Женщины представляют собой самостоятельную в своем развитии социально-демографическую категорию населения и составляющую социальной структуры общества, которая отличается особым положением в социальной структуре, специфическим статусом, рядом физиологических особенностей. В процессе развития общества и изменения общественных отношений социальный статус женщин претерпевал изменения.
Женщины в социальной структуре российского общества
Е.В. Кузнецова
Женщины представляют собой самостоятельную в своем развитии
социальнодемографическую категорию населения и составляющую социальной
структуры общества, которая отличается особым положением в социальной
структуре, специфическим статусом, рядом физиологических особенностей. В
процессе развития общества и изменения общественных отношений социальный
статус женщин претерпевал изменения.
Принадлежность к конкретному биологическому полу предписывает
определенную социальную и гендерную позицию. В современном обществе
это особая социальная группа, которая характеризуется системой
женщины
―
собственных социальных ценностей, социокультурным поведением, социально
спецификой социального статуса,
психологическими особенностями,
гендерных и ролевых функций и обладающая определенной целостностью по
отношению к другим группам общества.
Демографические характеристики влияют на определение положения
женщин в социальной структуре общества. В частности, в структуре
российского населения женщины превалируют над мужчинами. С возрастом
пропорция женщин все более увеличивается во всех возрастных и этнических
группах, что обуславливает представленность женщин в разных сферах, и,
прежде всего, на рынке образования.
Образование выступает как один из аспектов многостороннего процесса
социализации, с помощью которого выстраиваются жизненные стратегии,
способствующие эффективной общественной практике и размещению женщин
по различным социальным позициям в социальной структуре общества,
способствуя пополнению женщинами социального слоя специалистов высокой
квалификации. Посредством размещения осуществляется обновление ивоспроизводство социальной структуры общества, обеспечивая прогрессивное
его функционирование.
Доступ к образовательной системе способствует усилению внутри и
межгрупповых связей женщин во всех сферах общества, оказывая
существенное влияние на социальногрупповую динамику, поддерживая
горизонтальную и вертикальную мобильность, стратификацию в обществе,
обеспечивая социальную защиту в условиях рыночной экономике. На
сегодняшний день, система высшего образования обеспечивает женщинам
равноправие в профессиональной сфере. Существующая дискриминация по
обнаруживаемая в профессиональном продвижении,
признаку пола,
нивелируется на горизонтальном уровне тем высоким статусом, которому
способствует высшее образование.
В сложившейся системе иерархии статусов и социальных групп
экономический статус женщин включает в себя обязательную
профессиональную занятость. Это объективный процесс неразрывно связанный
с индустриализацией, развитием производства и являющийся одним из
признаков перехода к модернизированному обществу.
Генеративная функция женщин, прежде всего, позволяет выделить их в
качестве особой социальной и демографической группы. Генеративная
функция является предпосылкой целого ряда культурных и социальных
последствий и ведет к подчиненной роли женщины в общественном разделении
труда и выборе сфер жизнедеятельности. Место женщины в обществе, с точки
экономика — общие процессы
зрения структурного образования: дом, семья
и потребности в социальной системе пытались найти теоретики разных
―
социологических направлений.
Но женщины, проявляя активность, переходят из статуса подчиненной
общественной группы в статус активного социального субъекта, отвоевывают в
структуре общества важные для себя позиции, являясь той социальнойгруппой, которая наиболее быстро реагирует на общественные и
экономические перемены, перестройку патриархального уклада жизни.