1. Кто рассказывает историю Бэлы?
а) Печорин;
б) автор;
в) сама героиня;
г) Максим Максимыч.
2. Как сложилась судьба Бэлы?
а) её увёз Казбич;
б) она осталась с Печориным;
в) она вернулась к своим родным;
г) она умерла.
3. Куда пригласила ундина Печорина на свидание?
а) в дом старухи;
б) на берег моря;
в) в трактир;
г) в сосновый бор.
4. Чем закончилось свидание Печорина и ундины?
а) Печорин не пошёл на него;
б) ундина чуть не утопила Печорина;
в) ундина попросила Печорина ничего не говорить уряднику;
г) она назначила вторую встречу.
5. Чей это портрет?
«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу. Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала»
а) Вера;
б) Бэла;
в) Княжна Мэри;
г) Княгиня Лиговская.
7. Накануне дуэли Печорин спрашивает себя: «...зачем я жил? для какой цели я родился?..» и делает вывод: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных...» Как закончилась жизнь героя?
а) Женился на Вере;
б) Уехал за границу;
в) Умер, возвращаясь из Персии;
г) Стал членом тайного общества.
6. О какой героине Печорин рассуждает так: У нее такие бархатные глаза – именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят... Впрочем, кажется, в ее лице только и есть хорошего... А что, у нее зубы белы? Это очень важно! жаль, что она не улыбнулась на твою пышную фразу.
а) Вера;
б) Бэла;
в) Княжна Мэри;
г) Княгиня Лиговская.
Одной из отличительных черт русской классической литературы является глубина ее идейного содержания. В ней наблюдается неустанное стремление к разрешению вопроса о смысле жизни, гуманное отношение к людям, правдивость изображения. А также русские писатели в своих произведениях стремились найти образ идеальной русской женщины. Они выявляли ее лучшие черты, которые присущи нашему народу. Мало в какой литературе мира можно найти столь прекрасных и чистых представительниц слабого пола. Их отличает любящее и верное сердце и неповторимая душевная красота. Лишь в русской литературе так много внимания уделяется описанию внутреннего мира и сложнейших переживаний женской души. Сквозь все произведения просматривается образ русской женщины, которая является героиней, у которой большое сердце и пламенная душа, которая готова на подвиги.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или Пророку –
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский
«Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает… То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков…» М.Лермонтов «Герой нашего времени»
Печорин в романе показан противоречивой личностью. С одной стороны, он завистлив, зол, жесток, с другой – великодушен, иногда добр, то есть способен поддаться доброму чувству, например, благородно защищает княжну Мэри от посягательств толпы. Он безупречно честен наедине с собой, умён, но в то же время не умеет сострадать, привык исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка Печорина была бы неглубокой и однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безысходности. Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков во взаимоотношениях со всеми героями.
Я никогда не считался рабом любимой женщины.
М.Ю.Лермонтов
«Нет ничего на свете прекраснее женщины»
Ф.И. Тютчев
Женщины, окружающие Печорина, привлекают наше внимание и вызывают неподдельный интерес : Бэла - одна из “детей природы”, в мир которых попадает Печорин в повести “Бэла”; Ундина представляет в романе романтический мир беззаконной вольности, к которой стремится Печорин; княжна Мери и Вера социально родственны главному герою.
В ряду женских образов в «Герой нашего времени» образ Бэлы является одним из самых трогательных. Бэла была не виновата в случившемся с ней, и, тем не менее, она принимала все удары судьбы мужественно. Любовь Бэлы не смогла пробудить душу Печорина к жизни от самолюбивого эгоизма.
Роль женских образов в «Герое нашего времени» достаточно велика. Фактически, личность Печорина раскрывается перед нами через призму его взаимоотношений с женщинами, которые представлены в романе. Большое значение в этом играет образ Веры – светской замужней дамы, с который Печорин был знаком еще в Петербурге. Это давняя любовь Печорина, пожалуй, единственная женщина, сумевшая оставить неизгладимый след в его душе. Мы понимаем ценность Веры для Печорина: эта единственная женщина, которая поняла его полностью и приняла таким, какой он есть, не пытаясь переделать..
Человек не игрушка. Его нельзя взять, отдать. Вспоминаются слова Экзюпери, который говорил о том, что мы в ответе за тех, кого приручили. В Печорине говорило его эгоистическое начало, потребительское отношение к Бэлле. Сначала она вызвала его интерес тем, что отличалась от светских девушек отсутствием кокетства, корысти, лицемерия. Но потом, удовлетворив свое любопытство, Печорин потерял к девушке интерес. Это и привело к трагедии.
Взаимоотношения с Мэри Печорин разыграл точно по сценарию.
Встреча Печорина с Мери и искание им ее любви были скорее главным приемом его борьбы с Грушницким, чем проявлением зарождающегося чувства к ней.
Мери оказывается лишь кратковременным увлечением Печорина, с ее помощью он добивается своих целей: доказывает свое превосходство над Грушницким и вызывает ревность Веры. Княгиня Мери же принимает это известие стойко и находит в себе силы сказать Печорину на прощание: "Я вас ненавижу!", хотя по-прежнему его любит.
Главная цель образа Веры - это показать искреннюю, настоящую любовь Веры к главному герою. Вера одна смогла полностью понять Печорина и полюбить не за какие-то заслуги или внешность, а за сложность и необычность характера. Вера никогда не заставляла Печорина класться ей в верности, не спрашивала о других женщинах, что он очень ценил.
Именно такая любовь смогла растопить сердце героя. Сам Печорин выделяет Веру из всех женщин, которые когда-либо у него были. Он признает, что Вера-единственная , кого он никогда не обманет и будет помнить все жизнь: “…оба пойдем разными путями до гроба; но воспоминание о ней останется неприкосновенным в душе моей…” Конец их любви трагичен.
Печорин осознает, что она была его единственной любовью и в один миг стала дороже всего на свете.
Бэла, Мэри и Вера любили его, а он может любить?
Для любви надо жертвовать чем – то. Мало быть любимым, надо самому любить. Печорин не готов к этому. В этом виноват характер, воспитание, влияние общества, цинизм. В этом большая человеческая трагедия.
«У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».
- Чего не хватало ему для того, чтобы стать действительно счастливым человеком?
Размышляя над извечным вопросом, что такое счастье, какой ответ предлагает герой?
К чему может привести гордость, отсутствие друзей?
Видит ли Печорин смысл в жизни?
- Как таких людей называют в литературе?
(« А что такое счастье? Насыщенная гордость?»)
(Конечно же, к одиночеству. Печорин представляется нам не просто героем своего времени, а трагическим героем».)
Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом его трагедия.)
(Печорина можно назвать «лишним» человеком. В нём много жизненной энергии, потребности в действии, желания бороться и побеждать. При благоприятных условиях эти его качества могли бы быть общественно полезными, но этому мешала сама жизнь.
Ундина показала Печорину, как он чужд миру вольных контрабандистов.
Вера – единственная настоящая любовь Печорина, она открыла для него мир чувств и душевных терзаний.
Бела – показала Печорину, что его тоже можно любить, глубокой и бескорыстной, «светлой» любовью.
Княжна Мери – стала для Печорина еще одним «трофеем» , еще одним доказательством его безграничной власти над женщинами.
В том, что Печорин стал нравственным калекой нужно обвинять не только его, но и общество, его окружавшее. Общество, в котором жил Печорин само вынуждало главного героя быть «моральным уродом».
Женские образы подчеркивают противоречивый душевный мир главного героя, выявляют мотивы поступков и побуждений Печорина.
Итак, все женские персонажи романа играют важную роль: с их помощью Лермонтов показывает, что Печорин одинок в любой среде, он не может найти успокоения даже в таком глубоком чувстве, как любовь. Женщины, к какому бы кругу ни принадлежали, лишь на мгновение могут увлечь его, но полностью отдаться этому чувству он не может, и в этом - его трагедия.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или Пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы,
Шпагу для дуэли, меч для битвы.
Каждый выбирает по себе.
Юрий Левитанский
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.