В моей методической копилке за годы работы учителем химии в общеобразовательной школе было накоплено множество материалов различной тематики. Одним из разделов моей копилки является подборка материалов о великих химиках нашей страны, других стран, внесших существенную роль в развитие химического производства, разных сфер деятельности человека. Сразу найти необходимый тебе материал зачастую бывает проблематично, на это требуется время. Хочу поделиться с коллегами такой подборкой информации. Источниками поиска за долгие годы для меня стала различная научно-популярная литература, журналы, подшивки тематических газет или отдельные Интернет-ресурсы. Предлагаемый материал может стать хорошим подспорьем при подготовке уроков химии, внеклассных мероприятий.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановкой СОШ
«Жертвуя собой ради истины».
Как открывались неизвестные вещества великими химиками. (часть 2)
Нередкими в истории химии были случаи, в которых отравления,
травмы или даже смерть наступали не как следствие длительной
работы с ядовитыми веществами, а как результат одного неудачного
опыта, сопровождавшегося, как правило, взрывом. Ниже перечислен
далеко не полный перечень подобных происшествий.
Работая в лаборатории Мейера в Геттингене, в 1885 г. серьезное отравление
2,2'дихлордиэтилсульфидом ClCH2CH2–S–CH2CH2Cl получил известный
русский химик Н.Д.Зелинский (1861–1953). От действия этого вещества у
него на руках, лице и теле образовались волдыри. Несколько месяцев ученый
вынужден был провести в больнице. Вещество же, полученное им,
впоследствии было применено немцами в 1917 г. в районе г. Ипр, по имени
которого оно получило название «иприт».
Серьезную травму получил в 1884 г. Л.Ю.Мейер (1830–1895), любивший
демонстрировать на лекциях взрыв ацетиленовоздушной смеси. Както раз во
время такой демонстрации произошел взрыв такой силы, что он разрушил всю
аппаратуру и поранил самого экспериментатора.
В руках у русского химика С.В.Лебедева (1874–1934) однажды взорвался
сосуд с бромом. Осколки стекла и брызги брома попали на руки и лицо
ученого, поранив их и сопроводив сильными ожогами. Несмотря на
своевременно оказанную помощь, часть осколков осталась в теле Лебедева ибыла удалена хирургическим путем только через три года.
Говоря о взрывах в лаборатории, невозможно не упомянуть немецкого химика
Юстуса Либиха (1803–1873), которого взрывы сопровождали на протяжении
почти всего периода занятий химией, начиная с детства, и были причиной
многих его жизненных неприятностей.
Юстус Либих
После того как Юстуса выгнали из школы за взрыв, происшедший прямо на
уроке, отец устроил Либиха учеником аптекаря. Но и здесь он долго не
задержался. После сильного взрыва, снесшего крышу над мансардой, в
которой 15летний юноша проводил опыты с гремучей ртутью (фульминат
Юстус был изгнан и из аптеки.
ртути)
В более старшем возрасте Либих захотел както разложить гремучее серебро
,
сернистым аммонием. Однако, лишь только первая капля раствора упала в
чашку с гремучим серебром, раздался оглушительный взрыв. Либиха
опрокинуло на спину, на две недели он потерял слух и чуть не ослеп. Будучи
уже зрелым ученым, Юстус както раз на лекции демонстрировал горение
паров сероуглерода в оксиде азота(II). Неожиданно произошел сильнейший
взрыв, осколки колбы, где проходила реакция, осыпали всех присутствующих.
Либиху снова повезло: наиболее крупный осколок ударился в табакерку,лежавшую
К сожалению, не всем химикам так везло, как Либиху.
кармане
в
ученого.
Но опыт химиков прошлого не прошел бесследно. Жертвуя собой ради
истины, они на своем опыте предупреждали будущие поколения ученых об
опасности работы с тем или иным веществом. На этой основе
совершенствовались меры защиты от токсичных, взрывоопасных и
радиоактивных веществ,
развивалось лабораторное оборудование,
разрабатывались более безопасные методы синтеза и анализа.
В настоящие время, несмотря на высокую токсичность и опасность многих
веществ, химики доказали, что работа с ними может быть абсолютно
безвредна. В этом им помогают продуманные меры предосторожности:
мощные тяги, защитные материалы (очки, перчатки, фартуки, противогазы,
экраны), использование манипуляторов и другие средства защиты. Все это в
комплексе позволяет избежать вредного влияния токсичных веществ на
организмы химиков и тем самым создает им условия для долгой и
плодотворной жизни.