу, но и шли на фронт, а ведь война - это самое страшное, что может случиться с женщиной, ведь она мать, она дарит жизнь, а тут ей приходится отнимать её, поэтому женщине - матери труднее всего нажать на курок и забрать чью - то жизнь. Но, несмотря на то, что тогда происходило, и как бы трудно не было женщинам, они брали в руки оружие, создавали партизанские отряды. Каждый хотел победы и делал всё, чтобы её приблизить.
Героями становились не только мужчины, но и женщины, например, первая женщина - герой, участница и создательница партизанского движения Подмосковья, Зоя Космодемьянская. Также в рядах героев - участников Великой Отечественной войны- была единственная иностранка, стрелок роты автоматчиков первой Польской пехотной дивизии имени Т.Костюшко - Анеля Кживонь, и таких примеров можно привести очень много.
Но, как я уже говорила, трудились в тылу и на фронте не только мужчины, но и женщины. В тылу оставались женщины, дети , старики, и вся тяжесть ложилась на хрупкие плечи женщин, им приходилось делать не только домашнюю работу; они также пахали землю, вставали за станки. Не хватало ни сил, ни еды, ни здоровья.
Наверное, всем известна история маленькой, но сильной духом Тани Савичевой. Девочка жила в блокадном Ленинграде, ныне Санкт - Петербург, война забрала всю её семью, она видела смерть своих родственников. Еще я хочу привести вам отрывок из дневника другой сильной духом девочки, Ани Арацкой. Этот дневник велся под пулями, практически на линии фронта.
“...Сталинград. Наша семья, в которой было девять детей, жила на поливаемой огнем улице у реки... Писать дневник я начала под обстрелами, а прекратила я его писать после того, как мы вместе с мамой вступили в Красную армию, а нашего брата Витю я долго со слезами провожала на фронт...
14 ноября 1942 год. Я думала, что в огне, слезах, горе и голоде у меня никогда не появится желание снова писать дневник, но случилось такое, что заставило меня писать. Умер наш папа и соседи, было страшно, было холодно и голодно, мы несколько дней сидели без еды и воды, мама плакала и от этого мне становилось еще хуже...” На мой взгляд, этот отрывок поможет нам более точно понять всю суровость войны.
Как правило, раньше в семьях было 5-10 детей, половина из них уходила на войну. Только представьте, каково было матери, провожающей своих детей на фронт, а что она чувствовала, когда к её дому подходил почтальон-с письмом или с похоронкой в руках? А каково было женщинам, попадавшим в плен или находящимся в концлагерях? Немцы не жалели никого, каждый день они убивали женщин и детей. Сердце женщины разрывалось от боли. Нет, она не боялась умереть: ей было больно слышать плач своего ребенка, ведь она не могла его спасти. Чтобы более полно понять смысл сказанных мною слов, я приведу строки из стихотворения Мусы Джалиля:
“...Всё понял, понял всё малютка.
-Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи
Дитя, что ей всего дороже.
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу против дула прямо...
-Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
-Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно...Две жизни наземь падают, сливаясь, две жизни и одна любовь!”
Немцы истребляли узников для нужд немецкой армии. Кровь брали как у взрослых, так и у детей до тех пор, пока те не падали в обморок. После этого ослабевших детей относили в так называемую больницу, где они умирали. Во время Второй Мировой войны Ирена Сендлерова, работая медсестрой, спасла более 2500 детей из концлагеря, она каждый день выносила в сумке по одному ребёнку. Будучи немкой, Ирэна знала о планах нацистов по поводу евреев. На дне сумки для инструментов она стала выносить детей из гетто, а в задней части грузовичка у неё был мешок для детей постарше. Там же находилась собака, которую женщина обучила лаять, когда немецкая охрана впускала и выпускала машину через гетто. Солдаты, естественно, не хотели связываться с собакой, а её лай заглушал звуки, которые могли издавать дети. Ирэну поймали и пытали, сломали ей обе руки и обе ноги, но она не рассказала, где закопаны банки с именами - это была единственная ниточка, по которой уцелевшие могли бы найти своих родственников. Благодаря поддержке подполья, ей удалось чудом избежать расстрела. После войны бывшая медсестра попыталась отыскать всех возможно выживших родителей и воссоединить семьи. Но большинство из них окончило жизнь в газовых камерах. Дети, которым она помогла, были устроены в детские дома или усыновлены.
Примеров, где женщины играли огромную, а порой и решающую роль, великое множество, и ведь они понимали, что могут быть убиты в любой момент, но это их не останавливало.
Я хочу привести пример жизни моих родственниц, о которых я узнала со слов моей бабушки, Погребковой Тамары Алексеевны. Во время войны мои прабабушки жили тяжело, судьбы их во многом схожи, обе они остались в тылу с четырьмя детьми. Работали по сменам, между сменами занимались домашним хозяйством. Пахали землю на коровах, косили сено вручную, садили огороды, чтобы прокормить детей. Одна из моих прабабушек, Погребкова Акулина Николаевна работала в колхозе, после смерти мужа на фронте в 1943 году, осталась совсем одна.
Вторая, Баталова Мария Егоровна, работала в военизированной охране, в «Заготзерно», она воспитывала не только своих детей, но и племянников мужа, у которых не было матери. Муж прабабушки вернулся с фронта в 1944 году в связи с тяжёлым ранением. После войны он прожил недолго. Мария Егоровна в свободное от работы время, по ночам, из старой одежды шила “новую”, не только своей семье, но и тем, кто просил её об этом, никому не отказывала. В трудные времена беда сплотила людей.
К сожалению, обе прабабушки умерли задолго до моего рождения, поэтому мне мало что известно об их жизни. Я восхищаюсь самоотверженностью моих родственниц, для меня они обе героини, на которых хочется быть похожей и быть достойной их памяти!
Женщины всегда оставались женщинами, и даже на войне старались выглядеть хорошо, шутить, петь песни, тем самым скрашивая фронтовую жизнь. Война, отняв у женщин самое дорогое - детей, мужей, родителей, сделала их сильными. Они вставали на защиту своей Родины, своих близких, они не боялись ничего и только ночью, когда их никто не видел “...рыдали бабы на печи...”.
И хотя война закончилась давно, её участники никогда не забудут того, что они пережили. О них вспоминают, ими гордятся и восхищаются, и каждый раз благодарят за мирное небо над головой. История помнит каждого, хотя и не о каждом известно, но мы должны их помнить всегда.
Я призываю всех помнить, уважать и самое главное, знать историю своей страны, которую мы можем пока еще узнать от очевидцев - героев, участников Великой Отечественной войны, ведь свидетелей тех событий с каждым годом становится все меньше и меньше.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.